Для изучения способности кошек к обучению Торндайк построил пятнадцать ящиков-головоломок, каждый из которых имел свою собственную стратегию прохождения. Историк Джон Бернем (Burnham, 1972) совершенно случайно обнаружил фотографии этих ящиков в бумагах Роберта Йеркса. Две из них представлены на рис. 11.2. Очевидно, что Торндайк обладал не слишком вы сокими способностями к конструированию приборов. В действительности его технические спо собности были настолько низкими, что он не смог научиться водить машину (Hothersall, 1990). Это дает нам важный урок: значительную исследовательскую работу можно проводить, не имея слож ного оборудования. Идея исследования гораздо важнее внешнего лоска. Кошки изучались по отдельности, и полученные результаты были изложены также отдельно для каждой кошки. Кошки учились выбираться из ящиков в процессе эксперимента, назван ного Торндайком (1911/2000) «пробы и ошибки со случайным успехом» (р. 150) и в соответ ствии с явлением, названным автором «законом эффекта» (р. 244). Сначала действия котов были случайными и лишь иногда, также случайно, успешными. Успешное поведение обычно повторялось («отпечатывалось», как выразился Торндайк), а неуспешное постепенно прекра щалось («подавлялось»). Таким образом, «эффект» успешного поведения состоял в увеличе нии вероятности его появления при следующей попытке. На рис. 11.3 показан прогресс в действиях одной из кошек Торндайка (N10, из ящика С) 1 . Рис. 11.2. Два из пятнадцати ящиков-головоломок (С и D), построенных и использованных Торндайком !? классическом исследовании поведения кошек 1 Торндайк не разметил ось X на этом графике, а лишь укапал, когда между упорядоченными по пытками прошло значительное количество времени. На рис. 10.3, к примеру, никак не обозна ченная вертикальная линия означает день, «2» означает 2 дня, «1ч» — это час, а «78» — 78 часов. 3 8 8 Глава 11. Планы с малым Л/ Рис. 1 1 . 3 . Запись изучения кошкой №10 пути к выходу из ящика С
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Исследование отдельных кошек» з дисципліни «Дослідження в психології: методи і планування»