Тот, кто намерен стать хорошим писателем, должен прилагать все усилия, чтобы его язык был простым, кратким, энергичным и ярким, прежде чем он позволит себе поддаться соблазну и обратится к более эффектным приемам. Этот общий принцип можно трансформировать в практические правила использования словаря: • • • отдавайте предпочтение знакомым словам, а не искусственным образованиям; отдавайте предпочтение конкретным словам, а не абстрактным; отдавайте предпочтение одиночным словам, а не фразам;
Большинство из нас учили в школе, как правильно спланировать письмо и разбить его на абзацы. Составление отчетов в настоящее время тоже рассматривается в контексте структурирования, однако тут могут возникнуть сложности, и не в последнюю очередь из-за того, что очень немногие преподаватели знают, как правильно их писать. (Я не имею в виду ежеквартальные отчеты, хотя и они требуют определенного навыка.) Очень часто новички переоценивают роль структуры и плана в письменных документах. Обычно если вы выражаетесь ясно и описываете свои действия, то вам почти все сойдет с рук. Нормы и условности важны, но их относительно легко выучить, и не они являются главными в письменной речи. Основа документа — это содержание. Разумеется, я не могу давать вам
570
ДЖОН АДАИР • • отдавайте предпочтение коротким словам, а не длинным; отдавайте предпочтение словам родного языка, а не иностранным.
ЭФФЕКТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ писателями — как в прошлом лучшими солдатами — являются те, кто выдержал муштру, тренировки и строгую дисциплину, чтобы затем ему позволили вернуться к своей прежней свирепости. В современном, вечно занятом мире, где время является наградой, принцип краткости особенно важен. Будучи руководителем, вы имеете дело с деньгами и временем. Длинные письма или меморандумы обходятся дорого — в смысле зарплаты секретаря и почтовых расходов. Таким образом, краткость является важнейшей характеристикой деловых бумаг. Дело в том, что писатель — даже тот, кто пишет письмо, — претендует на ограниченное и драгоценное время читателя, на те минуты и часы, из которых складывается наша жизнь. Растрачивать время — это растрачивать жизнь. Поэтому руководитель должен стремиться прежде всего к точности и краткости, то есть к экономии времени читателя или слушателя. С точки зрения руководителя письма, и отчеты являются основными средствами письменной коммуникации. В следующих разделах я предложу вам некоторые идеи, как применитьперечисленные выше принципы, чтобы сделать плод ваших усилий наиболее эффективным.
571
Эти правила приводятся в порядке их значимости; последнее является также наименее существенным. Г. В. Фаулер и Ф. Дж. Фаулер. "Королевский английский' (1906) Конечно, использование коротких и емких слов само по себе ничего не решает. Принципы ясности и простоты сначала должны быть применены на уровне мышления, и только затем из них может созреть плод «строгого, естественного и прямого» языка. Короткого пути к простоте не бывает — это качество ума. Простота — это неуловимая и сложная вещь. Она основывается на дисциплине и организации мышления, интеллектуальной смелости, а также многих других качествах, которые не сводятся просто к коротким словам и коротким фразам. Ясная и понятная речь — это результат простоты, а не средство ее достижения. Разница может показаться вам незначительной, но она очень важна. Необходимость простоты языка должна быть уравновешена первым принципом, то есть ясностью. Любая коммуникация, подобно наброску или рисунку, предполагает пропуск каких-то вещей. Стремление к точности — указание соответствующих фактов, формулировка определений, последующие логические рассуждения — требует присутствия определенных вещей, даже в ущерб краткости. Слишком короткое или урезанное письменное сообщение требует дополнительной, уточняющей коммуникации и поэтому не имеет смысла.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ВСЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ПРОСТЫМ» з дисципліни «Мистецтво управляти людьми й самим собою»