Вы только что завершили изучение четырех глав, посвященных эксперименталь ному методу в психологии. В оставшихся четырех главах рассматриваются другие методы исследований. Данная глава сосредоточена на корреляционном исследо вании, связанном с изучением взаимосвязей между переменными. Далее вы узна ете, что интерпретацию корреляционных исследований необходимо проводить очень осторожно, а также, что на основании таких исследований можно предска зывать будущее поведение. Изучив эту главу, вы: • поймете, что корреляционные исследования берут свое начало в работах Фрэнсиса Гальтона, и осознаете значимость речи Ли Кронбаха о «двух дис циплинах»; • научитесь отличать положительные и отрицательные двумерные корреля ции и отображать их с помощью графика рассеяния, а также узнаете, какие факторы могут влиять на значение коэффициентов корреляции (например, ограничение диапазона); • научитесь вычислять коэффициент детерминации и интерпретировать его значение; • поймете, как с помощью регрессионного анализа предсказывать будущее поведение; • поймете, каким образом направленность может затруднить интерпретацию корреляции и как эта проблема решается с помощью корреляционной мат рицы; • научитесь понимать проблему третьей переменной и научитесь оценивать такую переменную с помощью процедуры взаимной корреляции; • сможете описать различные ситуации исследований, в которых использова ние корреляционного подхода наиболее вероятно; • сможете описать алгоритмы многомерных процедур множественной регрес сии и факторного анализа. Помните Роберта Вудвортса и его колумбийскую библию — первый в своем роде учебник по экспериментальной психологии (см. главу 5)? В своей книге он Две психологические дисциплины 3 1 1 впервые показал ставшие для нас привычными различия между независимыми и зависимыми переменными в экспериментальных исследованиях. Он также разде лил методы на экспериментальные и корреляционные, что оказало сильное влия ние на психологические исследования. Согласно Вудвортсу, в экспериментальном методе управляют переменными, а в корреляционном — «измеряется одна или несколько характеристик одного и того же человека [и] вычисляется корреляция между этими характеристиками...» (Woodworth, 1938, р. 3). Вудвортс постарался убедить читателей, что оба подхода одинаково важны. По его словам, корреляци онный метод «необходимо отличать от экспериментального, [но] он скорее равен последнему по значению, нежели стоит выше или ниже...» (Woodworth, 1938, р. 3). Однако, сделав такое утверждение, Вудвортс предоставил читателям искать ин формацию о корреляционных исследованиях в других источниках и посвятил ос тавшиеся 820 страниц своей книги исследованиям, иллюстрирующим эксперимен тальный метод. Можно понять читателей, если они решат, что корреляционные исследования не так важны, как экспериментальные.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Корреляционные исследования» з дисципліни «Дослідження в психології: методи і планування»