Результаты измерении характеристик поведения представляются в виде набора чи сел. Мы говорим, что кто-то среагировал через 3,5 секунды, получил 120 баллов за /Q-тест или нашел выход из лабиринта третьим по счету. Мы также относим X чело век к определенной категории в зависимости от их поведения или обладания неко торыми особенностями. Данные примеры иллюстрируют четыре числовых способа описания явлений, а следовательно, четыре шкалы измерений. Ясное понимания этих способов необходимо для дальнейшего обсуждения статистических методов, так как от вида используемой шкалы зависит вариант соответствующего статисти ческого анализа данных. Именно неразбериха со шкалами измерений оказалась столь затруднительна для Дилберта, история которого изображена на рис. 4.4. Рис. 4 . 4 . Проблема со шкалой измерений Номинальная шкала Иногда численные характеристики, которые мы приписываем явлениям, служат только для того, чтобы разделить эти явления по группам. В этом случае мы ис пользуем так называемую номинальную шкалу измерений и числа являются не более чем ярлыками категорий (например, 15 мужчин, 25 женщин). В исследовани ях с использованием этой шкалы люди обычно разделяются по категориям и далее иодсчитывается количество людей, попадающих в каждую из них. Номинальную шкалу используют, если поставлены, например, такие эмпирические вопросы: • Среди людей, занимающихся бегом, кто чаще бегает по утрам, а кто по вече рам, мужчины или женщины? • Если разделить психически неуравновешенных людей на замкнутых и об щительных, будут ли интроверты чаще испытывать состояние тревоги, чем экстраверты? • Если разделить людей на ожидающих сильный электрический шок и на не ожидающих, повлияет ли это их ожидание на тенденцию к аффилиации? Последний эмпирический вопрос был поставлен в хорошо известном экспери менте по социальной психологии, проведенном Стэнли Шехтером в 1959 г. Поло вине женщин, участвующих в исследовании, он сказал что в эксперименте будет изучаться психологическая, реакция на сильный электрический шок, а остальным — что разряд будет очень слабым и станет щекотно. После того как женщин в обеих 142 Глава 4. Измерения, выборка и обработка данных группах проинформировали о предстоящем испытании, их попросили подождать 10 минут, пока настраивается оборудование, и спросили, как они предпочитают ждать, вместе с другими, в одиночестве, или же не имеют в этом отношении пред почтений. В действительности Шехтера интересовал ответ именно на этот вопрос, и эксперимент был окончен после того, как участницы высказались. Шехтер изучал влияние состояния тревожности на конструкт, названный аф- филиацией (желание находиться вместе с другими). Каковы же были результа ты? Те, кто ожидал сильного шока, предпочитали ждать вместе с другими, а те, кто ожидал слабого — в основном не имели предпочтений. Этот эксперимент ил люстрирует применение номинальной шкалы, поскольку Шехтер разделил все данные на шесть категорий и подсчитал количество людей, попадающих в каж дую из них в зависимости от того: а) какой силы электрический разряд они ожида ли получить и б) как они ответили на ключевой вопрос. Количество людей («под счет частости») в каждой категории показано в табл. 4.2. Информация также пе реведена в проценты, что является обычным при использовании номинальных данных. Таблица 4,2 Использование номинальной шкалы: исследование Шехтером аффилиации Ожидающие сильный шок Ожидающие слабый шок Количество людей, Ждать в одиночестве 3 (9%) 2(7%) выразивших следующие предпочтения Ждать вместе с другими 20 (63%) 10(33%) без предпочтений 9 (32%) 18(60%) Порядковая шкала Порядковая шкала измерений представляет собой набор порядковых мест. Напри мер, в списках успеваемости в колледжах обычно отражаются места студентов в группе: 1е, 2е, Зе, 50е и т. д. Из такого списка можно узнать, что один студент полу чает более высокие оценки, чем другой. Однако относительная позиция — это все, что можно узнать. Эд, Тед и Фред будут занимать соответственно 1-е, 2-е и 3-е ме ста в каждом из двух приведенных ниже случаев, несмотря на то что оценки Эда заметно выше оценок Фреда и Теда только во втором случае: Случай 1 Случай 2 Средний балл Эда = 4,0 Средний балл Эда = 4,0 Средний балл Фреда = 3,9 Средний балл Фреда = 3,6 Средний балл Теда = 3,8 Средний балл Теда = 3,5 Исследования, в которых используется порядковая шкала, пригодны для раз решения таких эмпирических вопросов: • Если ребенок расположит пять игрушек в ряд в порядке убывания привле кательности, а затем ему дадут игрушку, занимающую третье место в ряду, Виды шкал измерений 143 то увеличится или уменьшится порядковый номер этой игрушки в ряду спу стя неделю игры с нею? • Изменяется ли ранжирование студентами авторов учебников по естествен нонаучным и гуманитарным дисциплинам, если они знают пол авторов? • Как молодые и пожилые люди оценят и расположат в ряд 10 кинофильмов с разным количеством сексуальных сцен и сцен насилия? Хороший пример использования порядковой шкалы — исследование Корна, Девиса и Девиса (Korn, Davis, and Davis), проведенное в 1991 г. Историков психо логии и заведующих кафедр попросили назвать 10 психологов, чьи работы, по их мнению, наиболее важны, и расположить их в ряд. Требовалось составить два ряда: один из десяти психологов, лучших «во все времена», и другой — из современни ков. Затем результаты обобщили. Кто же был первым в списке? И историками, и заведующими кафедр самым выдающимся современным психологом был при знан Б. Ф. Скиннер. При этом заведующие кафедр назвали Скиннера и лучшим психологом в истории, а историки, склонные предпочитать психологов более ран них периодов, поместили Скиннера на девятое место, а на первое — Вундта.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Виды шкал измерений» з дисципліни «Дослідження в психології: методи і планування»