К уже названным часто добавляют имена М. Вебера, Э. Дюркгейма, а также их младших собратьев, таких как, например, К. Боулдинг. И все же прежде всего именно работы К. Маркса, Г. Зиммеля, Р. Дарендорфа и Л. Козера зало жили основы того, что сегодня называется социологией конфликта. Современная теория конфликта часто рассматривается как теоретический протест против доминирования структурного функционализма. Его принци пы — стабильность, устойчивость, согласие и др. — слишком контрастирова ли с социальной реальностью, изобилующей противоречиями, конфликтами и другими по- В наши дни мы еще можем уповать на Р с и ' будущее без войны в традиционном Н. Грант, автор книги «Конфликты XX ве- с м ы с л е слова, но невозможно предста- ка. Иллюстрированная история», анализиру- вить себе будущее без разного рода на- ет наиболее трагические события двадцатого сильственных конфликтов. столетия, существенно повлиявшие на исто- н - г Р ант рию человечества, и констатирует, что «гря дущие поколения будут рассматривать XX век как наиболее воинственный и жестокий. Волна насилия нарастает: исследование, проведенное в 1986 го ду, показало, что число погибших от бомб и пуль за последние сорок лет пре вышает число солдат, убитых во Второй мировой. К 1992 году количество войн (в которых участвовали регулярные войска) достигло двухсот, и если в пятидесятые годы в среднем за год велось девять войн, то к семидесятым 44 Часть I. Основы изучения конфликтов ежегодный показатель возрос до четырнадцати» (Грант, 1995, с. 9); при этом больше половины из них были связаны с конфликтами внутри стран. Считается, что именно конфликтные явления в конце концов и нанесли ре шающий удар по функционализму в социологической теории, в 60-х годах объ явленному утопией. В это время возрождается интерес к конфликтам, «были заново открыты конфликты и изменения, что побудило некоторых провоз гласить точку зрения конфликта "новой социологией"» (Тернер, 1985, с. 126). Успехи теоретиков конфликта и их последователей привели к парадок сальному, на первый взгляд, но закономерному в науке результату. Как пи шет по этому поводу «Международная социологическая энциклопедия», «кон фликтная теория как особая школа мысли более не существует. Ее ориги нальная аргументация принята: все социологические теории должны сказать что-нибудь о вездесущности конфликта в социальной жизни» (The Interna tional Encyclopedia of Sociology, 1984, p. 62). В соответствии с довольно распространенной точкой зрения, «конфликт ный подход Л. Козера явился основой нынешней теоретической социологии на Западе» (Танчер, 1994, с. 265; см. также Тернер, 1985). Данное высказывание может показаться излишне категоричным, однако оно отражает бесспорное признание прав конфликта на внимание со стороны социальных ученых, а также возможность перейти от доказывания «права на существование» конфликта к его более глубокому изучению. Идеи классиков конфликта создали (пользуясь выражением Тернера) прекрасный «интеллектуальный трамплин» для последующего развития ра бот в этой области. Но это развитие не было простым и легким. Извечной мечтой человечества всегда было создание такого справедливого и прекрас ного мира, в котором не будет ни войн, ни распрей, ни конфликтов. И это ка залось возможным — достаточно было лишь победить всех врагов, придумать правильные законы, найти мудрых правителей. Особенное значение приобре тали способы избегания конфликтов, на поиск которых и были направлены усилия социальных ученых, общественных деятелей, политиков и т. д. И по иск практических средств ликвидации конфликтов представлялся более бла городной и значимой целью, чем исследование самих конфликтов. Изучение многих проблем, на которых сосредоточено внимание ученых, можно считать внутренним делом самой науки, они достаточно безразличны широкому общественному мнению и разного рода социальным идеям и дви жениям, а потому становятся достоянием гласности и будоражат воображе ние только в случае каких-то сенсационных открытий или шокирующих экс периментов. Но есть проблемы, изучение которых невольно испытывает на себе влия ние социального контекста. Культурные нормы и социальные ценности сво его времени, общественные настроения и состояние умов оказывают влияние на выбор (или не выбор) тех или иных тем для исследования. Их влияние в гуманитарных науках обнаруживается в проявлении или отсутствии инте реса к каким-то аспектам человеческого существования, в тех пристрастиях Глава 1. Философско-социологическая традиция изучения конфликтов 45 или предубеждениях, которые явным или скрытым образом определяют по зиции и взгляды ученых. Тема конфликта относится именно к тому типу научных проблем, в исто рии которых в полной мере отражаются культурные, социальные, идеологи ческие ценности и предрассудки своего времени. В 1950 году в американском социологическом журнале появляется статья Дж. Бернард «Где современная социология конфликта?», в которой анализи руются причины отсутствия прогресса в этой области и причины пренебре жения изучением конфликтов. По мнению автора, общество не хочет призна вать факт существования определенных конфликтов. Кроме того, некоторые влиятельные организации не заинтересованы в развитии исследований кон фликтов, поскольку тактика секретности и внезапности усиливает потенци альные возможности влияния конфликта, а изучение конфликтов «разоружа ет» конфликтующие стороны. Также, считает Бернард, социологи хотели бы избежать идентификации с марксизмом, доминировавшим в исследовании конфликтов. В качестве еще одного объяснения слабой изученности кон фликта приводится соображение, что тот, кто изучает конфликт, невольно за щищает или одобряет его. Бернард утверждает, что западная социология кон фликта продолжает оставаться на уровне работ Зиммеля. При этом отмечает ся, что за предшествующее десятилетие вышла лишь одна научная книга, посвященная социальному конфликту, да и та принадлежащая перу психоло га (имеется в виду работа К. Левина «Разрешение социальных конфликтов» 1948 года) (Bernard, 1950, р. 12-13).
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Победа теоретиков конфликта» з дисципліни «Психологія конфлікту»