Выпуск «Нью-Йорк Тайме Мэгэзин» от 4 июня 2000 г. содержал веселую статью под названием «Мирные лужайки» (Plotz, 2000). Ее автор поднял важный вопрос о том, почему одни страны постоянно воюют, а другие ведут себя относительно 3 2 6 Глава 9. Корреляционные исследования мирно. Его ответом был гольф — страны, в которых значительная часть популяции играет в гольф, менее воинственны, чем страны, не играющие в гольф. Плоц опи сал свою идею следующим образом: Все мирные европейские нации любят гольф. Но Россия, воюющая с Чечней, не вхо дит в их число. Турция и Греция, не играющие в гольф, долгое время воевали из-за Кипра, также не играющего в гольф. Бывшая Югославия раскололась на пять госу дарств. И только мирная Словения любит помахать клюшкой. Играют ли в гольф в Индии или Пакистане? Конечно, нет. Алжирцы убивают друг друга, а их соседи-ма рокканцы забивают мячи в лузы (р. 32). Хотя лозунг «Играйте в гольф, а не в войну» (р. 37) заслуживает всяческого одо брения, я думаю, что вы понимаете абсурдность заявления, что гольф является при чиной мира. И лишь немногим более вероятно, что верно обратное — мир является причиной игры в гольф. Если на уровне нации и есть корреляция между миром и игрой в гольф, то поскольку Плоц не представил пирсоново r, ее существование пред ставляет собой гиперболизированный пример проблемы третьей переменной. Так как в случае корреляционного исследования контроль за внешними переменными не осуществляется, причина найденной корреляции может заключаться именно в них. Это означает, что A не является причиной В и В не является причиной Л, а неко торая неизвестная третья переменная С вызывает как А, так и В. С — это некая не контролируемая третья переменная (или переменные — часто бывает, что за корре ляцией стоит более одной неконтролируемой переменной). Попробуйте придумать третью переменную, вызывающую эту сомнительную корреляцию мира и игры гольф. Возможно, что благополучные страны имеют больше оснований быть мирны ми, а люди в них могут иметь больше времени для досуга, в том числе и для гольфа. Другие примеры проблемы третьей переменной не настолько абсурдны, как пример с мирными странами и игрой в гольф, а поэтому они могут легко подтолк нуть людей к установлению несуществующих причинно-следственных связей, что может иметь весьма печальные последствия. Например, из вставки 9.1 вы узнали о разделяемом Гальтоном и Пирсом убеждении, что положительная корреляция между родителями и детьми в отношении определенных особенностей доказыва ет, что наследственность является первопричиной интеллектуальных различий. Оба ученых не учли влияния окружающей среды (например, родители с высоким уровнем интеллекта могут создавать стимулирующее окружение для своих детей) как фактора, на котором основывается взаимосвязь способностей родителей и де тей. Интересно, что Гальтон был основателем «евгенического» движения, сторон ники которого, кроме прочего, считали, что Великобритания должна путем стро гого подбора супружеских пар увеличить общий уровень интеллекта своих граж дан. Гальтон весьма цинично заметил, что как возможно «путем тщательного отбора получить породу собак или лошадей, обладающую необычной скоростью бега... так, заключая разумные браки на протяжении нескольких поколений, мож но создать вид высокоодаренных людей» (Galton, 1869, процитировано в Fancher, 1990, р. 228). Несложно представить обратную сторону евгенического движения — мысль о том, что людям, считающимся «неподходящими» или «дефективными», следует запретить иметь детей. Именно такие мысли возникли у немецкого руко водства в 1930-х гг. Интерпретация корреляций 3 2 7 Взаимосвязь между просмотром телепередач с насилием и детской агрессивно стью является более современным примером проблемы третьей переменной. Как мы узнали, возможно, что передачи с насилием увеличивают агрессию (А > В), но также возможна причинно-следственная связь, имеющая обратную направлен ность (В > А): агрессивные дети могут иметь склонность к просмотру телепередач с насилием. Третья возможность заключается в том, что и А и В возникают как ре зультат действия третьей переменной, С (С > А + В). К примеру, родители у таких детей могут быть жестокими. Дети, копируя агрессивное поведение родителей, также будут жестокими, и кроме того, подобное поведение родителей приведет к тому, что дети станут много смотреть телевизор, стараясь «сидеть тихо» и избегать контакта с родителями, которые их часто наказывают. Другой третьей переменной может быть отсутствие беглости речи. Возможно, дети становятся агрессивными из-за того, что их доводы в спорах не действуют, и они также много смотрят теле визор, чтобы избежать разговоров с окружающими. Иногда попытки определить третью переменную являются делом сугубо умо зрительным, а в других случаях могут быть причины подозревать влияние конк ретной третьей переменно!!. В последнем случае, если вообще существует возмож ность измерить третью переменную, ее влияние можно оцепить с помощью проце дуры, названной взаимной корреляцией. Данная процедура призвана осуществлять статистический контроль за третьей переменной. В действительности она представ ляет собой попытку post .factum (после свершившегося факта) создать по крайней мере полуэквивалентные группы. Предположим, к примеру, что вам известно, что между скоростью чтения и его осознанностью существует высокая корреляция, допустим +0,55 (пример из Sprinthall, 2000). Кроме того, вы подозреваете, что при чиной этой корреляции является третья переменная, а именно IQ. Чтобы провести процедуру взаимной корреляции, вам потребуется найти корреляцию между a) IQ и скоростью чтения и б) IQ и осознанностью чтения. Допустим, что корреляция равна +0,70 и +0,72 соответственно. Значения достаточно высоки, чтобы заподоз рить, что IQ является третьей переменной. Для вычисления взаимной корреляции необходимо использовать все три полученных значения корреляции (точную про цедуру см. у Sprinthall, 2000). В результате будет получена взаимная корреляция, показывающая взаимосвязь между скоростью и осознанностью чтения, при кото рой значение IQ «контролируется». В данном случае взаимная корреляция равна +0,10. Таким образом, если IQ статистически контролируется («разделяется на части»), корреляция между скоростью и осознанностью практически исчезает, а это означает, что IQ действительно является важной третьей переменной, замет но влияющей на получение начальной корреляции между скоростью и осознанно стью, равной +0,55. В исследовании Эрона и др. (Eron et al., 1972), чтобы понять, существуют ли важные третьи переменные, приводящие к относительно высокой корреляции (+0,31) между склонностью 3-классников к насилию и агрессивностью 13-класс- ников, было вычислено несколько взаимных корреляций. В табл. 9.1 показаны результаты, полученные для 12 различных потенциальных третьих переменных (в таблице они названы «контролируемыми переменными»). Как вы видите, зна чения взаимной корреляции варьируются от +0,25 до +0,31. Это говорит о том, что 3 2 8 Глава 9. Корреляционные исследования ни один из 12 факторов не сделал значимого вклада в начальную корреляцию +0,31. Таким образом, даже при учете других факторов корреляция между ранней склон ностью к просмотру телепередач с насилием и позднейшей агрессивностью оста ется близкой +0,31. Анализ подкрепил выводы о «наличии влияния просмотра телевизионных передач с насилием в ранние формирующие годы на позднейшую агрессию» (Егоп et al., 1972, p. 263). Таблица 9.1 Взаимная корреляция в исследовании Эрона с соавторами (1972), посвященном изучению взаимосвязи между склонностью к просмотру телепередач с насилием и агрессивным поведением Контролируемая переменная Отсутствует (начальная корреляция) Переменные для третьеклассников Оценка агрессии другими школьниками Позиция, занимаемая отцом на работе IQ ребенка Агрессивность отца Агрессивность матери Применяемые наказания Надежды родителей, связываемые с ребенком Мобильность родителей Количество часов, проводимых у телевизора Переменные для тринадцатиклассников Позиция, занимаемая отцом на работе Собственные ожидания испытуемого Количество часов, проводимых за телевизором Частичная корреляция между ТВНас3иАг13* 0,31 0,25 0,31 0,28 0,30 0,31 0,31 0,30 0,31 0,30 - 0,28 0,28 0,30 * ТВНасЗ -= склонность к просмотру телепередач с насилием в 3-м классе; Аг13 = уровень агрессивности в 13-м классе. Источник: Eron et al., 1972, табл. 4.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Третья переменная» з дисципліни «Дослідження в психології: методи і планування»