Представьте, что вы летите в небольшом самолете над Канзасом. В окно вы видите тянущи еся миля за милей поля ферм, расчерченные на прямоугольники. Это может напомнить вам о факторных матрицах 2 х 2 и 3 х 3 , с которыми вы познакомились в этой главе. Это связано с тем, что факторные планы и метод ANOVA, применяющийся для их анализа, были разрабо таны сэром Рональдом Фишером при проведении сельскохозяйственного исследования. Эм пирический вопрос был: «Каковы наилучшие условия или комбинации условий для выращи вания урожая X?» Рональд Эйлмер Фишер (1890-1962) был одним из известнейших ученых, занимавшихся статистикой, равный по заслугам Карлу Пирсону, открывшему способ измерения корреля ции, сегодня обозначаемой как «Пирсонова г» (см. следующую главу). Фишер создал стати стическую процедуру, использующуюся для проверки предположений в области генетики, 3 0 4 Глава 8. Экспериментальный план II: факторные планы но среди психологов он известен созданием дисперсионного анализа, в ходе которого нахо дится отношение F, позволяющее сделать вывод о нулевой гипотезе экспериментального ис следования. Несложно догадаться, что означает «F»'. Начиная с 1920 г. на протяжении около 15 лет Фишер работал на экспериментальной сельско хозяйственной станции в английском городе Ротамстед. Он участвовал в исследовании воздей ствия на урожай различных переменных, например вида удобрений, уровня осадков, времени посадки, а также генетических особенностей растений. Фишер опубликовал статью «Исследо вание сельскохозяйственных культур. VI. Эксперименты по изучению реакции картофеля на уг лекислый калий и азот» (Kendall, 1970, р. 447). В ходе исследований он открыл дисперсионный анализ и использовал его для анализа полученных данных. Особенно он подчеркивал важность использования факторных планов «так как при раздельных (однофакторных) экспериментах мы никогда не обнаружим взаимодействий между различными компонентами» (Fisher, 1935/1951, р. 95, курсив мой. - Дж. Г.). Сельскохозяйственные урожаи зависят от сложных комбинаций факторов, и их раздельное изучение не позволяет оценить взаимодействие между ними. Простой план 2 x 2 одного из экспериментов Фишера изображен на рис. 8.14. Каждый пря моугольник показывает, как обрабатывался один из небольших участков земли. Как и любой факторный план, этот план позволяет оценить основные эффекты (в данном случае для вида удобрений и сорта пшеницы), а также взаимодействие этих факторов. Если предположить, что закрашенное поле производит значительно больше пшеницы, чем остальные три (их уро жаи одинаковы), то можно обнаружить наличие взаимодействия: удобрения работали эффек тивно только для определенного сорта пшеницы. Рис. 8.14 Взаимодействие в сельском хозяйстве Фишер включил свою работу по дисперсионному анализу в труд по статистике, опубликован ный им в 1925 г. (через год после того, как Дженкинс и Дапленбах издали исследование вза имосвязи сна и памяти) (Fisher, 1925). Самая известная из его работ, «Разработка экспери ментов» (Fisher, 1935/1951), увидела свет через 10 лет после этого. Она посвящена методу ANOVA и включает обсуждение вопросов статистики и методов исследований. Дисперсион ный анализ и факторные планы далеко не сразу получили широкую известность в Соединен ных Штатах, но с начала 50-х гг. психологи-экспериментаторы стали использовать их в каче стве основного метода статистического анализа. Пшеница: генетическая особенность I Пшеница: генетическая особенность II Экспериментальное удобрение Пшеничное поле А Пшеничное поле С Отсутствие экспериментального удобрения Пшеничное поле В Пшеничное поле D На этом мы завершаем рассказ об экспериментальных планах, которому были посвящены две последние главы. Прежде чем вы научитесь свободно говорить на 1 От англ. farm - ферма. «языке экспериментальной психологии» и создавать методологически правильные эксперименты для проверки ваших гипотез, вам потребуется несколько раз прочи тать эти главы (а также главы 5 и 6) и попрактиковаться в использовании различ ных экспериментальных планов. Далее мы приступим к рассмотрению другого направления исследований, посвященного не изучению различий, а выявлению степени сходства изучаемых переменных.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «История — факторные планы на ферме» з дисципліни «Дослідження в психології: методи і планування»