Чтобы измерение имело ценность для психологического исследования, оно долж но обладать одновременно и надежностью, и валидностью. Надежность важна для формирования уверенности в том, что проводимое измерение приближает к истин ному значению, а валидность важна, так как она указывает, что измеряется именно то, что вы предполагаете. Обратите внимание, что валидность предполагает надеж ность, а обратное не верно. Надежные измерения могут не быть валидными, но валидные должны быть надежными. Проиллюстрировать это можно на простом примере. Из главы 1 вы получили некоторые сведения о френологии — популярной в XIX в. теории, утверждающей, что можно определить «способности» человека по форме его черепа. После обсуж дения проблемы надежности вы можете сделать вывод, что френологические из мерения черепа действительно обладали высокой надежностью — расстояние между точкой, расположенной пятью сантиметрами выше вашего левого уха, и дру гой, находящейся пятью сантиметрами выше вашего правого уха, не сильно изме нится от измерения к измерению. Однако утверждение, что при измерении опре деляется «деструктивная» способность человека, — это совсем другое дело. Мы уверены, что измерение черепа не является валидным измерением деструктивно- сти, поскольку оно не кажется нам разумным (очевидная валидность), на основа нии его невозможно предсказать проявление агрессивности (критериальная валид ность), а также потому, что оно не согласуется с другими исследованиями конструктов, связанных с деструктивностью, таких как импульсивность, или исследованиями фун кций мозга (конструктная валидность). Вопрос надежности и валидности имеет также этическую сторону, особенно если результаты измерений используются для принятия решений, касающихся жизни людей. Студентов принимают или нет в учебные заведения, людей берут или нет на работу, кому-то ставят психиатрический диагноз и предоставляют лечение — и все это на основании измерений способностей или оценки особенностей поведе ния. Если вы ищете работу и ваши оценки по некоторому тесту являются реша ющим показателем, то вы испытаете законное разочарование, узнав, что тест не был достаточно надежным и валидным. И последнее замечание. В этой главе понятие валидности обсуждалось в кон тексте темы измерений. Как вы узнаете из следующей главы, валидными могут быть не только измерения психологических конструктов. Валидность также в бо лее общем смысле характеризует весь исследовательский проект. По отношению к измерениям валидность означает, что используемый инструмент измеряет имен но то, что должен. В более широком смысле валидность характеризует правиль ность проведения экспериментов и проверки гипотезы.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Надежность и валидность» з дисципліни «Дослідження в психології: методи і планування»