Самая главная позитивная функция конфликта состоит в том, что, будучи формой противоречия, конфликт явля ется источником развития. Наиболее явное выражение эта функция кон фликта, принимающего форму кризиса, нашла в концепции Эриксона. Наря ду с ней существует и множество других, более частных приложений общего тезиса о позитивной роли противоречий в развитии индивида. Например, в ряде исследований, основанных на идеях Жана Пиаже и его школы, показа но, что социокогнитивные конфликты могут быть источником интеллекту ального развития детей. Под социокогнитивным конфликтом понимается ситуация, когда индивиды имеют разные ответы на одну и ту же проблему и мотивированы на достижение совместного решения. Чем значимее этот конфликт для участников ситуации, тем потенциально сильнее его влияние на их интеллектуальное развитие (Levine, Resnick, Higgins, 1993). Также об щепризнанным можно считать тезис о противоречиях как источнике разви тия группы, включая и возможные конкурентные процессы. Так, Б. Ф. Ломов считает, что в совместной деятельности «соперничество (сотрудничество) играет роль своеобразного "катализатора" развития способностей» (Ломов, 1984, с. 325). Аналогичную функцию стимулирования активности и развития конкуренция играет в группе. Принятие этой точки зрения проявилось в том, что в психологический словарь 1990 года впервые был введен термин «кон фликт продуктивный» (Психология. Словарь, 1990).
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Конфликт — источник развития» з дисципліни «Психологія конфлікту»