Организационные аспекты агитации на радио и телевидении
По словам А. Егорова, «трудно переоценить зна чение программной политики телерадиокомпаний в период предвыборной борьбы, в день выборов и в первые недели после этого дня. Настроения людей, их оптимизм и вера в свои силы во многом зависят от того, насколько удастся телевидению избежать крайностей политической агитации, не доводить из бирателей до исступления, когда кажется, что, если я проголосую не за того кандидата, жизнь остано вится. Профессионализм работника телевидения в том и состоит, что он должен помочь соблюсти чувство меры, найти точное соотношение политической информации и художественного вещания, избежать в эфире суеты, растерянности, самотека программы». Следует помнить, что деятельность телевидения и радио в сфере предвыборной политической борьбы должна быть направлена на всемерное содействие гражданам в осуществлении права свободного выд вижения и выбора наиболее достойных кандидатов в демократические представительные органы государ ственной власти. На государственном телевидении и радио для кандидатов это право должно гарантиро ваться: * равной возможностью выступления кандида тов перед избирателями с изложением своей програм мы, являющейся одним из главнейших принципов истинно демократических выборов. (В качестве при мера нарушения этого принципа можно привести случай из предвыборной практики США, когда в ходе избирательной кампании одна из телесетей показала фильм с участием бывшего киноактера Р.Рейгана, где он сыграл одну из своих ролей. Соперник Рейгана тут же потребовал предоставить ему такое же коли чество эфирного времени. И компания была вынуж дена это сделать). 167 * невмешательством редакции в содержание вы ступления по предвыборной программе в отведенное для этой цели эфирное время; * предоставлением равного времени для выступ лений в радио- и телепередачах. Вместе с тем это не означает, что журналист не имеет права: * предварять или комментировать выступление кандидата; * редактировать по своему усмотрению, но с со гласия кандидата содержание интервью, беседы и иных выступлений, не являющихся изложением пред выборной программы; * приглашать для участия в одной передаче со перничающих кандидатов или компоновать их выс тупления в соответствии со своим творческим замыс лом и т.д. Из всех средств массовой информации, использу емых в ходе выборов, ведущим по аудитории и соот ветственно по степени влияния является телевидение. По данным российского политтехнолога А. Максимо ва, имидж ведущих политиков на 70% создается имен но с помощью телевидения, в то время как на долю радио, прессы и др. СМИ приходится лишь 30%. Дело в том, что мелькающий на экране телеви зора видеоряд намеренно не оставляет времени на размышление. Телевизионный образ, как правило, подкрепляется авторитетом диктора или постоянно го ведущего, его эмоциональным воздействием, в котором немалую роль играют жест и интонация, ко торые могут существенно изменить смысл информа ции. Даже если она предварительно отбирается высо к о к в а л и ф и ц и р о в а н н ы м и л ю д ь м и , з н а ю щ и м и особенности образного восприятия. Информация, поступающая в сознание в виде зримых образов, непосредственно и без критическо го анализа просачивается в самые потайные уголки нашей психики и, действуя на эмоциональную сфе- 168 ру, оседает в подсознании. Это обусловлено тем, что другая форма интеллекта — образно-чувственная, в отличие от логического мышления, лежит в основе таких явлений психики, как воображение, фантазия и интуиция. Современные же средства массовой ком муникации (кино, ТВ и т.д.) ориентированы именно на образный язык и как бы.дополняют привычные нам формы речевого общения. В результате, как уже говорилось, образная ин формация непосредственно и без критического ана лиза проникает в самые потайные уголки психики, а видеоряд, мелькающий перед глазами зрителя, не оставляет времени на размышление и может при той или иной подаче информации существенно изменить ее смысл. Телевидение — это средство обращения к самой широкой аудитории. Одной из основных причин по добного воздействия телевидения на избирателей яв ляется то, что подавляющее большинство людей луч ше воспринимает информацию, поданную с помощью образов, чем просто слов. По словам М. Рокара, «в отличие от печатного и даже устного слова, зритель ный образ не терпит толкований или рассуждений. Специалисты утверждают: увиденное составляет бо лее половины того, что сохранит в памяти телезри тель, а услышанное — немного менее половины. Та кой вывод подтверждают многие опросы». В качестве примера можно привести одну из пред выборных кампаний в США. Тогда избиратели-радио слушатели фактически отдали свои голоса Р. Никсо ну, в то время как избиратели-телезрители предпочли Д. Кеннеди. В итоге именно мнение избирателей-теле зрителей оказалось решающим — чаша весов скло нилась в пользу Кеннеди, до этого шедшего голова в голову со своим оппонентом. По словам А. Егорова, «одной из главных ошибок прошлого стала недооценка новой тенденции — пер сонификации политики и политиков с помощью те- 169 левидения. Сегодня люди узнают не только теорети ческие постулаты того или иного политического объе динения, но и облик его лидера: их интересуют его взгляды, характер, образ жизни... Телевидение позво ляет олицетворять политику, содействует созданию нового, публицистического облика того или иного политика. От умения держаться, выступать, вести дискуссию, общаться со зрителями во многом зави сит судьба политика и его партии. Сознавая это, по литики ищут новые пути общения с телевидением и прессой: устраивают пресс-конференции, интервью, беседы на телеэкране, стремятся овладеть секретами и законами телевизионной публицистики. По суще ству, у современного политика появилась новая об ласть деятельности — работа со средствами массовой информации, и прежде всего с самым современным и эффективным из них — телевидением. В политику вторгается лексика, принятая в СМИ, где рождают ся новые термины. Кроме того, благодаря взаимодей ствию политика и журналиста появился новый тип телевещателя, обладающего большим влиянием, а порой и политической властью, что нередко склоня ет его к использованию преимуществ своей телепро фессии в собственных интересах». Согласно аналитическому отчету Российского Национального института социально-психологичес ких исследований (НИСПИ) о мониторинге СМИ за 1999 год, «97% домохозяйств имеют телевизоры. Из них 87% — цветные По данным исследования, не смотрят ТВ вообще только 5% населения. При этом информационные программы смотрят 65% от числа опрошенных. Поклонники художественных фильмов заняли второе место — 55%, развлекательные про граммы смотрят 37% телезрителей, Другими словами, телевидение покрывает прак тически всю страну, и при этом информационные программы, через которые можно оказывать воздей ствие на поведение избирателей, пользуются наиболь- 170 шей популярностью. Если добавить к этому то обсто ятельство, что наиболее полный охват территории имеют всего два канала — ОРТ (99%) и РТР (96%), то становится очевидным, каким мощным орудием воздействия является телевидение в современной России». Можно выделить следующие основные виды теле- и радио агитации: — рекламный ролик (клип); — теле или радио объявление; — рекламная заставка; — репортаж; — рекламная передача. Основным видом присутствия информации о кан дидате на телевидении можно назвать видеоролик, посвященный определенному кандидату (на радио соответственно — радиоролик). Это короткий фильм, выполненный с помощью видеокамеры или на ки нопленке. (Причем ролик, снятый на кинопленку, обычно более качественный, чем ролик, снятый на видеопленку, т.к. лучше передает цветовые оттенки). В таком ролике избиратели видят своеобразный миф, который тщательно формируется вокруг кандидата во время избирательной кампании. Обычно продолжительность ролика составляет от 15 до 60 секунд, хотя бывают клипы и более длин ные — до нескольких минут. Стандартная продолжи тельность видеоролика 30 секунд. Считается, что это оптимальное время для восприятия телезрителем рекламы и первичного осмысления ее содержания или целевой направленности. Специалисты утверждают, что 60-ти секундный видеоклип должен быть особенно качественно изго товлен, чтобы удержать внимание телезрителя, по скольку известен психологический фактор восприя тия — человек смотрит рекламу с непосредственным интересом 5—10 секунд. Затем наступает внутрен няя оценка увиденного: принятие (положительная 171 оценка) или непринятие (отрицательная оценка) рекламы. Подобно видеоролику, радиоролик — это специ ально подготовленный сюжет, который разыгрыва ется несколькими актерами (несколькими голосами) с целью сообщить радиослушателям определенную информацию. В нем может задействоваться следую щий набор специфических приемов: — красивое музыкальное оформление (удачно по добранная или специально созданная мелодия, а также дополнительные музыкальные или шумовые эффек ты, могут послужить своего рода звуковым логотипом для агитации за определенного кандидата); — хорошо поставленные голоса актеров; — оригинально представленное содержание пред выборной агитации (например, в виде шутливого диалога, профессионального интервью и т.д.). Радиореклама в среднем может длиться от 15 до 60 секунд. 15 секунд достаточно, чтобы привлечь вни мание радиослушателя и чтобы он уловил, о чем пой дет речь в сообщении. Рекламный ролик, рассчитан ный на 30 или 60 секунд звучания, имеет целью не только привлечь, но и удержать внимание потенци альных избирателей, заинтересовать их. Следует помнить, что реклама по радио в будний день эффективнее, чем, например, в субботу, т.к. в выходные дни среди избирателей обычно преоблада ют телезрители, а не радиослушатели. Можно выделить следующие основные виды ра дио- и видеороликов: * ролики поддержки «простых людей из народа» (в стиле «Голосуй сердцем»); * ролики-призывы; * ролик-хроника «достижений» кандидата; * «ролик-легенда» кандидата (в нем использует ся запоминающаяся музыка и т.п.). Однако следует помнить, что эффект использо вания видеороликов, хотя и являющихся наиболее 172 распространенной формой предвыборной агитации, используемой на ТВ, весьма относителен. Дело в том, что перенасыщенность телевизионного эфира подоб ными роликами может вызвать у избирателей раздра жение и недоверие к кандидату. Например, во Фран ции видеоролики, заполняющие эфир в официальной части избирательной кампании, дают слишком схе матизированное представление о кандидатах и в ито ге мало влияют на выбор, делаемый электоратом. По мнению специалистов, наиболее эффектив ным пропагандистским материалом, используемым на телевидении в ходе предвыборной кампании, яв ляется не размещение готового видеоролика, даже сделанного на высоком профессиональном уровне, а такие формы предвыборной агитации на ТВ, как: * короткое динамичное выступление кандидата в прямом эфире с возможностью ответов на вопросы телезрителей, * участие в программе популярного тележурна листа (интервью, диалог), * выступление известных лиц или целых групп и коллективов избирателей в поддержку кандидата. Сюда же можно добавить такие форму агитации, как: * имиджевые фильмы о политиках. В качестве при мера таких фильмов можно назвать фильмы, пока занные в 1999 г. на ОРТ (об «отрочестве» С. Шойгу) или на НТВ (о Е.М. Примакове в передаче «Совер шенно секретно»); * выступления эстрадных звезд в поддержку кан дидата. (Все вышеперечисленное, кроме имиджевых фильмов, относится и к предвыборной агитации на радио). В выступлениях на телевидении выигрывает тот, кто берет не их количеством, а их высочайшим каче ством, добротной подготовкой, умением вести пуб личную дискуссию, разработать и сохранить свой 173 имидж на протяжении всей кампании. Именно по этому сегодня умение держаться перед телекамерой, сходу отвечать на вопросы журналистов, «подать себя с экрана» является одним из важных личностных ка честв кандидата, необходимых для завоевания изби рателей. Кандидаты, выступающие по телевидению, дол жны осязать грань, меру в политической рекламе, добиваясь интеллектуального и эмоционального за воевания телезрителя. Для иллюстрации коренного отличия рекламы от подлинного искусства убежде ния можно привести речи Цицерона, после которых люди восклицали: «Как хорошо он говорит!», и речи Демосфена, выслушав которые народ требовал: «Веди нас на бой!». Поскольку многообразие ситуаций, которые мо гут возникнуть в период избирательной кампании, не позволяет предусмотреть все, желательно, чтобы создатели передач в каждом конкретном случае сове товались не только с руководством редакции, сту дии, но и с юридическими службами. Важно учитывать охват и категории зрительской аудитории, а так же то, что поведение адресата теле- и радиовещания отличается цикличностью, завися щей от времени суток, дня недели и сезона. Суточный уровень цикличности отличается тем, что в вечерние часы аудитория заметно увеличива ется, в то время как по утрам и днем наблюдается отток зрителей и слушателей. На уровне недельной цикличности отмечено увеличение слушателей и зри телей в выходные дни. Сезонная цикличность прояв ляется в такой закономерности, как значительное уменьшение аудитории в ясную погоду, увеличение числа телезрителей в зимнее время по сравнению с летним и т.д. В течение суток происходит приток и отток зри телей независимо от того, что транслируется. Изме нения численности аудитории подчиняются строгой 174 математической закономерности. Так, в будние дни летом и зимой в утренние часы всплеск аудитории отмечается в 7:00—7:45; 9:15—10:15. Между двумя всплесками наблюдается ежедневный спад с 8:30 до 9:00, что объясняется естественным утренним пове дением граждан: начинающие свой рабочий день ут ром встают в интервале 6:45—7:30 и уходят из дому в 7:45—8:30. Как правило, просмотр телепрограмм про исходит за завтраком (40% граждан сочетают завтрак с телепросмотром в будние дни). В дневные часы всплеск аудитории проявляется в 13:00—13:30; 14:30— 15:15; 17:00-17:30. Эта активность не связывается с конкретными телепередачами, всплески телеаудитории утром и днем связаны с временем приема пищи. Быстрое рас ширение аудитории отмечено с 18:00 до 20:30. Ежед невно, в одном и том же временном интервале — с 20:30 до 21:30 — наблюдается пик зрительского вни мания к транслируемым передачам. Затем следует спад объема аудитории (к полуночи он достигает 10% на селения). Суточный минимум объема аудитории — с 3:00 до 5:00. По выходным дням горожане встают на 2 часа позже обычного (всплеск объема аудитории с 10:30 до 11:30), в понедельник меньше людей смотрит те левизоры и утром и вечером, а в пятницу аудитория больше, чем в другие дни недели. В зимний период по выходным и праздничным дням приток аудитории отмечается с 13:45 до 14:15 (т.е. в «обеденный» пик). Летом, когда граждане про водят время за городом, этот пик исчезает. И на радио, и на ТВ на завершающем этапе сле дует избегать выступлений в поддержку кандидата длительностью более одной минуты. Желательно не перебивать материалами кампа нии сериалы или художественные фильмы. Помните, что необходимо участвовать минимум в одном мероприятии, освещающемся в местных 175 СМИ, в неделю! (Максимума, который не следует превышать, не существует). Можно выделить следующие факторы, которые оказывают особое влияние на настроение телезри теля: * мягкое фокусное расстояние; * медленно меняющиеся кадры; * неспешные действия; * цветовые эффекты; * бодрящий голос комментатора; * лирическая или патриотическая музыка. Эти приемы рекомендуется использовать для создания благоприятного имиджа кандидата в боль шую политику, подготовки его биографических дан ных; * нежные романтические сцены, снятые в мяг ком фокусе с плавно меняющимися кадрами, при глашающие зрителя в мир грустных воспоминаний; * быстрая смена картинок, использование чер ного и белого цветов, темных оттенков, затемненно го света, сильной контрастности, мистической му зыки и нарочито нейтрального голоса за кадром ассоциируются с оппозиционной точкой зрения на происходящее; * выступление на фоне горящего огня в камине создает иллюзию искренности и человеческого тепла; * комната с множеством книг на полках должна свидетельствовать о мудрости и компетентности го ворящего; * интервью на трибунах стадиона в перерыве, например, футбольного матча может понравиться молодежи. Общепринята точка зрения на кинокадры как на использование документальных форм журналистики, а видеокадры ассоциируются с новостями. В качестве вспомогательного средства воздействия на подсознание и психическое состояние использу ется музыка. 176 Частота колебаний звуковых волн, вызывающая у людей прилив энтузиазма, находится в пределах от 100 до 500 герц. Причем при частоте от 120 до 170 герц человек практически перестает анализировать суть выступления оратора и просто запоминает его речь на подсознательном уровне, т.к. находится прак тически в состоянии транса, близком к наркотичес кому опьянению. Значительно увеличивать влияние акустических (звуковых) волн могут цветовые комбинации, мель кающие с определенной частотой (аналогичные ис пользуются на дискотеках и рок-концертах). Важны также тембр голоса выступающего, его мимика и жесты. Для одних целей подходит тихий, вкрадчивый голос, для других — эмоциональный. После ключевых слов (или предложений), выражаю щих суть выступления, необходимо сделать паузу для более глубокого осознания сказанного аудиторией. Помните! Телезрители обычно не анализируют идеи из предвыборной передачи. Вместо этого у них складывается впечатление того настроя, который со здал режиссер с помощью приглушенной музыки, сопровождающей дикторский текст, точности зри тельного образного ряда и убедительности общей концепции. Выступая перед женской аудиторией, больше все го следует уделять внимание внешнему виду: одежде, прическе и т.д., здесь речь должна воздействовать на эмоции, значительно меньше — на логику. Агитационный материал желательно помещать перед, после, а если есть возможность, то во время новостей, фильмов, развлекательных программ, же лательно в нерабочее время. Эффект будет получен при условии, что боль шинство населения услышит агитационную формулу не менее 1 012 раз, а это станет возможным в случае прокрутки информации по телевидению и радио до тысячи раз и более. 177 Время продолжительности подачи материала: Информационное сообщение— не более 1 мин. Комментарий— 4—6 мин. Интервью— не более 5 мин. Репортаж— около 5 мин. Радиопрограмма— не более 30мин. Для наибольшего эмоционального воздействия используются три основных выразительных средства: звучащее слово, шумы и музыка. Первые два — слово и шумы — используются обязательно). Наиболее сильные образные символы на ТВ — это пожилые люди, красивые дети и женщины. (Дело в том, что нормальный мужчина по своей природе обязательно обращает внимание на красивую жен щину, а если она очень красива, то мужской взгляд задерживается настолько, насколько позволят время и ситуация. Использовать этот прием с максималь ной отдачей можно лишь тогда, когда модели не про сто красивы, но и выразительны. Разумеется, необ ходимым и обязательным условием выразительности модели является способность вызывать положитель ные эмоции, обеспечивающие установки на воспри ятие). Фронтальная съемка на уровне глаз вызывает «симпатию», создает впечатление «спокойствия», «непринужденности». Показ сверху (перспектива «птичьего полета») или снизу (перспектива «лягушки») вызывает у зри телей «антипатию» и создает впечатление «слабости», «пустоты». Главными видеоматериалами кампании являют ся не выступления кандидата, а его видеоролик — «легенда» и высказывания в его поддержку извест ных и простых людей региона, и эти материалы дол жны занимать большую часть эфирного времени. Именно от их качества зависит, поверят ли избира тели имиджу кандидата или его слишком частое по явление на экране будет вызывать лишь озлобление. 178 Каждый видеоролик должен иметь сюжет, быть динамичным, начинаться со слогана избирательной кампании кандидата и сопровождаться той же музы кой, что и на его аудиоролике для радио. Существуют следующие основные правила под готовки заказного ТВ-ролика: * имя и фамилия кандидата обязательно должны прозвучать в подводке диктора к сюжету и в конце сюжета или послесюжетной подводке (если она есть), т.к. первое и последнее лучше запоминается; * сюжет не должен идти после запоминающихся сюжетов, иначе его не заметят. Лучше обрамлять его ординарными сюжетами и обычными новостями; * синхрон кандидата должен быть идеально смон тирован, речь должна быть отчетливой и убедитель ной; * на синхроне (синхронах) будущего кандидата обязательно надо показать титр; * оптимальная продолжительность сюжета — 2—3 минуты. Затянутый сюжет оставит плохое впечатле ние не только о подготовившем его журналисте, но и может в будущем послужить катализатором негатив ных ассоциаций при виде кандидата; * сюжет может выпускаться в эфир только после одобрения специалистов, работающих с кандидатом. Помните, что короткие фразы привлекают вни мание и их труднее вырезать в ходе работы телере дакторов. Желательный видеоряд для роликов (по А. Мак симову): * Энергия. Динамизм. Решительность. Взвешен ность. Воля. Человек действия. * Выступления с трибуны на крупных конферен циях. Работа за столом, в зале заседаний, голосование. * Ведение переговоров с иностранными делега циями в качестве предпринимателя, политика. Руко пожатия, разговор за столом переговоров. Уверенная улыбка. 179 * Съемки с лидерами общественного мнения (православие, искусство, спорт, политика). * Съемки на своем и других предприятиях, в круп ных цехах, беседой с рабочими. * С женой и дочкой на рынке, приценивается. * С детьми. В церкви с верующей бабушкой. В во инской части или училище с солдатами (курсанта ми) с орденом и медалями на груди. * На строительстве нового цеха в робе и каске. * Проходит по улице возле исторических, узна ваемых зданий где-то в округе. * Идет по улице, оборачивается, приветливо ма шет рукой. Разговаривает со старушкой. * Кадры из университета: кандидат среди моло дежи, что-то объясняет, слушает. Ему улыбаются. * План: 5—6 сек. Во весь рост. Открывает дверь в областную администрацию. Оборачивается. В темном плаще. * Проходит по улице в первом ряду (во главе) груп пы людей. Что-то говорит соседям. Уверенно улыбается. Кроме того, для стоп-кадров и перебивок крайне желательно получить доступ к семейному фотоархи ву: родители, детство, университет, армия. Некоторые особенности заказного интервью: * вопросы ведущего должны формулироваться так, чтобы в ответах содержалась важная для зрите лей информация. Вопросы, интересные по содержа нию, несут В себе элемент неожиданности. Направ ление их необходимо программировать еще при написании сценария; * диалог не должен иметь отвлеченный характер, даже при видимой отвлеченности он должен содер жать целевую направленность. Вопросы формулиру ются так, чтобы зритель воспринимал их как свои собственные; * форма общения — непринужденная; люди, выступающие в интервью, прямо или косвенно выс казывают свое отношение к рекламируемому; 180 * тема диалога в интервью затрагивает в основ ном одни и те же качества и направлена на раскры тие единственного мотива; * интервьюируемый — это не просто случайный человек, а носитель образа, это объект для подража ния, человек, на которого хотелось бы быть чем-то похожим. Необходимо также соблюдать еще одно общее правило: статья или видеосюжет должны готовиться журналистами, работающими в данной редакции или телепрограмме. Прокат одного и того же сюжета по разным каналам (перепечатка одной и той же статьи в разных изданиях) дает резко отрицательный эффект, т.к. зритель сразу же определяет, что это реклама. Можно также бесплатно или за деньги добивать ся участия кандидата в ток-шоу, круглых столах и других теле- и радиопередачах по актуальным темам. Здесь зрительно очень трудно понять, что кто-то со знательно рекламирует этого человека, так как в по добных передачах принимают участие много других людей. При официальном выступлении на телевидении кандидату необходимо соблюдать следующие правила: Надо: помнить о том имидже, который вы пыта етесь создать, и одеваться соответственно. Выглядеть профессионально и носить одежду, которая не от влекала бы внимание зрителей. Надо: быть одетым в костюм или платье темных цветов, предпочтительно серого или синего. Стрелки на брюках и однотонная одежда предпочтительнее ярких рисунков. Надо: расстегивать пиджак для интервью сидя и оставлять застегнутым для интервью стоя. Избегайте ношения двубортных пиджаков, если даете интервью сидя. Нельзя: забывать о визуальных аспектах вашего внешнего вида. Избегайте ношения двубортных пид жаков, если даете интервью сидя. 181 Нельзя: забывать о визуальных аспектах вашего внешнего вида. Не позволяйте себе быть заснятым в неловком положении или при плохом освещении, когда изображение будет размыто. Нельзя: забывать о приведении своей внешности в порядок, особенно после долгого рабочего дня. Во время выступления на ТВ кандидат ни в коем случае не должен читать текст с бумажки. Телесуфлер тоже мало помогает, т.к. телевыступление кандидата требует крупных планов, при которых его бегающие по тексту глаза вызывают недоумение зрителей. Луч ше всего запомнить текст наизусть или записывать его блоками со сменой планов. Следует помнить, что цель предвыборных выс туплений кандидата — не информировать, а заста вить поверить в правильность своей линии. Хорошим средством отвлечь публику от реальных политических проблем является сосредоточение вни мания на внешних качествах выступающего. В каче стве примера можно привести США, где президент оценивается главным образом не по своим способ ностям быть президентом, а по тому, насколько хо рошо он исполняет роль, которую ему выпало иг рать. Если кандидат не обладает решающим преиму ществом своих позиций, то от участия в дискуссиях, особенно на ТВ, следует воздержаться. Изготобление заказных телепередач на первом этапе неэффективно, т.к. зрители не будут смотреть передачу о малоизвестном человеке. Исключение составляют случаи, когда интересна профессия че ловека либо когда он уже находится в сфере внима ния общественности. Гораздо эффективнее для повышения известнос ти будущего кандидата использовать возможности местных теленовостей, которые собирают достаточ но большую аудиторию. Практика показывает, что новости смотрят политически активные люди. Боль- 182 шинство из них как раз и приходят на избирательные участки, поэтому могут стать потенциальными сто ронниками будущего кандидата. В информационном сюжете важен не сам канди дат, а событие, т.е. информационный повод. Событие должно быть положительным. Если будущий канди дат — ученый, сделавший какое-либо открытие, мож но рассказать об этом открытии. Если кандидат — бизнесмен, можно рассказать о благотворительной акции, которую спонсировала его фирма и т.д. Основную группу телезрителей составляют люди 35—45 лет. Услугами ТВ как наиболее популярного сре ди других средств рекламы пользуются примерно 80% представителей разных возрастных групп. Газетами интересуются больше мужчины. Существует тенден ция: с повышением уровня образования растет инте рес к газетам. Среди радиослушателей преобладают женщины. С помощью зрения человек получает от 40 до 80% всей информации. Все, что мы видим своими глаза ми, вызывает меньше сомнений, быстрее и легче принимается как истина, особенно это относится к фотографии. Цвет — одно из самых сильных средств воздей ствия на психику человека. Он способен порождать как положительные, так и отрицательные ассоциа ции и используется для эмоционального дополнения изображения. Выделяют следующие психологические свойства цветов: * красный — возбуждающий, активный, богатый ассоциациями; * голубой — спокойный, содействует сентимен тальному настроению, успокаивает нервную систему; * желтый— теплый, веселый, действует возбуж дающе, вызывает желание действовать, прилагать усилия; * синий — выступает как признак авторитетности (цвет полицейской формы во многих странах); 183 * оранжевый — веселый, вызывает радость, уси ливает активность; * зеленый — спокойный, создает приятное на строение, богат многочисленными ассоциациями; * фиолетовый— в равной мере привлекательный и отталкивающий, полон жизни, но в некоторых слу чаях вызывает грусть; * черный — действует угнетающе, вызывает пе чаль; * белый — действует утомляюще (большие про странства, окрашенные исключительно в белый цвет, вызывают ощущение усталости). Цвета влияют на читаемость надписей, в значи тельной мере зависящей от фона, на котором они сделаны. Цветные надписи люди замечают на 35% чаще, чем черно-белые. Зависимость читаемости над писей от цвета фона можно представить в виде сле дующей таблицы: А. Хорошая видимость Б. Слабая видимость Черный Желтый Красный Белый Голубой Белый Оранжевый Черный Зеленый Белый Черный Пурпурный Черный Белый Оранжевый Белый Зеленый Красный Красный Зеленый (для дневного освещения) Экспериментально установлено: при воздействии пурпурного, красного, оранжевого и желтого цветов учащается и углубляется дыхание и пульс человека, повышается его артериальное давление, а зеленый, голубой, синий, фиолетовый вызывают обратный про цесс (первая группа цветов возбуждающая, вторая — успокаивающая). Зеленый и фиолетовый цвета соответствуют ров ным интонациям человеческого голоса. Они связыва ются с незначительной экспрессией. 184 Желтый, черный и красный, напротив, несут в себе сильный эмоциональный заряд. Красный и желтый цвета связываются с голосами дикторов, находящихся в состоянии положительного настроя. Серый, синий и коричневый цвета устойчиво ассо циируются с голосами людей, пребывающих в со стоянии депрессии, апатии и. тревоги. Синий в наи большей степени соответствует состоянию грусти, серый и коричневый — страха и утомления. Красно-желтый край спектра соответствует по ложительным эмоциональным состояниям, а сине- фиолетовый— отрицательным. Средняя, зеленая, часть спектра соответствует нор мальной, эмоционально нейтральной экспрессии. Существенную роль играют яркость и насыщен ность: с депрессивными, апатичными и тревожными голосами устойчиво связываются более темные и ме нее насыщенные цвета.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Организационные аспекты агитации на радио и телевидении» з дисципліни «Технологія організації виборів»