ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Психологія конфлікту

Носитель конфликта — субъект или субъекты
Еще один признак кон­
фликта был первоначально обозначен нами как наличие субъекта или субъек­
тов в качестве носителей конфликта. Его выделение определялось необходи­
мостью ограничить предлагаемое нами понимание конфликта от его метафо­
рического употребления. Простейшая интерпретация этого признака означа­
ет, что конфликт — это «человеческое» явление. Психологи не нуждаются
в этом уточнении (исключение составляет приписывание свойств конфликта
явлению борьбы в животном мире, что, на наш взгляд, глубоко ошибочно, ибо
лишает феномен конфликта его ценностно-нормативных характеристик, его
«социальности»). Однако субъект — не просто человеческий индивид; эта ха­
рактеристика делает акцент на его наделенности сознанием и волей (в тради­
ционном философском и психологическом понимании), на его способности
к активным и осознанным действиям.
Активность отмечалась нами выше как один из атрибутивных признаков
конфликта. Она развивается как следствие осознания наличия противоречия Глава 2. Психологическая традиция изучения конфликтов 39
и потребности в его преодолении. Если человек не воспринимает сущест­
вующее противоречие (в собственных стремлениях, в отношениях с другими
людьми и т. д.) как проблему, требующую решения, то психологически кон­
фликта не существует. Сказанное, конечно, не означает необходимости аде­
кватного осознания возникшей проблемы, она может переживаться в виде
эмоционального дискомфорта, напряжения, тревожности, т. е. так или иначе
порождать потребность в ее преодолении. В равной мере, независимо от того,
что можно было бы назвать «объективным взглядом», если человек воспри­
нимает как проблему что-то в своих отношениях с другими людьми или то,
что происходит в его душе, он будет переживать это как проблему, требую­
щую своего решения.
На первый взгляд, исключением является психоаналитическая трактовка
конфликта как неосознаваемого человеком явления (напомним: патогенного,
по Фрейду, и невротического, по Хорни). Однако речь идет о вытесненных из
сознания проблемах, следовательно, было бы точнее говорить о конфликтах,
которые приобрели неосознанный характер в результате определенной внут­
ренней работы, направленной на их вытеснение и подавление, а их разреше­
ние как раз и предполагает их осознание. (Мы вынуждены, несмотря на без­
условную важность затронутой проблемы, ограничиться здесь этим кратким
обсуждением признака осознанности противоречия. Впоследствии мы еще
неоднократно будем возвращаться к этой проблеме, прежде всего в связи с те­
мой возникновения конфликтов.)
Мы рассмотрели те признаки конфликта, которые первоначально были
выделены для характеристики данного явления и которые, по нашему мне­
нию, вполне согласуются и с психологической феноменологией, и с представ­
лениями, существующими в теоретической психологии. Не осталось ли за
пределами нашего рассмотрения какого-то неотмеченного признака? Обра­
щение к определениям конфликта другими авторами показывает, что предло­
женные нами атрибутивные признаки сопрягаются или во многом совпадают
с представлениями специалистов или, во всяком случае, не противоречат им.
Но есть одна характеристика конфликта, которая заслуживает особого обсуж­
дения.
Речь идет о негативных действиях или негативных чувствах — характери­
стиках, нередко включаемых в определения конфликта. Рассмотрим в качестве
примера два уже приводившихся определения. Одно из них — классическое
и, возможно, наиболее распространенное определение Л. Козера, широко ис­
пользуемое в литературе. Оно относится к социальному конфликту, но, как
известно, в западной традиции понятие социального конфликта использует­
ся достаточно широко, в том числе и применительно к интерперсональным
ситуациям. Итак, по Козеру, «социальный конфликт может быть определен
как борьба из-за ценностей или претензий на статус, власть или ограничен­
ные ресурсы, в которой целями конфликтующих сторон являются не только
достижение желаемого, но также и нейтрализация, нанесение ущерба или
устранение соперника» (Coser, 1968, с. 232). В этом определении стороны вы-90 Часть I. Основы изучения конфликтов
ступают как противники, стремящиеся нейтрализовать друг друга. Но это
в лучшем случае, а в худшем — в определение конфликта прямо включаются
агрессивные компоненты («нанесение ущерба или устранение соперника»).
Второе определение принадлежит отечественным авторам Анцупову и Ши-
пилову, выполнившим огромную аналитическую работу по уточнению поня­
тийной схемы конфликта: «Под конфликтом понимается наиболее острый
способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаи­
модействия, заключающийся в противодействии субъектов и обычно сопро­
вождающийся негативными эмоциями» (Анцупов, Шипилов, 1999, с. 8).
В недавнем издании они уточняют свое определение: конфликт — это «наибо­
лее деструктивный способ развития и завершения значимых противоречий,
возникающих в процессе социального взаимодействия, а также борьба под­
структур личности» (Анцупов, Шипилов, 2006, с. 158), но делают следующую
оговорку. Если в процессе конфликта имеет место противодействие субъек­
тов, но они не переживают взаимные негативные эмоции, или, напротив, пе­
реживая таковые, не противодействуют друг другу, то такие ситуации авторы
считают предконфликтными. А под внутриличностным конфликтом понима­
ется «негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур
внутреннего мира личности» (Анцупов, Шипилов, 2006, с. 158).
Речь идет о принципиальном вопросе — включении в понятие конфликта
в качестве его обязательного признака негативных действий (как у Козера)
или негативных чувств (как у Анцупова и Шипилова). Определение Козера
было предложено им 30 лет назад в период становления конфликтологии;
определение Анцупова и Шипилова — одно из последних. Напомним, что
для ранней философско-социологической традиции, как и для психологиче­
ской (психоанализа), было характерен акцент на деструктивных, разруши­
тельных аспектах конфликта, что приводило к его общей негативной оценке.
С психологической точки зрения, придерживаясь любого из этих опреде­
лений, мы вынуждены были бы также рассматривать конфликт как явление
отрицательное.
Несомненно, что конфликт сопровождается разнообразными пережива­
ниями: можно испытывать чувство досады, переживать возникшие затрудне­
ния, чувство непонятости, несправедливости и т. д. Однако обязательно ли
в нем присутствует враждебность по отношению к партнеру или желание на­
нести ему ущерб?
Авторы издания, посвященного конструктивному управлению конфликта­
ми (Constructive Conflict Management... 1994) считают, что это понятие харак­
теризуется более широким объемом, чем понятие агрессии, и что конфликт
может протекать без агрессии. Последняя может быть способом воздействия
участников конфликта друг на друга, может приводить к деструктивному его
развитию, однако в современной интерпретации конфликт может развивать­
ся и без взаимной враждебности участников или их разрушительных дейст­
вий. Это как раз и дает основания надеяться на возможности конструктивно­
го управления конфликтами. Глава 2. Психологическая традиция изучения конфликтов 91
В большинстве приведенных выше определений речь шла об интерперсо­
нальных конфликтах. Если мы надеемся на возможность создания универ­
сального определения конфликта, отвечающего по крайней мере двум его
основным психологическим разновидностям — межличностному и внутри-
личностному конфликту, то оно должно содержать признаки, релевантные
для конфликтов обоих видов. Вряд ли правомерно среди разнообразных
чувств, переживаемых человеком в ситуации экзистенциального или любого
другого внутреннего конфликта, делать акцент на враждебности или агрес­
сии по отношению к самому себе.
Таким образом, нам представляется, что включение в перечень признаков
конфликта агрессии (в виде действий или враждебных чувств) приводит к
сужению объема понятия и тем самым сводит общее понятие конфликта к од­
ной из возможных разновидностей.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Носитель конфликта — субъект или субъекты» з дисципліни «Психологія конфлікту»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: ІНСТИТУЦІЙНА МОДЕЛЬ ГРОШОВОГО РИНКУ
Кредитоспроможність позичальника та основні джерела інформації дл...
Класифікація банківських кредитів
ПАСИВНІ ОПЕРАЦІЇ БАНКІВ
ШВИДКІСТЬ ОБІГУ ГРОШЕЙ


Категорія: Психологія конфлікту | Додав: koljan (12.02.2012)
Переглядів: 703 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП