ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Дослідження в психології: методи і планування

Третья переменная
Выпуск «Нью-Йорк Тайме Мэгэзин» от 4 июня 2000 г. содержал веселую статью
под названием «Мирные лужайки» (Plotz, 2000). Ее автор поднял важный вопрос
о том, почему одни страны постоянно воюют, а другие ведут себя относительно 3 2 6 Глава 9. Корреляционные исследования
мирно. Его ответом был гольф — страны, в которых значительная часть популяции
играет в гольф, менее воинственны, чем страны, не играющие в гольф. Плоц опи­
сал свою идею следующим образом:
Все мирные европейские нации любят гольф. Но Россия, воюющая с Чечней, не вхо­
дит в их число. Турция и Греция, не играющие в гольф, долгое время воевали из-за
Кипра, также не играющего в гольф. Бывшая Югославия раскололась на пять госу­
дарств. И только мирная Словения любит помахать клюшкой. Играют ли в гольф в
Индии или Пакистане? Конечно, нет. Алжирцы убивают друг друга, а их соседи-ма­
рокканцы забивают мячи в лузы (р. 32).
Хотя лозунг «Играйте в гольф, а не в войну» (р. 37) заслуживает всяческого одо­
брения, я думаю, что вы понимаете абсурдность заявления, что гольф является при­
чиной мира. И лишь немногим более вероятно, что верно обратное — мир является
причиной игры в гольф. Если на уровне нации и есть корреляция между миром и
игрой в гольф, то поскольку Плоц не представил пирсоново r, ее существование пред­
ставляет собой гиперболизированный пример проблемы третьей переменной. Так
как в случае корреляционного исследования контроль за внешними переменными
не осуществляется, причина найденной корреляции может заключаться именно в
них. Это означает, что A не является причиной В и В не является причиной Л, а неко­
торая неизвестная третья переменная С вызывает как А, так и В. С — это некая не­
контролируемая третья переменная (или переменные — часто бывает, что за корре­
ляцией стоит более одной неконтролируемой переменной). Попробуйте придумать
третью переменную, вызывающую эту сомнительную корреляцию мира и игры
гольф. Возможно, что благополучные страны имеют больше оснований быть мирны­
ми, а люди в них могут иметь больше времени для досуга, в том числе и для гольфа.
Другие примеры проблемы третьей переменной не настолько абсурдны, как
пример с мирными странами и игрой в гольф, а поэтому они могут легко подтолк­
нуть людей к установлению несуществующих причинно-следственных связей, что
может иметь весьма печальные последствия. Например, из вставки 9.1 вы узнали о
разделяемом Гальтоном и Пирсом убеждении, что положительная корреляция
между родителями и детьми в отношении определенных особенностей доказыва­
ет, что наследственность является первопричиной интеллектуальных различий.
Оба ученых не учли влияния окружающей среды (например, родители с высоким
уровнем интеллекта могут создавать стимулирующее окружение для своих детей)
как фактора, на котором основывается взаимосвязь способностей родителей и де­
тей. Интересно, что Гальтон был основателем «евгенического» движения, сторон­
ники которого, кроме прочего, считали, что Великобритания должна путем стро­
гого подбора супружеских пар увеличить общий уровень интеллекта своих граж­
дан. Гальтон весьма цинично заметил, что как возможно «путем тщательного
отбора получить породу собак или лошадей, обладающую необычной скоростью
бега... так, заключая разумные браки на протяжении нескольких поколений, мож­
но создать вид высокоодаренных людей» (Galton, 1869, процитировано в Fancher,
1990, р. 228). Несложно представить обратную сторону евгенического движения —
мысль о том, что людям, считающимся «неподходящими» или «дефективными»,
следует запретить иметь детей. Именно такие мысли возникли у немецкого руко­
водства в 1930-х гг. Интерпретация корреляций 3 2 7
Взаимосвязь между просмотром телепередач с насилием и детской агрессивно­
стью является более современным примером проблемы третьей переменной. Как
мы узнали, возможно, что передачи с насилием увеличивают агрессию (А > В),
но также возможна причинно-следственная связь, имеющая обратную направлен­
ность (В > А): агрессивные дети могут иметь склонность к просмотру телепередач
с насилием. Третья возможность заключается в том, что и А и В возникают как ре­
зультат действия третьей переменной, С (С > А + В). К примеру, родители у таких
детей могут быть жестокими. Дети, копируя агрессивное поведение родителей,
также будут жестокими, и кроме того, подобное поведение родителей приведет к
тому, что дети станут много смотреть телевизор, стараясь «сидеть тихо» и избегать
контакта с родителями, которые их часто наказывают. Другой третьей переменной
может быть отсутствие беглости речи. Возможно, дети становятся агрессивными
из-за того, что их доводы в спорах не действуют, и они также много смотрят теле­
визор, чтобы избежать разговоров с окружающими.
Иногда попытки определить третью переменную являются делом сугубо умо­
зрительным, а в других случаях могут быть причины подозревать влияние конк­
ретной третьей переменно!!. В последнем случае, если вообще существует возмож­
ность измерить третью переменную, ее влияние можно оцепить с помощью проце­
дуры, названной взаимной корреляцией. Данная процедура призвана осуществлять
статистический контроль за третьей переменной. В действительности она представ­
ляет собой попытку post .factum (после свершившегося факта) создать по крайней
мере полуэквивалентные группы. Предположим, к примеру, что вам известно, что
между скоростью чтения и его осознанностью существует высокая корреляция,
допустим +0,55 (пример из Sprinthall, 2000). Кроме того, вы подозреваете, что при­
чиной этой корреляции является третья переменная, а именно IQ. Чтобы провести
процедуру взаимной корреляции, вам потребуется найти корреляцию между a) IQ
и скоростью чтения и б) IQ и осознанностью чтения. Допустим, что корреляция
равна +0,70 и +0,72 соответственно. Значения достаточно высоки, чтобы заподоз­
рить, что IQ является третьей переменной. Для вычисления взаимной корреляции
необходимо использовать все три полученных значения корреляции (точную про­
цедуру см. у Sprinthall, 2000). В результате будет получена взаимная корреляция,
показывающая взаимосвязь между скоростью и осознанностью чтения, при кото­
рой значение IQ «контролируется». В данном случае взаимная корреляция равна
+0,10. Таким образом, если IQ статистически контролируется («разделяется на
части»), корреляция между скоростью и осознанностью практически исчезает,
а это означает, что IQ действительно является важной третьей переменной, замет­
но влияющей на получение начальной корреляции между скоростью и осознанно­
стью, равной +0,55.
В исследовании Эрона и др. (Eron et al., 1972), чтобы понять, существуют ли
важные третьи переменные, приводящие к относительно высокой корреляции
(+0,31) между склонностью 3-классников к насилию и агрессивностью 13-класс-
ников, было вычислено несколько взаимных корреляций. В табл. 9.1 показаны
результаты, полученные для 12 различных потенциальных третьих переменных
(в таблице они названы «контролируемыми переменными»). Как вы видите, зна­
чения взаимной корреляции варьируются от +0,25 до +0,31. Это говорит о том, что 3 2 8 Глава 9. Корреляционные исследования
ни один из 12 факторов не сделал значимого вклада в начальную корреляцию +0,31.
Таким образом, даже при учете других факторов корреляция между ранней склон­
ностью к просмотру телепередач с насилием и позднейшей агрессивностью оста­
ется близкой +0,31. Анализ подкрепил выводы о «наличии влияния просмотра
телевизионных передач с насилием в ранние формирующие годы на позднейшую
агрессию» (Егоп et al., 1972, p. 263).
Таблица 9.1
Взаимная корреляция в исследовании Эрона с соавторами (1972),
посвященном изучению взаимосвязи между склонностью к просмотру
телепередач с насилием и агрессивным поведением
Контролируемая переменная
Отсутствует (начальная корреляция)
Переменные для третьеклассников
Оценка агрессии другими школьниками
Позиция, занимаемая отцом на работе
IQ ребенка
Агрессивность отца
Агрессивность матери
Применяемые наказания
Надежды родителей, связываемые с ребенком
Мобильность родителей
Количество часов, проводимых у телевизора
Переменные для тринадцатиклассников
Позиция, занимаемая отцом на работе
Собственные ожидания испытуемого
Количество часов, проводимых за телевизором
Частичная корреляция между
ТВНас3иАг13*
0,31
0,25
0,31
0,28
0,30
0,31
0,31
0,30
0,31
0,30 -
0,28
0,28
0,30
* ТВНасЗ -= склонность к просмотру телепередач с насилием в 3-м классе; Аг13 = уровень
агрессивности в 13-м классе.
Источник: Eron et al., 1972, табл. 4.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Третья переменная» з дисципліни «Дослідження в психології: методи і планування»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Аудит податків. Мета і завдання аудиту
ПАСИВНІ ОПЕРАЦІЇ БАНКІВ
Період окупності
Довірчі (трастові) послуги
Послуги, що можуть забезпечуватися системою електронної пошти


Категорія: Дослідження в психології: методи і планування | Додав: koljan (06.02.2012)
Переглядів: 704 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП