Вспомните исследование с участием шотландского клуба ныряльщиков (глава 8), показавшее, что запомненная информация воспроизводится лучше всего, если и запоминание, и воспроизведение происходят в одном и том же месте (например, под водой). Важность контекста для запоминания и общеизвестная неточность сви детельств очевидцев навели Эдварда Гейзельмана и Рональда Фишера на мысль 348 Глава 10. Квазиэкспериментальные планы и прикладные исследования о разработке особого подхода, который они назвали «когнитивным интервью». Одна из особенностей этого подхода — принцип, обозначенный исследователями как «со ответствие воспроизводимого контекста обстоятельствам события {event-intemiew similarity)», применяя который исследователь старается «восстановить в памяти сви детелей внешние (например, погода), эмоциональные (чувство страха) и когнитив ные (мысли) аспекты, переживаемые в момент преступления» (Fisher, Geiselman, & Amador, 1989, p. 723). Говоря кратко, исследователь пытается помочь свидетелю мысленно воспроизвести контекст произошедших событий. Гейзельман и его коллеги ранее продемонстрировали эффективность своего подхода в условиях лаборатории, но они хотели оценить метод «за пределами зна комых стен» (Fisher et al., 1989, p. 742). Они обучили методу когнитивного интер вью семь полицейских из отдела ограблений полиции Майами штата Флорида. В сравнении с девятью полицейскими из контрольной группы обученные полицей ские при опросе свидетелей получали более надежную информацию (т. е. подтверж даемую другими источниками). Из рис. 10.1 видно, что обе группы показали при близительно одинаковые результаты на этапе предварительного тестирования, включавшем 4 месяца, на протяжении которых полицейские записывали свои опросы свидетелей, а независимые судьи оценивали полученные сведения. Пос ле того как экспериментальная группа завершила обучение, обе группы провели и записали несколько опросов, оцененных таким же образом. Выяснилось, что обу ченные методу когнитивного интервью полицейские способны получить от сви детелей больше информации. До обучения После обучения Время проведения опроса Рис. 1 0 . 1 . Проверка эффективности метода когнитивного интервью 8 ходе прикладного исследования (из работы Фишера и др., 1989) Исследование Фишера и др. — это превосходный пример того, как прикладное исследование помогает решить конкретные проблемы, а также способствует расши рению наших знании о фундаментальных психологических явлениях. Оно пока зывает, как особый метод опроса может увеличить эффективность работы полиции, и в то же время дает новые подтверждения важности контекста для запоминания.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Прикладное исследование» з дисципліни «Дослідження в психології: методи і планування»