Эрон с соавторами (Eron, Huesman, Lefkovitz, & Walder, 1972) занимались иссле дованием взаимосвязи между просмотром телевидения и агрессией, которой был посвящен наш гипотетический пример. В частности, они измеряли: а) склонность к просмотру телепередач с насилием и б) сопутствующую ей агрессивность. В 1960 г. ученые исследовали 875 третьеклассников, проживающих в сельской местности штата Нью-Йорк. Между просмотром телепередач с насилием и агрессивностью была обнаружена умеренная, но значимая корреляция +0,21, Но самое интересное, что через 10 лет Эрон и его соавторы нашли 427 человек из прежних участников (теперь ставших «тринадцатиклассниками») и оценили у них значения тех же двух переменных. По данным измерения двух переменных в два различных момента времени может быть вычислено шесть корреляций. Данные о корреляциях, полу ченные Эроном и др. в ходе исследования, показаны на рис. 9.8. Интерпретация корреляций 3 2 5 Рис. 9 . 8 . Результаты перекрестного исследования влияния склонности к просмотру телепередач с насилием на последующую агрессию Особый интерес представляют «перекрестные» корреляции, так как они отобра жают взаимосвязи между переменными, разделенными во времени. Если агрессив ность третьеклассников вызывает позднейшую склонность к просмотру телепередач с насилием (В > А), то мы должны ожидать наличие довольно высокой корреляции между агрессивностью в момент 1 и склонностью к определенным телепередачам в момент 2. В действительности корреляция практически равна нулю (+0,01). Если же ранняя склонность к просмотру телепередач с насилием приводит к поздней шему агрессивному поведению (А > В), то будет значительной корреляция меж ду склонностью в момент 1 и агрессивностью в момент 2. Как видно из приведенных данных, эта корреляция равна +0,31 — не слишком высокий, но значимый показа тель. На основании этих данных, а также другой информации, полученной в ходе ис следования, Эрон и его коллеги сделали вывод о том, что ранняя склонность к про смотру телепередач с насилием является причиной позднейшей агрессивности. Однако необходимо очень осторожно подходить к интерпретации перекрестной корреляции (Rogosa, 1980). Например, если вы внимательно изучите корреляции на рис. 9.8, то заметите, что корреляцию со значением +0,31 можно частично отнести на счет корреляций со значениями +0,21 и +0,38. Это значит, что вместо прямой за висимости между склонностью в 3-м классе и агрессией в 13-м эта связь определяет ся наличием взаимосвязей между склонностью к телепередачам с насилием и агрес сией в 3-м классе и между двумя оценками агрессии. Ребенок, имеющий высокие показатели по склонности к передачам с насилием в 3-м классе, может быть агрес сивным в этом возрасте и оставаться таким же агрессивным (или даже более агрес сивным) в 13-м классе. И наоборот, возможно, что агрессивность в 3-м классе вызы вает а) склонность к просмотру телепередач с насилием в 3-м классе и б) поздней шую агрессивность. Таким образом, перекрестная корреляция помогает решить проблему направленности, но не вопрос интерпретации. В более общих словах, труд ности с интерпретацией проявляются как проблема третьей переменной.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Телевидение и агрессия» з дисципліни «Дослідження в психології: методи і планування»