ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Дослідження в психології: методи і планування

Этика — управление поведением людей
В главе 1 были описаны цели психологии. Они заключаются в описании, предсказании, объяс­
нении и управлении поведением. Вас может смутить слово «управление», так как оно наво­
дит на мысль о сознательной попытке манипуляции поведением, возможно, даже наперекор
желанию человека. Из-за такого возможного подтекста бихевиористов, от Уотсона до Скин­
нера, обвиняли в том, что они с помощью формирования условных рефлексов хотят полно­
стью управлять поведением людей. Например, в «Записках Клиффа» [Cliff's Notes), в которых
кратко излагается «Уальден Ту» Скиннера - описание вымышленного общества, основанного
на оперантных принципах, - данное общество сравнивается с кошмарным миром романа
Оруэлла «1984» (Todd & Morris, 1992). Представление о бихевиористах как о «больших брать­
ях» сильно преувеличено. На его формирование оказывают воздействие, например, случаи,
когда читатели встречают название главы из книги Скиннера «Конструирование культуры» или
некоторые из утверждений Скиннера вне контекста.
Идея о том, что человек может и должен изменять поведение, исходит из представления
бихевиористов о том, что наше поведение во многом обусловлено окружающими условиями.
Поскольку окружение в пюбом случае формирует поведение, почему бы не помочь формиро­
ванию эффективного поведения? Это отношение ясно выражено в двух известных цитатах.
Они заключают в себе гораздо более сильную уверенность в решающем влиянии окружающей
среды на поведение, чем реально существующую у авторов, и обе показывают, что авторы
готовы делать заявления, вызывающие бурные споры. Первое из них - это высказывание
Джона Уотсона по поводу воспитания детей: «Дайте мне дюжину здоровых детей и возмож­
ность воспитывать их в таких условиях, какие мне потребуются, и я гарантирую вам, что из
любого я смогу вырастить специалиста какого угодно профиля - врача, адвоката, художни­
ка, продавца, и да, действительно, даже попрошайку или вора...» (Watson, 1924, р. 82).
Вторая цитата из «Уальден Ту» Скиннера. Представляя основателя общества и, вероятно,
помня о приведенных выше словах Уотсона, Скиннер написал: «"Что еще нужно сделать?" -
сказал он и его глаза заблестели. - "Ну, что вы скажете о конструировании личностей? Это
вам интересно? Управление темпераментом? Дайте мне спецификацию м я дам вам челове­
ка!"» (Skinner, 1948/1976, р. 274).
Для Скиннера споры по поводу управления поведением не представляли интереса. Для него
вопрос о том, следует ли управлять поведением, просто не стоял. Поведение уже управляет­
ся своими последствиями, и точка. Скиннер считал, что из этого основополагающего факта
следует, что необходимо приложить усилия для создания условий, вызывающих эффектив­
ное поведение. Критиков это не убедило и они спросили, кто будет принимать решение о
том, какое поведение необходимо сформировать. Скиннер решил, что критики потеряли нить
рассуждения.
Шумные споры вокруг управления поведением возникли в психологической клинике, где
бихевиористские процедуры, с которыми вы скоро познакомитесь, использовались весьма
успешно. Одна процедура, вызвавшая наибольшее количество споров, заключалась в при­
менении наказания, в том числе электрического шока, для коррекции поведения детей с се­
рьезными нарушениями психики. Например, в исследовании Кушнера (Kushner, 1970) 7-лет­
него ребенка с тяжелой умственной отсталостью (его психический возраст составлял 2 года)
подвергали электрошоку за кусание рук. Ребенок часто искусывал руки до крови и занес серь­
езную инфекцию. Попытки сдержать подобное поведение, надевая на него боксерские перчат-Планы с малым N в прикладном анализе поведения 3 9 9
ки или фиксируя положение локтей, не привели к успеху. На бедро ребенку закрепили электро­
ды и подавали электрический разряд каждый раз когда он подносил руку ко рту. Почти сразу
наступило изменение поведения, которое стойко держалось даже при удалении электродов.
Означает ли использование подобных процедур в исследованиях по оценке эффективности
программ нарушение этического принципа непричинения вреда участникам исследования?
Сторонники применения наказания говорят, что другие процедуры зачастую просто не спо­
собны изменить такое поведение, как кусание рук и ногтей или удары головий о стены. Если
приняты необходимые меры предосторожности (т. е. испробованы и признаны неэффектив­
ными другие процедуры, получено обоснованное согласие от родителей или опекунов), суд
разрешает использование электрошока «в таких исключительных обстоятельствах, как пове­
дение, направленное на саморазрушение, которое может нанести физический вред субъек­
ту» (Kazdin, 1978, р. 352).
Исследоватэли также утверждают, что для выявления подходящей процедуры необходимо
проводить эмпирические исследования, даже если для этого потребуется изменять силу и
частоту применяемого наказания. Это значит, что в ходе исследования некоторых детей
будут наказывать сильнее, чем предполагается необходимым для изменения их поведе­
ния, так как идеальная терапевтическая процедура (т. е. минимальное наказание, требуе­
мое для решения проблемы) может быть определена только после проведения исследова­
ния. В свете того, что конечная цель исследований, направленных на оценку использования
наказания, заключается в определении наилучшего способа помощи детям с серьезными
психическими нарушениями, проведение таких исследований не только оправдано, но и
необходимо.
Планы, которые рассматриваются в следующем разделе, чаще всего использу­
ются в клинических условиях, но, как показывают приведенные выше названия
статей, прикладная работа Скиннера и описанные ниже планы, оиерантные прин­
ципы применяются в самых различных обстоятельствах.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Этика — управление поведением людей» з дисципліни «Дослідження в психології: методи і планування»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: ЕКОНОМІЧНИЙ ЗМІСТ ВИЗНАЧЕННЯ РІВНЯ ЯКОСТІ ПРОДУКЦІЇ
Форми безготівкових розрахунків
ФОРМИ ГРОШЕЙ ТА ЇХ ЕВОЛЮЦІЯ
Посередницькі, гарантійні, консультаційні та інформаційні послуги
Поняття та види цінних паперів


Категорія: Дослідження в психології: методи і планування | Додав: koljan (06.02.2012)
Переглядів: 819 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП