Третий этап эксперимента — измерение характеристики поведения, предположи тельно испытавшей воздействие независимой переменной. Для описания харак теристик поведения, которые измеряются в ходе эксперимента и являются его ре зультатами, используется термин зависимая переменная. Если, как отмечалось ранее, эксперимент можно описать как воздействие Х на Y и Х — независимая пе ременная, то Υ — это зависимая переменная. В исследовании влияния телевизи онных сцен насилия на детскую агрессивность зависимой переменной является агрессивность. В исследовании фактора распределения нагрузки — результаты экзамена. Правдоподобность любого эксперимента и возможность сделать существен ное открытие отчасти определяются правильностью выбора зависимой перемен ной, измеряемой в ходе исследования. Как мы уже знаем, на эмпирический во прос можно получить ответ, только если вопрос сформулирован с определенной степенью точности. Вы можете потратить немного времени и еще раз просмот реть главу о постановке эмпирических вопросов — она напомнит вам о понятии операционального определения. Один из ключевых моментов разработки экспе римента касается операциональных определений характеристик поведения, вы бранных и измеряемых как независимые переменные. Воспроизведение экспери мента возможно, только если отдельные характеристики поведения точно опре делены. В заключение отметим: очень важно понимать, что в зависимости от задач ис следования конструкт может представлять собой независимую, внешнюю или за висимую переменную. В ходе эксперимента конструктом можно управлять как независимой переменной, пытаться контролировать его как внешний фактор или измерять как зависимую переменную. Рассмотрим, к примеру, конструкт «тре вожность». Его можно представить в виде управляемой независимой переменной, если сказать участникам, что они будут подвергаться слабому, или напротив, бо лезненному, электрическому шоку, а затем спросить их, как они предпочитают ждать, в одиночестве или вместе с другими испытуемыми. Тревожность также может выступать как фактор, который в ходе эксперимента необходимо поддер живать постоянным. Например, если требуется оценить влияние семинара, по священного публичным выступлениям, на умение студентов произносить речи, то не следует производить видеозапись студентов в одной группе, не записав так же и другую группу. Если произведена видеозапись всех студентов, то уровень тревожности, вызванной фактором съемки, будет постоянным для всех групп. Кроме того, тревожность может быть зависимой переменной, как, например, в ис следовании влияния различных видов экзаменов (например, заданий на выбор ответа или на написание эссе) на тревожность студентов во время сессии. В этом случае можно произвести особое психологическое измерение тревожности. Тре вожность можно рассматривать и как характеристику личности, подразумевая, что одни люди обладают ею в более высокой степени, чем другие. Последнюю возможность мы рассмотрим в следующем разделе.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Измерение зависимых переменных» з дисципліни «Дослідження в психології: методи і планування»