ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Дослідження в психології: методи і планування

Фундаментальные и прикладные исследования
Исследования, посвященные описанию, предсказанию и объяснению фундамен­
тальных законов поведения, называются фундаментальными исследованиями.
Противопоставленные им прикладные исследования носят такое название, по­
скольку непосредственно связаны с решением конкретных проблем. Для иллюст­
рации различия между ними представьте себе исследование, посвященное изуче­
нию памяти. В фундаментальном исследовании будет изучаться структура памя­
ти, участники будут запоминать список слов, воспроизводить его, изучать список
еще раз, снова воспроизводить и так далее несколько раз (см., к примеру, Tulving,
1966). Идея такого исследования состоит в том, чтобы проверить, будут ли эти сло­
ва по ходу эксперимента запоминаться в одном и том же порядке, выявляя тем са­
мым, как слова группируются в памяти участников. Такое исследование не имеет
прямого практического применения, но может проводиться просто для изучения
структуры памяти. Результаты такого исследования, вероятно, расширят знания о
механизмах ее работы. Примером прикладного исследования памяти может быть
эксперимент, при котором участники просматривают видеозапись несчастного
случая, а затем стараются вспомнить все, что они увидели (см., напр.: Loftus &
Palmer, 1974). Это исследование может иметь прямое отношение к важному для
разработки законодательства вопросу о снятии показаний очевидцев.
Иногда считают, что прикладные исследования имеют большее значение, чем
фундаментальные, так как они направлены на вопросы первостепенной важности.
На это можно возразить, что основное преимущество фундаментальных исследова­
ний состоит в том, что общие законы можно применять в различных практических
ситуациях. Тем не менее фундаментальные исследования очень часто представляют
собой мишень для политиков, неистовствующих по поводу неправильного исполь­
зования налогов на финансирование не слишком «полезных» исследований (деньги
от налогов распределяются через гранты федеральных служб, в частности Нацио­
нального научного фонда). Такое обвинение легко выдвинуть, и оно легко находит
отклик у избирателей, ведь основная черта американского характера — высокая
оценка прежде всего практически полезного. Например, президент Американского
психологического общества — известный психолог-экспериментатор Ричард Ф.
Томпсон в интервью, данном после своего избрания признал, что «многие из нас, тех,
кто сегодня занимается фундаментальной наукой, чувствуют необходимость оправ­
дать свое существование и стать полезными для решения проблем общества». 92 Глава 3. Разработка идей для психологических исследований
Конечно, фундаментальные исследования никогда не будут прекращены. Мно­
гие, если не все, прикладные разработки зависят от прочного основания, заложен­
ного фундаментальными исследованиями. Без него идеи некоторых прикладных
проектов никогда бы не возникли, а их реализация не была бы такой полной. Хо­
роший пример тому — исследование чтения Иглендом в 1975 г. Целью эксперимен­
та была оценка методики обучения дошкольников сходным буквам (например,
R и Р). В соответствии с методикой детям показывали карточки, аналогичные изоб­
раженным на рис. 3.1, и просили из шести букв выбрать такие же, как буква, изоб­
раженная вверху карточки. Игленд выделил отличительные особенности букв (на­
пример, «ножка» у буквы R, которая отличает ее от Р), напечатав их красным.
В течение нескольких попыток красный постепенно заменялся на черный. В срав­
нении с участниками, получившими только черные буквы, члены эксперимен­
тальной группы делали меньше ошибок. Они также лучше справились с дальней­
шими тестами, проведенными через неделю.
Рис. 3 . 1 . Стимульные карточки, аналогичные использованным Иглендом
Нам важно отметить что в основе исследования Игленда лежало предположе­
ние, что на распознавание букв может влиять либо восприятие формы отдельных
элементов, либо характерные особенности стимула. В то время когда Игленд про­
водил свои эксперименты, концепцию распознавания в основном формировала
теория особенностей, поэтому многие фундаментальные исследования были по­
священы изучению различных аспектов этой теории. Например, в одном из ран­
них исследований данного вопроса, проведенном Найссером (Neisser, 1963), участ­
ники просматривали массивы букв, аналогичные изображенным на рис. 3.2. Им
необходимо было подать сигнал, как только они распознают нужную букву. Как
видно из массивов, Найссер варьировал степень сходства характерных особенно­
стей букв. Из-за большего сходства буквы О с буквами, похожими на Q, чем с бук­
вами, похожими на X, участники дольше распознавали букву О, окруженную бук­
вами Q, U,S и G, чем ее же, окруженную X, A,N и .
Хотя в своей работе с дошкольниками Игленд никогда не упоминал исследова­
ние Найссера или подобные ему, очевидно, что основа, созданная исследованиями,
посвященными изучению теории особенностей, сыграла важную роль при разработ­
ке обучающей программы по чтению. Более того, в разработку этой программы зна­
чительный вклад внесло еще одно независимое направление фундаментальных ис­
следований. Для изучения формирования у животных условных рефлексов была
разработана процедура, названная «безошибочной» тренировкой дифференциации
(например, Terrace, 1963), в которой использовалось такое же постепенное изме-Виды психологических исследований 93
нение стимулов, как в тренировочной программе Игленда. Подобная ситуация
возникает очень часто: в фундаментальных исследованиях психологические зако­
ны изучаются независимо, исключительно ради получения сведений о них, далее
создается комплекс знаний о данных феноменах, а затем этот комплекс ложится в
основу прикладных исследований, посвященных конкретным проблемам.
1. Найдите букву 0:
G Q Q U
Q S G G
U Q G S
S G 0 Q
U Q S U
G G S U
3. Найдите букву К:
G Q Q U
Q S G G
U Q G S
S G К Q
U Q S U
G G S U
2. Найдите букву 0:
А X А N
L А N X
X X N L
А N 0 А
L L X А
A L A N
4. Найдите букву К:
А X А N
L А N X
X X N L
А N К А
L L X А
A L A N
Рис. 3 . 2 . Массив стимулов, использованный Найссером
для изучения восприятия характерных особенностей в 1963 г.
Не только фундаментальные исследования часто приводят к прикладному из­
учению вопроса, но и результаты прикладных исследований, в свою очередь, не­
редко бывают важны для фундаментальных, подтверждая или опровергая выдвину­
тые теории. Подтверждение теории особенностей относительно распознавания пат­
тернов не входило в задачи Игленда, но его исследование привело именно к этому.
Аналогично описанное выше исследование памяти является прикладным, но оно
внесло свой вклад в развитие общей теории долговременной памяти.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Фундаментальные и прикладные исследования» з дисципліни «Дослідження в психології: методи і планування»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Аудит обліку витрат на формування основного стада
Склад – найменша вимовна одиниця
Контроль за дотриманням розрахункової дисципліни
Аудит виходу продукції рослинництва
Загальна характеристика мережних стандартів


Категорія: Дослідження в психології: методи і планування | Додав: koljan (06.02.2012)
Переглядів: 1750 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП