Интересно провести сравнение теории Герцберга с теорией Маслоу. Обе они. как вы уже, наверное, заметили, основываются на одних и тех же допущениях относительно самоактуализации. Однако в отличие от холистического подхода Маслоу концепцию Герцберга можно разделить на две части. Вполне вероятно, что противоположные полюса в континууме человеческого поведения носят количественный характер. Документируя это явление в связи с работой, Герцберг косвенно привлекает внимание к тому, что может определять различия в перечне волевых потребностей Маслоу. Физиологические потребности, потребности в безопасности и социальные потребности, к примеру, могут вызывать неудовлетворенность, если они не удовлетворяются, но в соответствии с теорией Герцберга они практически не способны воздействовать на удовлетворенность. И наоборот, удовлетворение потребностей в уважении и самоактуализации, а также профессионального роста может привести к более сильному и длительному чувству удовлетворенности. Таким образом, мы получаем возможность попытаться примирить два этих подхода Маслоу и Герцберга. Кстати, одно из преимуществ двухфакторной модели Герцберга над континуумом Маслоу вытекает из тенденции нашего мышления обращать внимание на контрасты и воспринимать их. Если нечто может быть четко разграничено на «черное» и «белое» с ясно очерченными контурами, наш мозг обязательно регистрирует это. Вот почему преподаватели в своих объяснениях часто склонны использовать противоположности. (То же самое можно сказать и о движении — если объект неподвижен, мозг склонен не замечать его.) Таким образом, дуалистическая схема Герцберга ценна своей стимулирующей и визуально понятной для обучения формой. Однако было бы упрощением расширять ее применение за определенные границы. Мы можем интерпретировать ее кажущееся противоречие теории Маслоу, скорее, как признак разницы в мышлении, а не как некие фундаментальные различия.
Возможно, вы заметили, что Герцберг называет шесть мотиваторов, но в его диаграмме присутствуют только пять. Причина, по всей видимости, заключается в том, что эти пять факторов, объединяясь, образуют то, что он называл развитием или самоактуализацией. Лично я думаю, что это просто ошибка, поскольку приведенную в таблице категорию «возможность развития» можно отделить от пяти остальных факторов. А вы как думаете? Герцберг связывал «факторы гигиены» с тем, что он называл «потребностями избегания», т. е. стремлением человека избежать страданий и неприятных ситуаций. Мотиваторы же он напрямую связывает с той идеей, что «конечной целью» человека является самоактуализация, или самореализация. На работе эта фундаментальная потребность частично находит удовлетворение, если работа в определенной степени удовлетворяет связанную с ней потребность в профессиональном росте и дает простор для творчества. Если эти возможности принципиально отсутствуют в данном виде деятельности, то для достижения баланса требуется усиленное воздействие факторов гигиены. «Мотиваторы удовлетворяют потребность в творчестве, а факторы гигиены отвечают потребности в справедливом отношении — таким образом, для достижения требуемого отношения к работе и требуемой эффективности необходимо присутствие соответствующих побудительных причин».
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Сравнение теорий Герцберга и Маслоу» з дисципліни «Мистецтво управляти людьми й самим собою»