В последние 25 лет был заметен значительный интерес к особенностям личности людей, обладающих так называемым поведением типа A (Friedman & Rosenman, 1974). Индивидуумы типа А любят соревноваться, нацелены на успех и навязчиво внимательны ко многим вещам, включая время (они всегда приходят раньше и ни когда не опаздывают). Они стараются одновременно делать много дел и выглядят людьми, обладающими очень большим запасом энергии. К сожалению, люди ти па А, сочетающие эти черты с недружелюбным характером, склонны к развитию коронарной болезни. Это означает, что поведение типа А в некоторых обстоятель ствах может быть весьма нездоровым. Виды факторных планов 2 9 9 Исследования поведения типа А часто строятся в соответствии с факторным пла ном Р х Е. Переменной Р (субъективной) является тип поведения — тип А или его противоположность, более спокойный тип В. Отбор участников для двух групп про водится в соответствии с результатами теста на поведение типа А/В. Переменная Е — это некоторый фактор, которым управляет экспериментатор. К примеру, в исследова нии Холмса с соавторами (Holmes, McGilley, & Houston, 1984) принадлежность сту дентов колледжа к типу А или В определялась по результатам студенческой версии «Исследования активности» Дженкинса — теста, широко применяемого при исследо вании поведения типа А. Было протестировано 394 студента, и из всех оценок иссле дователи выбрали 30 наибольших и 30 наименьших. Участников в двух группах слу чайным образом распределили по трем заданиям, различающимся по степени трудно сти. Таким образом, управляемой переменной была трудность задания. Заданием являлся арифметический тест, позаимствованный из общего IQ-теста. Участники про слушивали последовательности чисел (например, 3-4-8) и должны были повторить их в обратном порядке (8-4-3). Три уровня сложности различались по количеству чисел, предлагаемых каждому участнику в ходе шести попыток: два, пять или семь. Зависимой переменной было возбуждение, проявляющееся в процессе выполнения задания. Оно операционально определялось в терминах нескольких физиологических характеристик, включая систолическое кровяное давление. На рис. 8.12 показано взаимодействие Р х Е. Возбуждение у студентов типа А и типа В не различалось в случае легкого и умеренно сложного задания, но при очень сложном задании систолическое давление у типа А продолжало подниматься, тог да как у типа В оно оставалось неизменным. Таким образом, сравнение типов А и В показало значимое увеличение систолического кровяного давления, но только в случае действительно сложного задания. Было обнаружено отсутствие основного эффекта для типа личности и его наличие для трудности задания, как видно из обще го увеличения кровяного давления, происходящего по мере нарастания сложности работы. В целом, исследование показало, что «разница возбуждения... между людьми, принадлежащими к типам А и В, проявляется при высоком уровне сложности» (Hol mes et al., 1984, p. 1326). Это открытие согласуется с соревновательной, нацелен ной на успех природой людей, принадлежащих к типу А. Рис. 8 . 1 2 . Р х Е-взаимодействие: Типы личности А и В и уровень сложности задания (Holmes etal., 1984) 3 0 0 Глава 8. Экспериментальный план II: факторные планы Кстати, защитники использования планов Р х Е уважают работы Курта Левина (1890-1947), пионера социальной и детской психологии. Лейтмотивом работ Ле вина была мысль о том, что для полного понимания поведения необходимо изучать как свойства личности, так и окружение, в котором действует человек. Ученый выразил эту идею с помощью хорошо известной формулы: В =f(Р, Е), поведение (behavior) — это функция личности {person) и среды (environment) (Goodwin, 1999). Факторные планы Р х Е, унаследовавшие свое название от формулы Курта Леви на, идеально подходят для исследования видов взаимоотношений, которые, по мнению Левина, характеризуют человеческое поведение'.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Факторный план с взаимодействием Р х Е» з дисципліни «Дослідження в психології: методи і планування»