Вероятно, под влиянием мегалонгитюдного исследования Термана по изучению ода ренных детей (см. вставку 6.1), Кнеппер с соавторами (Knepper, Obrzut & Copeland, 1983) провели заслуживающее внимания исследование, в котором попытались про лить свет на личностные особенности одаренных детей. Исследователи поставили перед собой вопрос, успешнее ли одаренные дети помимо познавательных задач решают социальные и эмоциональные проблемы в сравнении с обычными детьми. Их эксперимент отлично иллюстрирует план с неэквивалентными группами. Не зависимой субъективной переменной была степень одаренности. Сравнивались два ее значения: одаренный (операционально определенное как IQ = 130 и выше) и сред ний (IQ между 90 и 110). Среднее арифметическое значение IQ составило 136,9 и 102,9 соответственно. Никакой особой процедуры уравнивания использовано не было, но возраст контролировался — в исследовании принимали участие только шестиклассники. Использовался тест Means-Ends Problem Solving Test, оценива ющий качество решений межличностных (социальных) и внутриличностных (эмо циональных) проблем. Одаренные дети действительно показали более высокие результаты, чем обычные, — это открытие совпадает с выводом Термана о том, что одаренные дети не просто «умные», а имеют также и социальные навыки. Необходимо сделать одно важное замечание. Вспомните, как в главе 5 расска зывалось о том, что вывод о наличии причинно-следственной связи нельзя сделать, если используются субъектные переменные. Поэтому неверно говорить, что ода ренность каким-либо образом вызывает увеличение способности к решению соци альных и эмоциональных проблем. Можно лишь сказать, что у одаренных и неода ренных детей способности к решению подобных проблем различаются.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Неэквивалентные группы» з дисципліни «Дослідження в психології: методи і планування»