Эксперимент, проведенный в 1992 г. Шнейдером и Бьерклендом, является хорошим примером одновременного исследования нескольких субъективных переменных. Также он иллюстрирует процесс воспроизведения и дополнения исследований (см. главу 3). Ученые заинтересовались вопросом, как воздействуют на память: а) специальные знания в определенной области и б) общие способности. Предыдущие исследования концентрировались только на знаниях, поэтому важным дополнени ем, вносимым их исследованием, было «рассмотрение уровня общих способностей детей» (р. 462). Таким образом, в исследовании использовались две субъективные переменные 1 . Первой был объем знаний о футболе. Эта переменная принимала два значения: знаток и новичок. Второй переменной были общие способности, опреде ляемые по «тесту когнитивных способностей». Как это часто бывает при использо вании субъективных переменных, исследование состояло из двух частей: первая за ключалась в оценке субъективных переменных для формирования отдельных групп, а вторая — в проведении самого эксперимента. В первой части исследования боль шая группа учеников второго и четвертого классов прошла тест на когнитивные спо собности и тест, по которому определялись познания в области футбола. По полу ченным при тестировании результатам дети были отобраны для участия во второй части исследования и разделены на четыре группы: знатоки футбола с высокими способностями, знатоки футбола с низкими способностями, новички в футболе с высокими способностями и новички в футболе с низкими способностями. Во второй части исследования дети выполняли задание на классификацию и запоминание: им раздали наборы терминов и попросили разделить их на группы, а сразу после этого — запомнить их. Задание выполнялось дважды, один раз на при мере слов, связанных с футболом, а второй раз на примере других слов. (Одна по ловина детей выполняла задания именно в таком порядке, а другая — в обратном. Этот метод называется позиционным уравниванием и будет обсуждаться в следу ющей главе.) Результат получался сложный, но главным было то, что дети с высо кими способностями в целом более успешно выполнили оба вида заданий, чем дети с низкими способностями вне зависимости от их уровня футбольных знаний. Од нако при учете исключительно познаний в области футбола результаты показыва ли, что знатоки футбола лучше справились с заданием, посвященным футболу. Так, при выполнении задания с футбольными терминами знатоки запомнили 62% ин формации, а новички — только 44%. Но при выполнении задания со словами, не связанными с футболом, обе группы показали примерно одинаковые оценки: 52% для знатоков футбола и 48% для новичков. Только исследование, в котором используются управляемые независимые пере менные, можно назвать экспериментом в самом строгом смысле этого слова. Иногда ' В действительности кроме этих было еще три: пол, интерес к футболу и год обучения, но мы скон центрируемся на двух важнейших. 1 8 0 Глава 5. Введение в экспериментальные исследования такой эксперимент называют «истинным» (что звучит несколько претенциозно и приводит к мысли, что все остальные исследования «ложные»). Исследования, ис пользующие независимые субъективные переменные иногда называют исследова ниями ex post facto, или квазиэкспериментами («квази» в данном случае означает «в определенной степени») 1 . Иногда (по сути, довольно часто) исследования имеют дело и с управляемыми, и с субъективными независимыми переменными. Очень важно осознавать наличие субъективных переменных, так как они влияют на выво ды, которые делаются на основании результатов исследования.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Использование субъективных переменных» з дисципліни «Дослідження в психології: методи і планування»