Измерение характеристик поведения считается валидным, если измеряют именно то, что собирались. В ходе оценки восприятия социальной поддержки должно дей ствительно измеряться количество поддержки, которую (по их мнению) получа ют испытуемые, а не какой-либо другой конструкт. Тест на интеллект должен из мерять интеллект, а не что-то иное. Иногда считается, что измерение обладает определенной валидностью просто потому, что оно представляется разумным. При измерении интеллекта тест с за дачами, требующими размышлений, представляется более подходящим, чем тест, в ходе которого участники должны аккуратно проехать на велосипеде между дву мя белыми линиями. Это значит, что решение задач и рассуждения имеют боль шую очевидную валидность для измерения интеллекта, чем езда на велосипеде (которая обладает очевидной валидностью для определения способности к удер жанию равновесия). Но конечно, только очевидной валидности недостаточно — тест может выглядеть весьма разумным, но при этом не быть валидным. Большин ство опросов, которые публикуются в популярных журналах, попадают именно в эту категорию. Более строгий вид валидности называется критериальной валидностью. Она показывает: а) можно ли на основании измерения предсказать будущее поведение и б) связано ли это измерение с другими измерениями поведения. Например, что бы тест на уровень интеллекта был валидным: а) должно быть возможным на его основании предсказать успеваемость ребенка в школе и б) его результаты должны быть сходны с результатами других известных тестов по измерению уровня интел лекта. Валидность названа «критериальной», потому что результаты рассматрива емых измерений сопоставляются с некоторым значением или критерием. В данном примере критериальными переменными являются: а) будущие оценки в школе и б) оценки по существующим тестам на интеллект. Так же как оценка надежности, исследование критериальной валидности корреляционное по своей природе и про водится в первую очередь для оценки психологических тестов. В главе 9 вы снова встретитесь с этим вопросом. Еще один вид валидности — конструктная валидность — особенно подходит для экспериментальных исследований. Она имеет отношение сразу к двум вопро сам: является ли оцениваемый конструкт валидным, а инструмент, с помощью ко торого производится оценка, — наилучшим. Конструктная валидность тесно свя-зана с сущностью теории, построением гипотезы на основании теории и оценкой теорий, выведенных из результатов исследования. Конструктная валидность как таковая никогда не подтверждается и не разрушается одним исследованием, а так же ее невозможно доказать по тем же причинам, но каким невозможно доказать теорию. Уверенность в конструктной валидности растет постепенно по мере полу чения исследованиями подтверждающих результатов. Как мы видели, аппарат психологии насыщен конструктами, которые не могут наблюдаться непосредственно, — такими понятиями, как голод, тревожность, интел лект, депрессия, воспринимаемая социальная поддержка, объем внимания и т. д. Так как эти конструкты являются гипотетическими, их наличие может быть выве дено только из специально проведенных измерений. Исследование, в котором про водится измерение конструкта определенным образом и которое дает ранее пред сказанные результаты, подтверждает не только сам конструкт, но и инструмент, ис пользованный для его измерения.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Валидность» з дисципліни «Дослідження в психології: методи і планування»