Восстановление речи при акустико-мнестической афазии
Главной задачей восстановительного обучения у больных с данной формой афазии является укрепление слухо-речевой памяти, что включает расширение рамок слухового восприятия. Это достигается благодаря таким методам работы, как: - показ предметов (реальных и на картинках) по названиям, предъявляемым парами, тройками и т.д.; - показ частей тела по тому же принципу; - выполнение 2—3-х звеньевых устных инструкций; - ответы на развернутые вопросы, постепенно усложняемые по синтаксической структуре; - прослушивание текстов, состоящих из нескольких предложений, и ответы на вопросы по содержанию текстов; - письмо под диктовку постепенно наращиваемых фраз; - чтение постепенно наращиваемых фраз с последующим воспроизведением больным (по памяти) каждого из предложений и всего набора в целом. Повышение стойкости слухо-речевых следов проводится с использованием таких видов тренинга, как: - повторение по памяти прочитываемых букв, слов, фраз с постепенным увеличением промежутка времени между прочтением и воспроизведением, а также с заполнением паузы каким-либо другим видом деятельности; - заучивание наизусть коротких стихотворений и прозаических текстов; - повторный показ предметов и картинных изображений через 5—10 с, а затем и через 1 минуту после первого предъявления; - чтение текстов с «отставленным» по времени пересказом (через 10 мин, 30 мин, и т.д.); - устное составление предложений по опорным словам, воспринимаемым зрительно; - перечисление по буквам слов с постепенно усложняющейся звуковой структурой и постепенный уход от письменного образца этих слов. Помимо этих специфических для акустико-мнестической афазии задач ставятся и другие, такие, как преодоление трудностей называния. Для этого проводятся: - анализ зрительных изображений и самостоятельное рисование предметов, обозначаемых словами-названиями; - смысловое обыгрывание в контекстах различного типа слов, обозначающих предметы, действия и разнообразные признаки предметов; - классификация слов с самостоятельным подбором обобщающего слова; - упражнения по объяснению слов с конкретным, абстрактным и переносным значением. К числу системно обусловленных патологических симптомов у больных с данной формы афазии относятся и трудности организации развернутого высказывания. В связи с этим необходима работа по их устранению. Отдельную задачу составляет организация развернутого высказывания. Для ее решения применяются: - составление рассказа по серии сюжетных картинок; - пересказ текстов: вначале по подробному плану, затем — посвернутому, далее — без плана; - развернутые диалоги на внеситуативные темы (профессиональные, общественные и т.д.); -отработка образцов коммуникативной и повествовательной письменной речи (поздравительные открытки, письма, изложения, сочинения на заданную тему и т.п.).
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Восстановление речи при акустико-мнестической афазии» з дисципліни «Основи нейропсихології»