Тренер может играть очень важную роль в жизни детей, занимающихся спортом. На детей, у которых только начали формироваться навыки, тренер может оказать весьма деструктивное влияние, особенно если единственная его цель победа в чем пионате, а любые недостатки в игре детей вызывают его порицание и насмешки. Но тренеры могут быть и прекрасными учителями, а также могут служить приме ром для детей в годы их становления. Смолл, Смит, Барнетт и Эверетт (Smoll, Smith, Barnett & Everett, 1993) провели исследование по оценке программы под готовки тренеров, призванной помочь им в формировании самоуважения у своих юных спортсменов. За две недели до открытия бейсбольного сезона в малой лиге несколько тренеров прошли программу, названную «Тренинг эффективности для тренеров». В программе были выделены несколько целевых способов поведения, которых необходимо придерживаться тренерам: поощрение усилий наравне с хо рошей игрой, ободрение и инструкции о правильных действиях, если ребенок со вершил ошибку, поощрение действий, направленных на коллективную игру коман ды. Программа оценивалась в ходе исследования, проведенного по плану с неэк вивалентной контрольной группой. В экспериментальную группу вошли восемь тренеров из одной лиги, а в контрольную — десять тренеров из разных лиг. Поче му нельзя было использовать экспериментальный план, набрать тренеров из одной лиги и случайно распределить их по группам? На это есть три причины. Во-пер вых, при использовании плана с неэквивалентной контрольной группой легче ко ординировать тренинговую программу. Во-вторых, такое решение позволило, что бы количество побед и поражений в каждой группе составило 50%. А в-третьих, это обеспечило «отсутствие утечки информации и передачи сведений о программе тренерам в контрольной группе» (р. 603). Таким образом, две группы были неэк вивалентны по определению, но исследователи постарались сделать их как можно более похожими, за исключением использования тренинга. Например, они конт ролировали социоэкономическое положение тренеров. Дети, занимающиеся у тренеров из экспериментальной и контрольной групп, были исследованы до и после сезона малой лиги. Мальчики прошли стандартизо ванный тест на самооценку, а в ходе заключительного тестирования было спроше но их мнение о действиях тренеров (исследователи, проводящие интервью, не зна ли, к какой из групп принадлежали мальчики, к экспериментальной или конт рольной). Оказалось, что игрокам из экспериментальной группы тренеры и занятия Квазиэкспериментальные планы 3 6 1 бейсболом нравятся больше, чем детям из контрольной группы. В отношении са мооценки различий между двумя группами обнаружено не было, но когда Смолл и др. (Small et al., 1993) исследовали только мальчиков, чьи оценки, полученные при заключительном тестировании, лежали ниже медианы, они получили зависи мость, представленную на рис. 10.5. Хорошо видно, что если с мальчиками с отно сительно низкой самооценкой занимался тренер из экспериментальной группы, то в начале сезона у них был обнаружен заметный рост этого показателя, а если тре нер был из контрольной группы, то самооценка не менялась (видимое снижение не было значимым). Если допустить, что мальчики с низкой самооценкой легче других падают духом при спортивных неудачах, то такие результаты покажутся весьма впечатляющими. Если тренер правильно обращается с детьми, он может оказать положительное влияние на жизнь маленьких игроков. Это действительно хорошее исследование. Рис. 1 0 . 5 . Изменение самооценки у игроков малой лиги до и после тогс, как тренеры были обучены способам повышения этой характеристики (из работы Small et al., 1993) В планах с неэквивалентной контрольной группой обычно используется пред варительное тестирование, но иногда обстоятельства складываются так, что его провести невозможно. Одним из таких непредвиденных обстоятельств явилось землетрясение, произошедшее в Сан-Франциско в 1989 г. Джеймса Вуда и Ричар да Буцина из Университета штата Аризона это событие навело на мысль об прове дении исследования ночных кошмаров — тема, давно интересовавшая обоих иссле дователей (Wood & Bootzin, 1990). Вместе со своими коллегами из Стэнфордско- го университета (расположенного неподалеку от эпицентра землетрясения) они быстро разработали исследование, чтобы выяснить, влияет ли переживание тако го травмирующего события на содержание снов в целом и ночные кошмары в част ности (Wood, Bootzin, Rosenhan, Nolen-Hoeksema & Jourden, 1992). Было необхо димо использовать план с неэквивалентной контрольной группой. Как это обычно происходит в исследованиях с таким планом, группы были неэквивалентны с са мого начала (студенты из двух различных штатов), кроме того, на одну группу было оказано воздействие одного типа (они пережили землетрясение), а на другую — другого (отсутствие непосредственного переживание землетрясения). 3 6 2 Глава 10. Квазиэкспериментальные планы и прикладные исследование Экспериментальная группа состояла из студентов Стэифорда и Государствен ного университета города Сан-Хосе, переживших землетрясение. Неэквивалентная контрольная группа была сформирована из студентов Университета штата Аризо на. Они не столкнулись с землетрясением, но находились под влиянием многочис ленных сообщений средств массовой информации. Все участники записывали со держание своих снов, которые затем анализировались по тематическому содержа нию и частоте появления кошмаров. Были получены очень интересные результаты. Через три недели после начала исследования по меньшей мере один кошмар виде ли около 40% участников, перенесших землетрясение, и только 5% контрольных испытуемых. Из всех ночных кошмаров, пережитых первой группой, приблизи тельно одна четверть была о землетрясениях. Практически никто из контрольной группы не видел таких кошмаров. Кроме того, частота кошмаров значимо корре лировала с уровнем тревоги, испытанной участниками в момент землетрясения. Прекрасно зная о проблемах интерпретации квазиэкспериментальных исследо ваний, Вуд и др. (Wood et al., 1992) понимали трудность сравнения неэквивалент ных групп. Например, не имея полученной при предварительном тестировании (до землетрясения) информации о частоте ночных кошмаров, они не смогли «исклю чить возможность того, что жители Калифорнии видят по ночам больше кошмаров о землетрясениях, чем жители Аризоны, даже если в ближайшее время не было за фиксировано ни одного подобного явления» (р. 222). Возможно, что кошмары о зем летрясениях — это обычное дело для жителей Калифорнии. Однако, полагаясь от части на свой исследовательский опыт в области ночных кошмаров, авторы пришли к выводу, что частота кошмаров была особенно высока в группе из Калифорнии и, по всей видимости, была связана с их недавними травматическими переживаниями.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «План с неэквивалентной контрольной группой» з дисципліни «Дослідження в психології: методи і планування»