Когда во второй половине XIX в. психология сформировалась как новая наука, основы статистического анализа еще только закладывались. Гальтон только начи нал разрабатывать теорию корреляций, а такие методы, как дисперсионный анализ (ANOVA) еще не существовали. Широкое применение планы с большим N и методы статистической обработки информации получили только после того как в 30-е гг. вышла в свет работа Фишера, посвященная дисперсионному анализу (см. главу 8 вставку 8.3). До тех пор господствовали планы с малым N. Некоторые из первых психологов использовали наименьшее из возможных N. они изучали свое собственное поведение или поведение отдельных индивидуумов. В главе 7 (вставка 7.3) вы познакомились с одним из самых известных примеров — исчерпывающим исследованием Германом Эббингхаузом своей способности запо минать и воспроизводить списки слогов. Другой пример — исследование развития ребенка, проведенное Чарльзом Дарвином. Ученый вел подробный дневник дет ства своего собственного сына. Дневник был опубликован под названием «Биогра фические наброски об одном ребенке» в британском журнале «Майнд» в 1877 г. (Goodwin, 1999). Третий пример — печально известный эксперимент Уотсона и Рейнер с маленьким Альбертом (Watson & Rayner, 1920) (см. главу 2, вставку 2.1). В лаборатории Вундта в Лейпциге ведущей стратегией исследований также были планы с малым N. Аспирантам, стремившимся получить докторскую степень, выдавались задания для исследований, которые обычно занимали около года. Чаще всего эти исследования включали очень малое количество участников, а сам иссле дователь нередко входил в их число. Другими испытуемыми обычно были другие аспиранты. Например, ряд диссертационных исследований Джеймса Кеттелла, посвященных скорости реакции, включал данные лишь двух испытуемых — само го Кеттелла и его друга и коллеги-аспиранта Густава Бергера (Sokal, 1981). Оче видно, что существующее сегодня разделение ролей (и статуса) между Экспери ментатором с большой буквы и субъектом с маленькой в то время не существова ло. По сути, хотя в 90-х гг. XIX в. участников иногда называли «субъектами», более правильно было бы использовать для них термин «наблюдатели», что предполага-Первые исследования по психологии и малое N 3 8 5 ет более высокий статус и более активную роль по сравнению с субъектами. Воп рос о том, какой термин использовать, субъект или наблюдатель, был поднят толь ко в 1930 г. (Danziger, 1985). Первые психологи-экспериментаторы иногда проводили грубое обобщение данных (например, находили среднее арифметическое), полученных от несколь ких наблюдателей, но чаще всего они составляли отчеты для каждого участника отдельно. Эту стратегию отлично иллюстрирует исследование, проведенное в ла боратории Университета Кларк в 90-х гг. XIX в. Оно было посвящено так называ емому «лицевому зрению» — способности различать близлежащие объекты даже при отсутствии возможности их увидеть. Одно время считалось, что у слепых эта способность развивается как особое чувство, компенсирующее отсутствующее зре ние. Но Флетчер Б. Дресслер (Dressier, 1893) смог показать, что подобное чувство связано скорее со слухом, чем со зрением. На рис. 11.1 приведена фотография экспериментальной ситуации. Она входит в серию фотографий, отображающих ход исследовательского процесса в Универ ситете Кларк в 1892 г. Как вы видите, человек с завязанными глазами сидит рядом с панелью, составленной из четырех квадратов со стороной около 30 см. Слева на право квадраты либо пустые, либо закрыты: а) деревянной решеткой, б) сплошной деревянной панелью или в) проволочной сеткой. Панель подвешена к потолку и может передвигаться экспериментатором (на фотографии изображен Дресслер) так, чтобы каждый из квадратов мог быть помещен перед лицом испытуемого. За дание состоит в том, чтобы определить, какая именно из поверхностей находится перед лицом. Испытуемыми были Дресслер и два других аспиранта. Примечательно, что, как показано в табл. 11.1, сопровождавшей статью об ис следовании, все три участника научились различать пары поверхностей. В табли це представлено количество правильных (П) или неправильных (Н) ответов. На пример, при сравнении решетчатой поверхности со сплошной Ф. Б. Д. (F. В. D.) (угадайте, кто это) ответил правильно 69 раз и ошибся только один раз, когда пра вильный ответ был «решетка», и ответил правильно 70 из 74 раз при правильном ответе «сплошная». Два других участника показали аналогичные результаты. Рис. 1 1 . 1 . Устройство Дресслера для изучения лицевого зрения 3 8 6 Глава 11. Планы с малым N Таблица 11.1 Данные исследования лицевого зрения Дресслера Испытуемый Дж. А. Б. O.K. Ф.Б.Д. Пустая и решетка П 65 72 53 Н 15 47 24 П 59 74 58 Н 25 46 17 Решетка и сплошная П 58 33 69 Н 2 13 1 П 56 28 70 Н 0 14 4 Сплошная и сетка II 45 21 73 Н 0 4 0 п н 46 2 14 9 77 2 Обратите внимание, что хотя данные представлены для всех трех участников, ста тистическое обобщение информации не сделано. Это связано с задачей исследования, которая заключалась в том, чтобы показать, что явление обязательно возникает в слу чае каждого испытуемого, а не в случае обобщенного среднего испытуемого. Дресслер изучил двух дополнительных испытуемых, чтобы дважды повторить первоначальное открытие. Сегодня такой подход часто используют в исследованиях с малым N. Говорят ли результаты исследования Дресслера о том, что существует лицевое зрение как отдельное чувство? Нет. Как хороший психолог-исследователь, Дрес слер попытался найти более простое объяснение этого явления и исключить (фаль сифицировать) существование особого лицевого чувства. Ему удалось достичь же лаемого, когда он внес в процедуру исследования небольшое изменение — заткнул уши испытуемым. Результат был налицо: их «способность различать [панели] была полностью потеряна» (Dressier, 1893, р. 349). Так лицевое зрение обернулось спо собностью устанавливать легкие различия в отражаемых звуковых волнах 1 . Исследования, подобные проведенному Дресслером, в которых рассматривают ся данные одного или нескольких (но небольшого числа) участников, были широ ко распространены на заре экспериментальной психологии, но это не значит, что исследования с большим N совсем не проводились. Например, их можно найти в области психологии образования и в исследованиях, посвященных развитию де тей (Danziger, 1985). Подобные исследования ставили перед собой такие эмпири ческие вопросы, как «Чего боятся школьники младших классов?» и обобщали ре зультаты анкет, заполненных сотнями детей (например, Hall, 1893). Но, как было отмечено выше, только с 30-х гг, после того как вышла работа сэра Рональда Фи шера, психологи стали собирать данные у большого количества участников и про водить описательный и заключительный статистический анализ, как это делается сегодня. Один пример, описанный во вставке 11.1 и посвященный использованию пла на с малым N, стоит обсудить более подробно. Поскольку это исследование, выпол ненное 100 лет назад, является важным этапом в работе Б. Ф. Скиннера по оперант- ному обусловливанию и предвещает появление бихевиоризма, оно по праву счи тается классическим. Также оно показывает, что хорошее научное исследование может быть проведено с весьма скромным бюджетом и минимальными способно стями экспериментатора к конструированию приборов.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Первые исследования по психологии и малое N» з дисципліни «Дослідження в психології: методи і планування»