Многообразие факторов, которые можно использовать в качестве независимых пе ременных, ограничено только пределами фантазии исследователя, но все независи мые переменные, которыми управляют в ходе исследования, можно разделить на три пересекающиеся категории: ситуативные, рабочие и инструктивные переменные. Ситуативные переменные — это различные особенности окружения, создава емого для участников эксперимента. Например, если ученый, проводя исследование готовности людей оказывать помощь, хочет выявить влияние количества наблюда телей на вероятность оказания помощи, то он может создать ситуацию, в которой участники встречаются с человеком, которому нужна помощь. В одних случаях 1 7 4 Глава 5. Введение в экспериментальные исследования участник один встречает человека, нуждающегося в помощи, а в других — участ ник и пострадавший могут быть окружены группой из трех или шести наблюдате лей. В этом случае в качестве ситуативной независимой переменной может высту пать количество людей, способных оказать помощь, не считая участника экспери мента, а ее значениями будут ноль, три и шесть (число наблюдателей). Иногда экспериментаторы изменяют вид работы, выполняемой участниками. Один из способов управления рабочими переменными — давать для выполнения группам участников разные виды заданий. Например, в исследованиях по когни тивной психологии, чтобы определить наиболее распространенные виды ошибок, » участников могут попросить решить несколько разных логических задач. Анало гично лабиринты могут различаться по уровню сложности, при исследовании вос приятия могут использоваться разные виды иллюзий и т. д. Инструктивными переменными можно управлять, попросив разные группы участников по-разному выполнить одно задание. Например, в ходе исследования памяти участникам, которым показывают один и тот же список слов, можно дать разные инструкции по способу запоминания. Одних можно попросить создавать визуальные образы для слов, других — устанавливать ассоциации между их смеж ными парами, а третьих — просто повторять каждое слово по три раза. В одном исследовании можно также комбинировать различные виды независи мых переменных. При исследовании влияния числа людей, их мотивации и слож ности задания на способность к его решению одних участников можно поместить в большие, а других — в маленькие комнаты, тем самым воздействуя на фактор скопления людей с помощью ситуативной переменной размера комнаты. Далее, одним участникам в каждой комнате можно выдать сложные кроссворды, а дру гим — более легкие. Кроме того, с помощью инструктивной переменной можно воздействовать на мотивацию, сказав одним участникам, что они получат $1 за кроссворд, а другим — $5.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Виды независимых переменных» з дисципліни «Дослідження в психології: методи і планування»