Третья особенность научного мышления в психологии — информационный под ход к исследованиям. Это означает, что выводы о поведении должны основывать ся на объективной информации, полученной научными методами. Например, утверждение директора приемной комиссии колледжа о том, что «поступившие в этом году подготовлены лучше, чем те, кто поступал в прошлые годы» (в некото рых школах это говорят каждый год), заставит мыслящего научно человека отве тить: «Давайте посмотрим данные по этому вопросу за этот и предыдущие годы», 32 Глава 1. Научное мышление в психологии а также спросить: «Что вы подразумеваете под лучшей подготовкой?» Кроме того исследователи стараются выяснить, насколько информация, приведенная в под держку определенного утверждения, соответствует этому утверждению. Если кто- то утверждает, что постоянный просмотр телевизора снижает детскую креатив ность, то ученые сразу спросят о типе и количестве полученных данных (напри мер, как измерялась креативность и сколько собрано информации), о процедуре, используемой для сбора данных, и о способе их статистического анализа. Исследователи-психологи используют информационный подход даже в повсед невной жизни — они нередко размышляют о том, что говорят объективные данные по поводу какой-либо темы. Даже замечание соседа о том, что помидоры в этом году зреют лучше, чем раньше, может вызвать у исследователя множество вопросов для проверки этого утверждения (как именно вы подсчитывали помидоры последние два года? вы подсчитывали количество помидоров, собранных в день, или количе ство созревших в день? как вы определяете «зрелость»?). Есть определенный риск в использовании этого подхода — соседи, возможно, станут вас избегать. Крайнюю степень интереса к сбору информации можно увидеть в примерах из жизни сэра Фрэнсиса Гальтона, британского исследователя, жившего в XIX в. Круг его научных увлечений включал дисциплины от географии и метеорологии до пси хологии. О важности его открытий в области тестирования умственных способно стей будет рассказано в главе 9. Гальтон был увлечен построением выводов на ос новании собранных данных. Так, однажды он измерил интерес публики к различ ным театральным постановкам, подсчитав количество зевающих во время спектакля. Он изучал механизм ассоциации, подсчитывая количество родственных идей, при ходящих ему в голову во время утренней прогулки, а также собирал данные о воз растной потере слуха — для выявления характеристик слуха он изобрел особый прибор (свисток Гальтона), издающий звуки разной высоты (Galton, 1883). Наи более необычной из попыток Гальтона сделать выводы на основании информаци онного подхода было его изучение «эффективности молитвы» (Galton, 1872). Как и его родственник Чарльз Дарвин, Гальтон скептически относился к религии и решил проверить, «работают» ли молитвы. Гальтон рассудил, что если молитвы действительно эффективны, то молящиеся больные должны выздоравливать быс трее остальных. Аналогично люди, которые много молятся (например, духовен ство) или за которых много молятся (например, король и королева Англии), долж ны жить дольше обычных людей. Гальтон также предположил, что шансов затонуть у кораблей с миссионерами на борту (за которых молятся многочисленные остав ленные дома родственники) гораздо меньше, чем у других кораблей. Ни одно их этих предположений не сбылось. Например, работая с биографическими словаря ми, он нашел, что большее количество служителей религии живет в среднем 66,42 лет, тогда как адвокаты (люди, имеющие мало шансов на молитвенную поддерж ку) живут примерно столько же — 66,51 лет (данные из Forrest, 1974, р. 112). Галь тона по понятным причинам критиковали за его упрощенное понимание назначе ния молитвы, а его статье о молитве было три раза отказано в печати на том осно вании, что она «слишком убедительна и оскорбительна, чтобы не растревожить осиное гнездо» (цитируется по Forrest, 1974, р. 111), но его исследования несом ненно иллюстрируют информационный подход к мышлению.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Информационный подход» з дисципліни «Дослідження в психології: методи і планування»