ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Дослідження в психології: методи і планування

Первые исследования по психологии и малое N
Когда во второй половине XIX в. психология сформировалась как новая наука,
основы статистического анализа еще только закладывались. Гальтон только начи­
нал разрабатывать теорию корреляций, а такие методы, как дисперсионный анализ
(ANOVA) еще не существовали. Широкое применение планы с большим N и методы
статистической обработки информации получили только после того как в 30-е гг.
вышла в свет работа Фишера, посвященная дисперсионному анализу (см. главу 8
вставку 8.3). До тех пор господствовали планы с малым N.
Некоторые из первых психологов использовали наименьшее из возможных N.
они изучали свое собственное поведение или поведение отдельных индивидуумов.
В главе 7 (вставка 7.3) вы познакомились с одним из самых известных примеров —
исчерпывающим исследованием Германом Эббингхаузом своей способности запо­
минать и воспроизводить списки слогов. Другой пример — исследование развития
ребенка, проведенное Чарльзом Дарвином. Ученый вел подробный дневник дет­
ства своего собственного сына. Дневник был опубликован под названием «Биогра­
фические наброски об одном ребенке» в британском журнале «Майнд» в 1877 г.
(Goodwin, 1999). Третий пример — печально известный эксперимент Уотсона и
Рейнер с маленьким Альбертом (Watson & Rayner, 1920) (см. главу 2, вставку 2.1).
В лаборатории Вундта в Лейпциге ведущей стратегией исследований также
были планы с малым N. Аспирантам, стремившимся получить докторскую степень,
выдавались задания для исследований, которые обычно занимали около года. Чаще
всего эти исследования включали очень малое количество участников, а сам иссле­
дователь нередко входил в их число. Другими испытуемыми обычно были другие
аспиранты. Например, ряд диссертационных исследований Джеймса Кеттелла,
посвященных скорости реакции, включал данные лишь двух испытуемых — само­
го Кеттелла и его друга и коллеги-аспиранта Густава Бергера (Sokal, 1981). Оче­
видно, что существующее сегодня разделение ролей (и статуса) между Экспери­
ментатором с большой буквы и субъектом с маленькой в то время не существова­
ло. По сути, хотя в 90-х гг. XIX в. участников иногда называли «субъектами», более
правильно было бы использовать для них термин «наблюдатели», что предполага-Первые исследования по психологии и малое N 3 8 5
ет более высокий статус и более активную роль по сравнению с субъектами. Воп­
рос о том, какой термин использовать, субъект или наблюдатель, был поднят толь­
ко в 1930 г. (Danziger, 1985).
Первые психологи-экспериментаторы иногда проводили грубое обобщение
данных (например, находили среднее арифметическое), полученных от несколь­
ких наблюдателей, но чаще всего они составляли отчеты для каждого участника
отдельно. Эту стратегию отлично иллюстрирует исследование, проведенное в ла­
боратории Университета Кларк в 90-х гг. XIX в. Оно было посвящено так называ­
емому «лицевому зрению» — способности различать близлежащие объекты даже
при отсутствии возможности их увидеть. Одно время считалось, что у слепых эта
способность развивается как особое чувство, компенсирующее отсутствующее зре­
ние. Но Флетчер Б. Дресслер (Dressier, 1893) смог показать, что подобное чувство
связано скорее со слухом, чем со зрением.
На рис. 11.1 приведена фотография экспериментальной ситуации. Она входит
в серию фотографий, отображающих ход исследовательского процесса в Универ­
ситете Кларк в 1892 г. Как вы видите, человек с завязанными глазами сидит рядом
с панелью, составленной из четырех квадратов со стороной около 30 см. Слева на­
право квадраты либо пустые, либо закрыты: а) деревянной решеткой, б) сплошной
деревянной панелью или в) проволочной сеткой. Панель подвешена к потолку и
может передвигаться экспериментатором (на фотографии изображен Дресслер)
так, чтобы каждый из квадратов мог быть помещен перед лицом испытуемого. За­
дание состоит в том, чтобы определить, какая именно из поверхностей находится
перед лицом. Испытуемыми были Дресслер и два других аспиранта.
Примечательно, что, как показано в табл. 11.1, сопровождавшей статью об ис­
следовании, все три участника научились различать пары поверхностей. В табли­
це представлено количество правильных (П) или неправильных (Н) ответов. На­
пример, при сравнении решетчатой поверхности со сплошной Ф. Б. Д. (F. В. D.)
(угадайте, кто это) ответил правильно 69 раз и ошибся только один раз, когда пра­
вильный ответ был «решетка», и ответил правильно 70 из 74 раз при правильном
ответе «сплошная». Два других участника показали аналогичные результаты.
Рис. 1 1 . 1 . Устройство Дресслера для изучения лицевого зрения 3 8 6 Глава 11. Планы с малым N
Таблица 11.1
Данные исследования лицевого зрения Дресслера
Испытуемый
Дж. А. Б.
O.K.
Ф.Б.Д.
Пустая и решетка
П
65
72
53
Н
15
47
24
П
59
74
58
Н
25
46
17
Решетка и сплошная
П
58
33
69
Н
2
13
1
П
56
28
70
Н
0
14
4
Сплошная и сетка
II
45
21
73
Н
0
4
0
п н
46 2
14 9
77 2
Обратите внимание, что хотя данные представлены для всех трех участников, ста­
тистическое обобщение информации не сделано. Это связано с задачей исследования,
которая заключалась в том, чтобы показать, что явление обязательно возникает в слу­
чае каждого испытуемого, а не в случае обобщенного среднего испытуемого. Дресслер
изучил двух дополнительных испытуемых, чтобы дважды повторить первоначальное
открытие. Сегодня такой подход часто используют в исследованиях с малым N.
Говорят ли результаты исследования Дресслера о том, что существует лицевое
зрение как отдельное чувство? Нет. Как хороший психолог-исследователь, Дрес­
слер попытался найти более простое объяснение этого явления и исключить (фаль­
сифицировать) существование особого лицевого чувства. Ему удалось достичь же­
лаемого, когда он внес в процедуру исследования небольшое изменение — заткнул
уши испытуемым. Результат был налицо: их «способность различать [панели] была
полностью потеряна» (Dressier, 1893, р. 349). Так лицевое зрение обернулось спо­
собностью устанавливать легкие различия в отражаемых звуковых волнах 1 .
Исследования, подобные проведенному Дресслером, в которых рассматривают­
ся данные одного или нескольких (но небольшого числа) участников, были широ­
ко распространены на заре экспериментальной психологии, но это не значит, что
исследования с большим N совсем не проводились. Например, их можно найти в
области психологии образования и в исследованиях, посвященных развитию де­
тей (Danziger, 1985). Подобные исследования ставили перед собой такие эмпири­
ческие вопросы, как «Чего боятся школьники младших классов?» и обобщали ре­
зультаты анкет, заполненных сотнями детей (например, Hall, 1893). Но, как было
отмечено выше, только с 30-х гг, после того как вышла работа сэра Рональда Фи­
шера, психологи стали собирать данные у большого количества участников и про­
водить описательный и заключительный статистический анализ, как это делается
сегодня.
Один пример, описанный во вставке 11.1 и посвященный использованию пла­
на с малым N, стоит обсудить более подробно. Поскольку это исследование, выпол­
ненное 100 лет назад, является важным этапом в работе Б. Ф. Скиннера по оперант-
ному обусловливанию и предвещает появление бихевиоризма, оно по праву счи­
тается классическим. Также оно показывает, что хорошее научное исследование
может быть проведено с весьма скромным бюджетом и минимальными способно­
стями экспериментатора к конструированию приборов.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Первые исследования по психологии и малое N» з дисципліни «Дослідження в психології: методи і планування»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Способи передачі повідомлення
Чергування голосних і приголосних
Что значит «преодолеть инерцию»
Організаційна структура банку та управління ним
Технічні засоби для організації локальних мереж типу TOKEN RING; ...


Категорія: Дослідження в психології: методи і планування | Додав: koljan (06.02.2012)
Переглядів: 1072 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП