ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Дослідження в психології: методи і планування

Классические исследования — фальсификация и Умный Ганс
В Берлине рубежа XX в. лучшее после только что открытого метро шоу проходило в одном из
дворов, примыкающих к улице Гринбенау. Здесь зрителю демонстрировали лошадь (рис. 3.4),
имеющую незаурядные интеллектуальные способности. Когда хозяин коня, Вильгельм фон
Остен, просил его умножить 4 на 4, он 16 раз бил передним копытом. Выполнение задач на
сложение, вычитание, умножение и деление не вызывало сложностей у замечательного коня.
Даже простые и десятичные дроби не были проблемой. Когда его просили сложить 2 / 5 и У , он
отбивал 9 раз числитель и 10 раз знаменатель (Sanford, 1914). Конь также умел читать и де­
лить слова на буквы с помощью системы, переводившей буквы в число ударов.
Рис. 3.4. Умный Ганс за работой
Если у вас уже сформировались навыки научного мышления, я думаю, вы скептически отнесе­
тесь к существованию лошади, которая умеет читать, а вычисляет лучше, чем некоторые из
ваших друзей. В то время также были скептики, и один из них, Оскар Пфунгст, дал замечатель­
ный пример использования стратегии фальсификации по Попперу. Пфунгст решил проверить,
нельзя ли найти более разумное (т. е. более простое) объяснение поведения коня.
Специальная комиссия ученых и дрессировщиков заключила, что фон Остен не мошеннича­
ет. Но Пфунгст подозревал, что владелец может подавать коню незаметные сигналы, влияю­
щие на его ответ. Он решил, что в таком случае конь будет отвечать правильно, только если
задающий вопрос человек сам знает ответ на него. И тогда математические способности коня
могут быть объяснены тем, что фон Остен - математик.
Проверить, будет ли конь знать ответ, если его не знает задающий вопрос человек, не соста­
вило труда. Пфунгст провел несколько экспериментов, в которых спрашивающий знал пра­
вильные ответы только на часть вопросов. Например, человек показывал коню карточку с чис­
лом, и, если ему разрешалось предварительно посмотреть на карточку, конь отбивал число 112 Глава 3. Разработка идей для психологических исследований
копытом правильно в 98% случаев. Если человек до ответа коня не видел карточку, то пра­
вильные ответы составляли только 8% (Fernald, 1984). Так были проверены математические
способности. С помощью ряда похожих экспериментов Пфунгст опроверг (фальсифицировал)
способность Ганса пользоваться языком.
Таким образом, стало ясно, что Ганс получает информацию о правильных ответах от зада­
ющего вопрос человека. Но оставалось загадкой, как он это делает. Со временем Пфунгст
нашел ответ и на этот вопрос. Он установил, что конь реагировал на очень слабые визуаль­
ные сигналы, подаваемые задающим вопрос человеком. Когда кто-нибудь задавал вопрос,
он слегка наклонялся вперед или опускал глаза, не осознавая этого (вероятно, глядя на копы­
то коня, ожидая, что он начнет стучать). Ганс расценивал такие движения как сигнал к началу
ответа. Когда он отбивал правильное количество ударов, человек выпрямлялся или подни­
мал глаза - лишь слегка и не осознавая этого, но для Ганса этого было достаточно, чтобы
остановиться.
Кроме стратегии фальсификации история Умного Ганса иллюстрирует еще две связанных
с психологическим исследованием темы. Во-первых, показав, что способности коня свиде­
тельствуют не о высоком уровне его интеллекта, а объясняются в пределах процесса науче­
ния ответной реакции на два вида визуальных сигналов (когда начинать и когда заканчивать),
Пфунгст дал более простое объяснение поведения коня. Во-вторых, если фон Остен подавал
незаметные сигналы, влияющие на поведение, то, вероятно, и экспериментаторы вообще
могут незаметно воздействовать на поведение участников, предполагая, какие результаты
должны быть получены. Это пример явления, известного как искажение, вызванное экспери­
ментатором. Мы вернемся к нему в главе 6.
Простота
Хорошие теории, помимо того, что они потенциально фальсифицируемы, также
обычно простые теории. В идеале это означает, что они включают минимальное
число конструктов и допущений, необходимых для адекватного объяснения явле­
ния и предсказания результатов будущих исследований. Если две теории эквива­
лентны по всем показателям, кроме простоты, то предпочитается обычно более
простая.
В психологии эту идею выдвинул Конви Ллойд Морган — британский психо­
лог, живший в конце XIX в. Это было время, когда теория эволюции толкала на­
туралистов к поискам у животных признаков психических процессов (например,
мышления у лошадей — история Умного Ганса) для подтверждения идеи Дарвина
о непрерывности эволюционной цепи. Эти поиски породили множество преувели­
чений, например, заявления о том, что мотыльки летят на свет свечи из любопыт­
ства, что бобры, делая запруды, показывают дальновидность и способность к плани­
рованию, а муравьи «содержат домашних животных» (Romanes, 1886, р. 83). Мор­
ган высказал идею о том, что поведение животных должно объясняться как можно
проще. Известный «закон Ллойда Моргана» гласит: «Мы не можем интерпрети­
ровать действие как результат применения высшей психической способности, если
его можно считать результатом применения способности, занимающей более низ­
кое положение на психологической шкале» (Morgan, 1903, р. 53). Например, вме­
сто того чтобы приписывать собаке, поднимающей щеколду замка, способность к
рассуждениям, Морган объяснял ее поведение более просто, как результат обуче­
ния методом проб и ошибок. Собака сделала много попыток выйти со двора и в конце Разработка исследований на основе других исследований 113
концов обнаружила этот способ. Этот тип поведения постепенно закрепился по­
вторявшимся успехом, и животное научилось выходить со двора.
Хорошим примером служит сравнение фрейдистской и бихевиористской тео­
рий, объясняющих подражание четырехлетних мальчиков отцам. Фрейдистское
объяснение требует большого количества допущений и конструктов, в том числе
идей детской сексуальности и влияния бессознательного на поведение, эдипова
комплекса, боязни кастрации, вытеснения и идентификации с агрессором. Эта те­
ория говорит, что маленький мальчик испытывает сексуальное влечение к своей
матери, но боится быть кастрированым, если желание проявится. Поэтому он вы­
тесняет желание в бессознательное и идентифицирует себя с агрессивным отцом.
Теория научения в этом случае просто допускает, что а) подкрепляемый образец
поведения имеет тенденцию появляться в будущем в сходных ситуациях и б) ро­
дители склонны замечать и поощрять подражание. Очевидно, что теория научения
в данном случае представляется более простой, чем ее соперница и при этом дает
адекватное объяснение явления, а также основу для предсказаний результатов
будущих исследований.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Классические исследования — фальсификация и Умный Ганс» з дисципліни «Дослідження в психології: методи і планування»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Період окупності
Поняття телекомунікаційної системи. Етапи розвитку телекомунікаці...
Аудит виходу продукції рослинництва
Лексикографія і словники
КЛАСИЧНА КІЛЬКІСНА ТЕОРІЯ ГРОШЕЙ


Категорія: Дослідження в психології: методи і планування | Додав: koljan (06.02.2012)
Переглядів: 628 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП