Можно сказать, что у человека есть определенное количество вещей в своем пространстве. Его реальность населена чем-то, что он создал. У него есть какое-то умственное, эмоциональное и физическое имущество. Оно дает ему чувство пространства, изобилия, и заземленности. Когда мы забираем что-то у человека, у него появляется чувство нехватки чего-то. Даже если то, что мы забрали, не давало ему никакой пользы, вредило ему или изнуряло его. У каждого человека как бы есть определенная “ёмкость”, способность что-то иметь. Если эта ёмкость не заполнена, он чувствует, что ему чего-то не хватает, что он маленький, или что у него нет связей с реальностью. Когда он как-то заполняет свою ёмкость, он чувствует, что всго у него достаточно, что он большой, и что он заземлен. Конечно, саму ёмкость можно изменить, и личность сможет иметь больше. Преобразующий процессинг направлен не на избавление от чего-то, не на устранение и выкидывание чего-то, а скорее на изменение, на превращение того, чего вы не хотите, в то, что вы хотите. Но иногда наши действия исчерпывают те ресурсы, для которых у человека есть ёмкость. Это обычно какая-то проблема, беспокойство или болезнь, которых у человека больше нет. Может быть, у нашего клиента есть определенная ёмкость для драматических событий в жизни, и эта ёмкость была заполнена семейными ссорами, несчастными случаями и болезнями. Мы работаем с ним и проясняем причины ссор, несчастных случаев и болезней. На первый взгляд, это здорово. Мы освободили его от некоторых нежелательных частей его жизни. Но может быть не очевидно, что всё это служило для того, чтобы вносить какое-то оживление в жизнь клиента. Хоть это и было вроде бы нежелательно, оно все-таки давало “чем заняться”. Для людей очень часто лучше что-то, чем ничего. Если мы исчерпали ресурс, нам нужно восстановить его. Если у человека есть ёмкость на события, нельзя просто забирать у него все события. Если же мы забираем какие-то нежелательные события, нам лучше заменить их какими-то желательными происшествиями с похожим уровнем оживления. Наилучшие техники уравновешены сами по себе. Они изменяют, ничего не отнимая и не прибавляя. Или они восстанавливают одновременно с исчерпыванием. Но иногда мы используем техники, которые не уравновешены сами по себе и нам нужно уравновешивать их с помощью других техник. Повторное переживание происшествий может исчерпывать ресурсы из-за того, что нейтрализуются ощущения. Ощущения, которых клиент не хотел иметь, но тем не менее ощущения. Это может привести к нехватке ощущений. Расфиксирование идей тоже может нейтрализовать то, что человек привык иметь. Если он сам не заменит фиксированность чем-то еще, он может чувствовать, что чего-то не хватает. Есть техники, которые можно использовать специально для восполнения ресурсов: - Смотреть на теперешнее физическое окружение и взаимодействовать с ним. Приводить клиента в контакт с тем, что физически находится перед ним, обращая внимание на его восприятия. Это заземляет человека, устанавливает его взаимодействие с реальностью. Может быть, раньше умственные конструкции заменяли взаимодействие с реальностью. Теперь можно познакомить человека с настоящим физическим окружением, с улучшенными восприятиями и осознанием. - Представлять себе воображаемые сценарии, показывающие изобилие выбора в обсуждаемом вопросе. Вместо того, чтобы завершать процесс отсутствием чего-то устраненного, можно создать его избыток, показывая человеку, что он ничего не теряет. Это ставит его в положение причины. Он просто думает о многочисленных примерах владения тем ресурсом, над которым мы работаем. Но не какого-то фиксированного способа владения, а именно так, как предпочитает сам человек. И он может делать это с помощью картинок, звуков и ощущений. Если мы устранили потребность есть некачественную пищу, то естественно вообразить много примеров того, что человеку по-настоящему нравится есть. - Строить связи с будущим, к которому человек направляется. Уточнять будущие цели, или по крайней мере общее направление. Тогда становится яснее, что человек не просто уходит от того, чего он не хочет, он вместе с тем движется к тому, чего он хочет. Построение связи с будущим можно еще проводить в форме испробования человеком своих вновь обретенных способностей, с помощью воображения нескольких сценариев их применения в будущем. Это называется “подстройка будущего”. Мы просим клиента увидеть, услышать и ощутить, как всё это будет происходить на самом деле. Подстройка будущего дает клиенту опыт, укрепляющий проведенную работу. Если раньше внимание клиента было закреплено на прошлом, или на нежелательном будущем, и мы высвободили это застрявшее внимание, то разумно попросить клиента вообразить желательные сценарии будущего, выбрать их по своему усмотрению, увидеть и ощутить, как это будет, и так далее.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Восстановление ресурсов» з дисципліни «Перетворюючі діалоги»