Практически любая кампания по предвыборной агитации немыслима без слогана. Предвыборный сло ган можно определить как короткий лозунг или де виз, являющийся составной частью избирательной кампании, отражающей ее суть, направление либо центральную составляющую имиджа определенного кандидата в прямой, иносказательной или абстракт ной форме. Слоган, как и образ, может воздейство вать на эмоциональную сферу. Самую большую опасность использования слога на представляет кажущаяся легкость его сочинения и представления, что лучше уж хоть какая-то короткая фраза, чем вообще ничего. Поэтому необходимо учесть, что удачный слоган — это результат весьма кропотливой работы, а не простой набор слов. Можно выделить следующие основные правила, которым должен отвечать хороший слоган: — быть понятным; — легко произноситься; — быть кратким. Вот несколько слоганов американских президентов, с которыми они выиграли избирательные кампании: «Новый курс» (Ф. Рузвельт); «Справедливый курс» (Г. Трумен); «Новыерубежи» (Дж. Кеннеди); «Вперед вместе», «Закон и порядок» (Р. Никсон); «Новое начало» (Р. Рейган). 27 По тематике слоганы могут эффектно концент рировать обещания кандидата в определенной сфере. Наиболее выигрышными являются следующие темы: * социальное обеспечение, особенно в части, касающейся пенсионеров, ветеранов, материнства и детства, бесплатные социальные гарантии в образо вании, здравоохранении и т.д.; * наведение порядка во власти, соблюдение за конности и борьба со злоупотреблениями, создание хороших законов; * экономическое возрождение и хозяйственные решения; * экология, чистота окружающей среды; * обеспечение разного рода возможностей — в обу чении, трудовой деятельности, предпринимательстве; * патриотизм, национальное или государствен ное возрождение. Очень важна форма слогана. Она должна эксп рессией умножать его энергетику. Необходимо исполь зовать не только средства выражения смысла, но и средства выразительности. Более того, именно за счет удачно подобранной грамматической формы удается компенсировать энергетический недостаток некото рых замечательных по смыслу идеологем. Например, идеологема справедливости при всей своей смысловой универсальности явно не обеспе чивает лозунгу достаточно мобилизующей энергии. Можно постараться восполнить этот недостаток экс прессивно заряженными грамматическими формами, например, эллиптическими конструкциями: «Спра ведливость— в обществе,благополучие— в каждый дом!», «Закон— всем,справедливость— каждому!» и т.д. Для лозунгов часто используются грамматичес кие формы номинативного предложения («Закон и порядок!»). Оригинальны, но редко используются формы генетивного предложения («Хлеба и зрелищ!»), которые хороши для выражения каких-либо требо ваний. 28 Если употребляются формы простого личного предложения со сказуемым-глаголом в первом лице, то лучше обходиться без местоимения «я». Например, «Хочу быть полезным людям!» предпоч тительнее, чем «Я хочу быть полезным людям!». Сло ганы типа: «Я дам вам то-то!» должны быть подкреп лены очевидной и своеобразной харизмой. Но в целом «ячество» не приветствуется. То же самое можно ска зать об использовании в слогане фамилии и имени самого кандидата. Несомненный плюс такого приема: если избира тель запоминает слоган, то запомнит и фамилию. Это очень важно, т.к. на практике часто получается, что избиратели вроде бы определили, что этот кандидат им симпатичен, а вот фамилию его не помнят. Либо вообще путают фамилии и к имиджевому мифу по нравившегося кандидата относят фамилию конкурен та за которого в результате и голосуют. Поэтому фа милия при слогане хорошо («Сергей Мавроди. Правда и порядок!»), а фамилия в слогане — еще лучше. Однако, как и в случае с «ячеством», кандидату необходимо употребление фамилии в слогане «оп равдывать» своей харизмой, т.к. наличие фамилии в слогане может быть воспринято как самолюбование либо нескромность. Поэтому фраза должна как бы доказывать, что кандидат своими личными качества ми, своей харизмой заслуживает использования сво ей фамилии в слогане. С точки зрения ритмики и энергетики, удачными являются рифмованные лозунги с фамилиями («Наш округ— Биробиджан,наш депутат— Петров Иван!»). Тем не менее, здесь есть обратная сторона — часту шечная легковесность. Кроме того, подобные слога ны очень часто провоцируют конкурентов на сочи нение пародийных контрслоганов. Неплохим грамматическим средством придающим экспрессивность слогану является восклицательный знак — «Достойное вознаграждение за честный труд!». 29 Так же в слогане могут быть использованы: эл липтическое тире («Богатство города— на благо горо жан!»), параллельные конструкции с тире («Во влас ти — порядочность, в городе — порядок!»), формы императива («Возродим наш город!», «Голосуй сердцем!»), формы двухчленного и трехчленного номинатива («Честь и Родина!», «Свобода, равенство, братство!»). Используют четырехчленные номинативные предло жения, желая перечислить все привлекательные цен ности, но это уже перебор. Конечно, могут использоваться и простые грам матические конструкции, не оснащенные какими- либо средствами экспрессии. Однако в подобных слу чаях следует помнить, что мобилизующая энергия должна заключаться в содержании этих конструкций, раз уж отсутствует в форме. Дело в том, что суще ствует очень немного ценностей, которые в конкрет ный момент времени в конкретном месте обладают достаточной мобилизующей энергией и способны увлечь или хотя бы привлечь избирателя. Определенный риск связан с тем, что, избрав в качестве лозунга воплощение каких-либо ценностей, особенно связанных с материальным благополучием, кандидат попадает в омонимическую ловушку. При мер: «Язнаю путь к процветанию!». Из слогана неясно, идет ли речь о процветании избирателей или же о про цветании самого кандидата. Безусловно, умные люди лишь посмеются над двусмысленностью, тем не ме нее, могут найтись и такие, кого эта нелепость озлобит. Это довольно распространенная ошибка. Поэто му обещая укоренить какие-то блага или ценности, кандидату желательно по возможности четко указы вать адрес своих грядущих благодеяний. Например: «Процветание — городу, достойную жизнь — горожа нам!». Кроме того, следует избегать обещаний с со мнительным адресом. Еще одна часто повторяющаяся ошибка связана с употреблением обличительных слоганов. Слоган 30 должен быть универсален в употреблении — чтобы его можно было и озвучить и поместить под фотогра фией кандидата, например, в листовке. Однако если под фотографией кандидата будет стоять слоган «Воров к ответу!», это будет не совсем удачно. Поэтому если избран обличительный тип ло зунга, если он критикует какое-то явление, напри мер коррупцию или преступность, следует подумать о том, можно ли будет такой слоган сверстать рядом с фотографией честного лица кандидата. Как содержательную разновидность слоганов мож но выделить проблемные слоганы, обращающие энер гию избирателей против какой-то проблемы. Подоб ный лозунг может протестовать против какого-то глобального зла, но лучше — против общеизвестного актуального местного безобразия. Например: «Не до пустим второго Чернобыля на Руси!». Следует учесть, что у проблемных слоганов есть своя проблема — они слишком узконаправленны. Хороши лозунги, емкой формой охватывающие целый набор смыслов и ценностей. Например, сло ган: «-Сильным — работу,слабым— заботу!». Внем про стыми словами выражена целая социальная филосо фия. Подтекстом здесь звучит отрицание безобразий, когда сильные не имеют работы, а слабые не получа ют заботы, но есть и мощная позитивная составляю щая. Кроме того, присутствует не только адресный охват сразу многих социальных групп, но и очень хитрая политическая корректность. В целом, можно выделить следующие основные условия, необходимые для успешного использования слогана: — четкое определение задач, возлагаемых на сло ган; — определение носителей рекламы и СМИ, где его можно использовать; — определение возможной реакции, конкретных сег ментов избирателей на слоган. 31 Возможные варианты слоганов: * Депутат (президент), который нам нужен. * У (фамилия) есть лучшая идея! * Улучшения — без шока, политика — без кри зисов (баррикад). * Эра национального обновления. * Вперед вместе. * Больше будущего, меньше капитализма (попу лизма)! * Закон и порядок. * Лучше с нами. * Время для перемен. * Правда, закон, порядок. * Есть такой человек, и ты его знаешь. * Спокойная сила. (Си
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Слоган в избирательной кампании» з дисципліни «Технологія організації виборів»