Процесс переживания горя играет большую роль в ситуации утраты. Благодаря горю человек смиряется с потерей, привыкает жить с ней. Условно принято разбивать горе на несколько стадий, количество которых варьируется у разных авторов. Исследователи выделяют три (Добряков И. В., Колесников И. А., 2006; Kay J., Roman В., Schulte H. M., 1997; Parkes C. M., 1987; Rando T. A., 1993 и др.), четыре (Костерина Е. М., 2004; Davidson G., 1984 и др.) стадии горя и более. Однако при этом нет принципиальной разницы в описании последовательной смены эмоциональных и соматических реакций. Практически все исследователи указывают, что цикл горя может длиться до двух лет, дальнейшее проявление описанных симптомов может свидетельствовать о развитии патологического процесса переживания горя. Другие источники предполагают, что цикл горя вследствие смерти ребенка может в норме длиться до пяти лет. Наиболее распространенная классификация процесса переживания горя включает в себя четыре стадии (Davidson G., 1984). Стадия 1. Шок, ступор, протест. Продолжительность этой фазы от нескольких часов до двух недель. Именно в этот период времени, как правило, отмечаются максимальные проявления горя. Когда женщина узнает о фатальном исходе беременности, о том, что ее ребенок умер в утробе, или о вынужденной необходимости сделать аборт, она впадает в так называемое состояние шока. Она не может поверить в реальность происходящего, в памяти еще свежи недавние ощущения шевеления плода, и тем более образ, представления, фантазии о ребенке невозможно подвергнуть изменениям. Женщина находится в состоянии оцепенения и может производить впечатление оглушенного или сонного человека. Особенно тяжелые переживания возникают у женщин на больших сроках беременности (Троицкая-Смит А., 2001). Им предстоит рожать, зная, что ребенок мертв. Это, как правило, приводит к слабой родовой деятельности, к послеродовым осложнениям. Ступор, в который впадает женщина, является защитной реакцией. В то же время отмечаются затруднения концентрации внимания, потеря чувства времени, трудности в оценке ситуации и принятия решений, эмоциональные всплески. Нередко ее гнев направлен на врачей, не сумевших предотвратить смерть. Эти симптомы особенно обостряются во время 130
И. В. Добряков. «Перинатальная психология»
ключевых годовщин утраты, например во время ориентировочного срока родов, через год после утраты. Стадия 2. Поиск и тоска. В среднем продолжается от двух недель до трех месяцев. Это очень болезненный период. Мысли о погибшем ребенке приобретают доминирующий характер. Воспоминания о нем болезненны, но они необходимы для перехода на следующую стадию. Поэтому не следует призывать женщину «не думать» об умершем, тем более что это невозможно. Факторами, дестабилизирующими психическое состояние, являются вещи и игрушки детей раннего возраста, дети и коляски, встречающиеся на улице, звонки и встречи людей (друзья, знакомые, коллеги по работе), не знающих о трагедии или, наоборот, назойливо выражающих соболезнование. Типичные переживания женщины в этот период – чувство вины («не смогла уберечь ребенка», «не смогла зачать здорового ребенка»), одиночества, отчаяния, ощущение пустоты и бессмысленности существования. Наблюдается повышение конфликтности. Все раздражает, окружающие могут вызывать злость и гнев. У верующих может появиться гнев на Бога. Некоторые, наоборот, обращаются к религии. У женщины отмечаются проблемы со сном, аппетитом, колебания веса, головные боли, упадок сил, тахикардия. Она часто вздыхает, плачет. Женщина, потерявшая ребенка, нередко испытывает дискомфортные ощущения в руках, часто неосознанно берет в руки и носит предметы, соответствующие весу младенца. После потери ребенка во второй половине беременности некоторые женщины ощущают фантомные шевеления плода, иногда испытывают аффектогенные обманы восприятия: жалуются, что слышат плач ребенка, ощущают его присутствие в доме. Для многих характерно навязчивое желание забеременеть снова как можно скорее. Реже возникает резко негативное отношение к возможности забеременеть снова, женщина не хочет больше беременеть никогда. Стадия 3. Дезориентация. Наступает обычно примерно между пятым и девятым месяцами после утраты, может длиться год и более. Во время этой фазы приходит, наконец, осознание реальности утраты. При этом возникает или обостряется чувство вины, своей неполноценности, несостоятельности. Часто после этого человек стремится к социальной изоляции, примеряет на себя роль больного. На фоне подавленного настроения еще больше нарушается способность концентрировать внимание, повышается утомляемость, ухудшается память, снижаются активность, трудоспособность. Могут появляться мысли о «сумасшествии», страх сойти с ума. Продолжаются снижение аппетита, колебания веса, бессонница. Стадия 4. Реорганизация. Наступает приблизительно между восемнадцатым и двадцать четвертым месяцем после утраты. При благоприятной семейной ситуации (особенно при гармоничных супружеских отношениях), в случае оказания женщине своевременной адекватной психологической помощи, симптоматика постепенно купируется. Восстанавливается социальный и эмоциональный контакт с окружающим миром. Женщина более адекватно оценивает ситуацию, начинает видеть перспективы дальнейшей жизни, строить реальные планы на ближайшее и отдаленное будущее. Женщина прощается с ушедшим, учится сохранять память о нем и в то же время жить в настоящем. Субъективно улучшается самочувствие, стабилизируется режим сна и питания. Проходит ангедония: возвращается способность спонтанно улыбаться и радоваться, получать удовольствие, женщина начинает следить за своей внешностью. Жизнь снова приобретает смысл. Хотя в этой классификации выделенные стадии следуют друг за другом, нужно иметь в виду, что в предложенных временных промежутках описывается наиболее выраженная симптоматика, но отмечается она на протяжении всего цикла переживания горя. Особенности проявлений и течения процесса переживания горя зависят от характера утраты, семейной ситуации, индивидуальных личностных особенностей скорбящего, этнической и религиозной принадлежности и пр.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Горе как процесс переживания перинатальной утраты» з дисципліни «Перинатальна психологія»