ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Дослідження в психології: методи і планування

Многоуровневые планы с повторяемыми измерениями
Может ли прослушивание музыки Моцарта сделать вас умнее? Некоторые счита­
ют, что может, — подобный феномен был назван «эффект Моцарта». Несмотря на
отсутствие фактов, поддерживающих эту идею, родителей пытаются убедить, что 2 6 4 Глава 7. Экспериментальный план I: однофакторные планы
музыка Моцарта способна дать их детям оружие для IQ-битвы. Существует даже
веб-сайт, посвященный эффекту Моцарта (www.mozarteffect.com), где можно за­
казать различные записи и книги. В истинно псевдонаучной манере сайт доказы­
вает действенность этого явления, приводя отзывы покупателей и единичные сви­
детельства. В описании одной из записей, продающейся на сайте (концерта для
скрипки), утверждается, что прослушивание концерта «увеличит вербальные и
эмоциональные способности, улучшит концентрацию внимания, память и навыки
интуитивного и пространственного мышления», а также что «высокая частота зву­
ков скрипки тренирует слух, а следовательно, стимуляция мозга уравновешивает­
ся прекрасной гармонией» (что бы это ни значило). Каковы же основания для та­
ких необычайных утверждений? Поиски приводят нас к небольшому исследова­
нию, опубликованному в 1993 г. в журнале Nature. В нем было показано, что
прослушивание произведений Моцарта по 10 минут в день производит кратковре­
менное (т. е. эффект длится недолго) усиление способности к пространственному
мышлению у студентов колледжа (Rauscher, Shaw, & Key, 1993). Занимающиеся
когнитивной психологией ученые скептически отнеслись к информации даже о
таком кратковременном эффекте и неоднократно пытались повторить это иссле­
дование. Все попытки были неудачными. Одно из таких исследований провели
Стил, Болл и Ранк (Steele, Ball & Runk, 1977).
В своем исследовании Стил и его коллеги использовали три условия: прослу­
шивание произведений Моцарта в течение 10 минут, прослушивание успокаива­
ющих звуков естественных природных явлений (например, мягкий шум дождя)
в течение 10 минут и отсутствие прослушивания каких-либо звуков — в течение
10 минут участники в сидели в тишине и старались расслабиться. Все 36 участни­
ков исследовались при каждом условии, а следовательно, план был межсубъект­
ным многоуровневым. Хотя легко можно было провести полное позиционное урав­
нивание (шесть различных последовательностей условий, шесть участников, слу­
чайным образом распределенные в каждой из шести последовательностей), авторы
решили использовать латинский квадрат размером 3 x 3 , подразумевающий учас­
тие 12 испытуемых, случайно распределенных в каждом из рядов квадрата. Чтобы
предотвратить искажение, которое могло возникнуть, если бы участники знали, что
изучается эффект Моцарта, им «сказали, что эксперимент посвящен влиянию ре­
лаксации на запоминание» (Steel et al., 1997, p. 1181). Задание на проверку памяти
заключалось в воспроизведении в обратном порядке набора чисел. Если стимул
был «6-8-3-1-7», то правильный ответ должен был быть «7-1-3-8-6». В ходе
каждой попытки испытуемые слушали Моцарта, мягкие звуки дождя или сидели
в тишине, а затем выполняли три задания на запоминание чисел. Каждое задание
состояло из 9 чисел, представленных в случайном порядке. Таким образом, участ­
ники могли набрать от 0 до 27 очков.
Результаты исследования являются статистически значимыми, но они отнюдь
не способствуют продажам записей Моцарта. Среднее количество правильно за­
помненных чисел было практически одинаковым для всех трех условий: 18,53 для
записей Моцарта, 18,50 для записи шума дождя и 18,72 для контрольного условия.
Однако наблюдался значительный эффект тренировки. Вне зависимости от поряд­
ка следования условий участники продемонстрировали улучшение результатов от
первого набора чисел для запоминания к третьему (средние оценки для них соста-вили соответственно 15,64,19,14 и 20,97). Так нужно ли родителям ставить записи
произведений Моцарта своим детям? Конечно, нужно, ведь это прекрасная музы­
ка. Сделает ли она их умнее? Нет, но зато они насладятся классической музыкой,
что само по себе хорошо.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Многоуровневые планы с повторяемыми измерениями» з дисципліни «Дослідження в психології: методи і планування»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Аудит забезпечення збереження тварин
БАНК МІЖНАРОДНИХ РОЗРАХУНКІВ
Правила вживання апострофа
Діалектна лексика
Граматичні ознаки іменника


Категорія: Дослідження в психології: методи і планування | Додав: koljan (06.02.2012)
Переглядів: 649 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП