Позиционное уравнивание с помощью блоковой рандомизации
Способность людей определять местонахождение источника звуков известна с давних пор: в обычных условиях мы довольно легко определяем направление, от куда приходит звук. Карелло и ее исследовательская группа заинтересовались во просом, могут ли люди определить размер объекта по звуку, издаваемому им при падении на пол. Для изучения данного вопроса был разработан аппарат, изобра женный на рис. 6.2. Испытуемые слышали, как деревянная рейка падала на пол, и пытались определить ее длину. В качестве ответа участники за одну попытку изменяли расстояние между краем стола, за которым они сидели, и подвижной вертикальной поверхностью. Попыткой называлось падение одной и той же рейки с определенной высоты пять раз подряд. Слушая звук падений, участники передви гали стенку вперед и назад, пока расстояние между ней и столом не становилось равным длине рейки. В первом из двух экспериментов внутрисубъектной незави симой переменной была длина рейки. Она принимала семь значений: 30,45,60,75, 90,105 и 120 см. Каждый участник определял длину каждой рейки три раза. Как и следовало ожидать, экспериментаторы провели позиционное уравнивание после довательности длин реек и сделали это с помощью блоковой рандомизации. Таким образом, семь реек разной длины использовались в одном случайном порядке, за тем в другом и наконец в третьем. Еще раз обратите внимание на важную особен ность блоковой рандомизации: каждая длина использовалась по одному разу, прежде чем одна из них использовалась повторно, и по два раза, прежде чем какая- либо из них была использована в третий раз. Рис. 6 . 2 . Схема экспериментального устройства (Carello, Anderson, and Kunkler-Peck, 1998). Услышав звук падения рейки, испытуемый изменял расстояние между краем стола, за которым сидел, и обращенной к нему лицом вертикальной поверхностью так, чтобы оно равнялось длине рейки Хотя задание на определение длины рейки может показаться очень сложным, испытуемые справились с ним на удивление легко. Результаты второго экспери мента, который повторял первый, но с более короткими рейками (от 10 до 40 см), были даже выше, чем результаты первого (рейки от 30 до 120 см). Стоит отметить еще две особенности этих экспериментов. Во-первых, они представляют собой хо роший пример стратегии, обычно используемой при исследовании восприятия: внутрисубъектный план, который требует небольшого количества испытуемых 2 2 4 Глава 6. Проблемы контроля при экспериментальных исследованиях и большого числа попыток. В первом эксперименте участвовали восемь студентов, а во втором — шесть, причем каждый из них выполнял задание 21 раз. Во-вторых, вспомните пробные исследования, которые обсуждались в главе 3. Цель таких ис следований — испытание экспериментальной процедуры и изменение ее в слу чае обнаружения затруднений. Нечто подобное произошло и в обсуждаемом нами исследовании, хотя первый эксперимент в действительности не был пробным. Одна из особенностей процедуры первого эксперимента привела к изменениям во втором эксперименте. В первом случае рейки падали на пол, а во втором — на приподнятую поверхность. Но почему? По словам Карелло, Андерсон и Канкер- Пек, причина была весьма практической (читая между строк, заметим, что аспи ранты, собирающие данные, были очень благодарны устранению этого фактора): изменение процедуры помогло «снизить нагрузку на колени и спину эксперимен таторов» (р. 212).
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Позиционное уравнивание с помощью блоковой рандомизации» з дисципліни «Дослідження в психології: методи і планування»