ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Психологія влади

Психологические закономерности устойчивости власти
Один из ключевых вопросов, стоящих перед политиками и исследо-
вателями власти, заключается в следующем: «Что может выступать
предпосылками возникновения революционной ситуации, что тол-
кает людей активно поддерживать предлагаемые политические изме-
нения и участвовать в них, рисковать своим положением, здоровьем
и, наконец, жизнью?». Мы разделяем и полностью поддерживаем точ­
ку зрения А. И. Юрьева о том, что в основе политических явлений ле
жат в первую очередь психологические феномены. А. И. Юрьев пи-
шет, что ответ на вопрос: «Почему при всей опасности и жестокости
революционных событий люди активно участвовали и поддержива­
ли их?» кроется в психологии жизненного пространства: это соответ-
ствовало самым насущным психологическим потребностям — б о л и
шинство людей не имели вообще никакого личного пространства
(Юрьев, 1992). Основываясь на примерах Французской революции,
он отмечает, что большинство французов не имели ни физического
пространства (вся земля и жилища принадлежали 140 тыс. дворян и
130 тыс. священников); ни экономического (промышленность была
подчинена цеховому строю с обязательным званием мастера для за-
нятия ремеслом, свидетельство которого стоило 3500 ливров), ни
правового (простолюдины, а именно 25 млн французов, по указу
Людовика XIV, — люди «подлого рода); ни идеологического (только
45% грамотных были воспитаны католической церковью). Невыно­
симость существования в ограниченном пространстве и отсутствие
всяких надежд на его изменение перевесили все опасности револю-
ционных выступлений. Люди были готовы изменить его, несмотря на
все опасности для собственной жизни. По нашему мнению, категория «жизненное пространство» явля­
ется одной из двух составляющих, определяющих психологические
закономерности устойчивости власти. Следует особо отметить, что
«жизненное пространство» имеет как объективные, измеряемые, ста­
тистические параметры, так и субъективные, психологические, пе­
реживаемые характеристики, оценивающиеся людьми в терминах
«нравится-не нравится», «устраивает-не устраивает», «удовлетворя-
ет-не удовлетворяет», «справедливо-не справедливо» и т. д.
Психологические закономерности устойчивости/неустойчивости
власти раскрываются в известном выражении о революционной си­
туации: «Верхи не могут, а низы не хотят». Вторая часть этого выра­
жения — «низы не хотят» (так жить дальше), соответствует катего­
рии жизненного пространства, которое уменьшилось до предельных
размеров, стало ниже критических значений. Выражение К. Маркса:
«Пролетариату нечего терять, кроме своих цепей» также психологи­
чески обозначает сужение жизненного пространства объектов власти
ниже критического, предельного допустимого значения. Повторим
принятый в политической психологии тезис о том, что в основе по­
литических явлений лежат в первую очередь психологические фе­
номены.
Аналогичная Французской революции психологическая картина
повторилась в России в начале XX в. и явилась одной из важнейших
составляющих революционной ситуации, приведшей к революции
1917 г. Несмотря на отмену в 1861 г. крепостного права, крестьяне
на самом деле не получили земли. Они должны были ее выкупать,
что большинство крестьян сделать были практически не в состоя­
нии. Тем же, кто земли выкупал, место выделения земельного надела
определялось помещиком, барином, землевладельцем. В итоге земля
по своим параметрам, качеству, плодородию, месту расположения
не соответствовала необходимым требованиям. Это же относится к
фабричным и заводским наемным работникам, полностью зависи­
мым от хозяина в вопросах условий и оплаты труда, продолжитель­
ности рабочего дня и т. д. Например, с начала 1908 г. в нефтяной про­
мышленности была введена двусменная двенадцатичасовая работа
вместо трехсменной восьмичасовой. Отменялись наградные и квар­
тирные, сокращалась медицинская помощь, были восстановлены по­
бои и штрафы. Люди были бесправны. Подавляющее большинство
Жителей России были безграмотными.
В революционной агитации большевики применили в первую
очередь (хотя и в неявной, опосредованной форме) психологические методы. Для привлечения людей на свою сторону они использовали
понятие «жизненное пространство». Во всех лозунгах подразумева­
лось расширение «жизненного пространства» людей. «Земля — кре­
стьянам» — расширение физического и экономического пространст­
ва. «Экспроприация экспроприаторов» — изменение физического и
экономического пространства. «Фабрики — рабочим» — обеспечение
экономического пространства. «Вся власть Советам» — обеспечение
правового пространства людей. Свою роль сыграли и народники как
предвестники революции, «ходившие в народ» и обучавшие простых
людей грамоте.
Подобная психологическая ситуация сложилась в СССР и к
1980-м гг. Ответ на вопрос: «Почему при внешнем благополучии,
гарантированном (хотя и не высоком) уровне обеспеченности и ста-
бильности люди буквально заразились лозунгами перестройки, были
с ними согласны и поддержали их, хотели перемен?» лежит исключи­
тельно в области психологии, психологии жизненного пространства.
Что имели в своем распоряжении подавляющее большинство со-
ветских граждан, о чем они говорили и мечтали, в каких условиях
жили? Анализ соотнесения этих вопросов с категорией жизненного
пространства позволяет найти ответ на вопрос о подготовленной пси­
хологической почве для идей перестройки.
Была ли возможность для изменения физического, личного про-
странства у подавляющего большинства простых людей? Сколько
людей проживали в «бесперспективных» коммуналках с десятилет-«
ними ожиданиями постановки на очередь и очень отдаленной пер­
спективой на получение отдельной квартиры? Отсутствие возможно­
сти законно купить или получить необходимое и желаемое по пара­
метрам жилье при расцвете рынка «черных» маклеров, обязательная
прописка, отсутствие которой преследовалось по закону. Ограниче-
ние строительства дачных домиков по этажности и площади, невоз­
можность купить автомобиль, хорошую мебель и т. д. Основные во-
просы обсуждались на 5-6-метровых кухнях. При этом информация
о том, что санитарная норма в США составляет 45 м 2 на человека,
наличие в семьях двух и более автомобилей, возможность свободно­
го перемещения по стране для многих жителей СССР произвела
эффект разорвавшейся бомбы. Такие условия, определяющие образ
жизни, было трудно, практически невозможно представить.
Экономическое пространство также оговаривалось жесткими рам-
ками, без возможности выхода за их пределы и не соответствовало
реальному вкладу каждого человека. Заработная плата и условия ра-боты строго регламентировались и определялись не конкретной про­
изводительностью, а некими усредненными нормам. Установленные
расценки, оклад плюс процент прогрессивки, система АБВГДейки,
известная всем инженерно-техническим работникам, никаким об­
разом не стимулировали желание работать больше и лучше. Вклад
каждого человека не ценился и не учитывался, смена места работы не
поощрялась. Повышение производительности, инициативность, ра­
ционализация и изобретательство декларировались только на бума­
ге, а отношение к рационализаторам напоминало тихую ненависть.
Зачем повышать производительность труда, например, в два раза,
если при этом расценки тут же уменьшались в два раза, а на оплате
труда это практически не сказывалось? На работе использовались
всевозможные скрытые формы саботажа, так как большинство про­
изводимых товаров никогда никому в итоге не были нужны, уходили
в брак, не соответствовали требованиям и ожиданиям потребителей.
Правовое пространство также не соответствовало ожиданиям лю­
дей, представлениям о принципах социальной справедливости. Взят­
ки, личные отношения, кумовство, блат, «телефонное» право, невоз­
можность защитить свои права в суде, касты «неприкасаемых» и
«золотой молодежи», живущих по своим законам. При этом факти­
ческое бесправие и беззащитность простых людей перед произволом
государства в лице чиновников и всего госаппарата и т. д.
Информационное пространство определялось и формировалось
господствующей идеологией. Существовали только официальные
государственные телерадиокомпании и печатные издания. Из ис­
точников, для которых была разрешена критика официальной точ­
ки зрения, можно привести только тележурнал «Фитиль», журнал
«Крокодил», да еще в некоторой степени 13-ю страницу «Литератур­
ной газеты». Отсутствие объективной информации и ее альтернатив­
ных источников научило людей читать между строк. Реальное поло­
жение вещей и происходящие события не соответствовали деклари­
руемым государственными органами достижениям, реальная жизнь
кардинально отличалась от официально провозглашенного уровня.
Возможность получения информации вне официальных источни­
ков — прослушивание радиостанций «Свобода», «Голос Америки»
и др. строго каралось, поделиться своими мыслями, сомнениями,
своим отношением к происходящим событиям можно было только в
тесном кругу близких людей на крохотной кухне. И на телевидении,
и по радио, и в газетах писалось и говорилось одно и то же. Всякое инакомыслие строго каралось. Чего стоит придуманный советской
психиатрией диагноз «вялотекущая шизофрения», который ставил­
ся всем несогласным с официальной точкой зрения. Разносчиками
этой «болезни» являлись... комары. Под этот «диагноз» можно было
подвести любого человека, который хоть один раз в своей жизни схо­
дил в лес или хотя бы имел потенциальную возможность встречи с
комаром. Притом что они живут в подвалах круглосуточно и беспре­
пятственно проникают во все квартиры, вероятность «заражения» и
получения соответствующего «диагноза» висела над каждым, кто хо­
тя бы усомнился в официальной доктрине.
Произошло сжатие всех уровней психологического пространства
каждого человека и всего общества в целом. То, что большевики ис­
пользовали для завоевания власти и обеспечения своей поддержки
в начале века в борьбе против царского правительства, против них ис­
пользовали идеологи и лидеры перестройки. Психологическая ситуа­
ция с точки зрения эксплуатации и использования категории «жиз­
ненное пространство» повторилась один к одному.
Лозунги перестройки попали на благодатную психологическую
почву: « демократия», «гласность», «ускорение», «интенсификация»,
«социализм с человеческим лицом», программа «Жилье 2000» под­
разумевали и предполагали в первую очередь расширение жизненно­
го пространства каждого человека.
Призывы к отмене прописки, получение в собственность и при­
ватизация квартир, возможность их свободной купли-продажи, про­
возглашенная программа «Жилье 2000» психологически подразу­
мевали расширение физического пространства людей. Тем более что
были предприняты попытки претворения этих лозунгов в жизнь.
Ускорение, интенсификация, рыночная экономика, самоокупаемость
и самоуправление на производстве расширяло трудовое пространст­
во. Известный лозунг тех времен «Не сметь командовать зарплатой»
содействовал потенциальной возможности расширения трудового,
экономического пространства. Введение понятия «человеческий фак­
тор», обещание построения правового государства, «социализм с че­
ловеческим лицом», повышение роли судебной власти, внедрение в
жизнь адвокатских контор воспринималось как потенциальное рас­
ширение правового пространства людей. Расширение информацион­
ного поля проявилось в появлении огромного числа новых газет,
новых каналов телевидения, радиостанций. Тиражи газет и толстых
журналов, которые били все рекорды, — психологическое следствие возможности расширения информационного пространства. В идео­
логической области появилась возможность высказывать собствен­
ное мнение по многим политическим, социальным и экономическим
вопросам, возможность критики власти и ее представителей, крити­
ки идеологии и конкретных людей. Мы прекрасно помним те време­
на, когда во время прямой трансляции I съезда народных депутатов
СССР останавливались целые заводы. Это явилось следствием ин­
формационной депривации — состояния, в котором наше общество
пребывало слишком длительное время.
Психологически точно сформулированные лозунги предопреде­
лили успех идеологов перестройки, искреннюю поддержку со стороны
людей (притом, что многие инициаторы и «прорабы» перестройки
преследовали свои личные, очень корыстные цели). Они правильно
поняли и искусно использовали психологию жизненного простран­
ства для достижения своих, зачастую неправедных целей.
Как отмечалось, устойчивость/неустойчивость власти определя­
ется двумя основными факторами. Первая составляющая — катего­
рия «жизненное пространство», и как объективные параметры, так и
ее субъективное восприятие людьми, были рассмотрены нами выше.
Второй составляющей психологических оснований устойчивости
власти является понятие «ресурсы власти». А. И. Юрьев выделил и
рассмотрел следующий список ресурсов власти: сырьевые, энергети­
ческие, финансовые, технологические, информационные, организа­
ционные, интеллектуальные, человеческие.
Наличие ресурсов позволяет власти существовать, добиваться це­
лей, оказывать влияние на поведение и отношение объектов власти.
Наличие-отсутствие ресурсов является, с одной стороны, объектив­
ной характеристикой в виде их фактического наличия и возможно­
сти распоряжаться ими субъектам власти, а с другой — субъективной
в восприятии объектов власти. Хочется сослаться на хорошо всем из­
вестную по детству сказку «Волшебник Изумрудного города». Гуд-
вин — «великий и ужасный» в субъективном восприятии жителей
города, которые являются объектами власти, при объективном рас­
смотрении на самом деле оказался несчастным клоуном, слабым и без­
защитным. Субъективное восприятие отсутствия сердца у Дровосека
при объективном рассмотрении показывает его наличие. То же и с
ресурсами. Субъективное восприятие их наличия или отсутствия объ­
ектами власти может не соответствовать реальному положению дел. Объективность ресурсов власти определяется возможностью их
измерить, увидеть и подсчитать. Субъективность восприятия ресур­
сов — в понимании их достаточности, возможности обеспечения жиз­
недеятельности, эффективности использования, практичности, полез­
ности, необходимости и т. д. В упомянутом выше выражении «Верхи
не могут, а низы не хотят», «верхи не могут» обозначает отсутствие
ресурсов у субъектов власти.
Необходимо отметить при этом возможные варианты:
1) объективно ресурсов может не быть, но субъективно они могут
восприниматься как достаточные;
2) ресурсов не хватает объективно и в сознании людей, т. е. субъек-
тивно, они воспринимаются как недостаточные, не эффективные;
3) объективно достаточный набор ресурсов, но в сознании людей их
не хватает или они используются не рационально и не эффективно;
4) и объективно, и субъективно ресурсы власти являются достаточ­
ными и эффективными.
Мы несколько расширим приведенный список ресурсов субъек­
тов власти, включив в него моральные, идеологические, нравствен-
ные, военные и территориальные ресурсы. Моральный ресурс власти
определяется моральным правом субъектов власти требовать от объ­
ектов поведения в соответствии с нормами морали и совести. Идеоло­
гический ресурс определяется наличием идеологии правящей элиты
и пониманием с ее стороны целей и направлений развития страны.
Нравственные, духовные — носителями нравственности являются
субъекты власти, не позволяющие себе отклонения от принятых
норм поведения ни в мыслях, ни в делах. Военный ресурс служит це-
лям обеспечения обороноспособности государства, независимости от
внешнего воздействия, защищенности. Земля, физическое простран­
ство — территория, ее качество, эффективность использования.
Анализ исторических фактов позволяет сделать вывод о том, что
именно уменьшение ресурсов власти в восприятии людей приводит к
революционной ситуации. Достаточно вспомнить события, предше­
ствовавшие революции 1917 года. Власть в глазах людей потеряла
все свои ресурсы.
Моральный ресурс власти оказался подорван широко известным
стилем жизни правящей династии, степенью влияния Распутина на
царскую семью, роскошным образом жизни по сравнению с уровнем
жизни подавляющей части населения. Расстрел 9 января, Ленские расстрелы, на которых было убито и ранено около 500 человек, по­
дорвали, в первую очередь веру в «царя-батюшку» как защитника
простых людей, к которому можно обратиться за помощью и под­
держкой. Нравственный ресурс в силу исторически сложившихся
обстоятельств оказался утерян, так как его носителями было потом­
ственное дворянство, юнкера и офицеры, большинство из которых
погибли на полях сражений Первой мировой войны. Военный ресурс
оказался подорван как в Первой мировой войне, так и в результате
русско-японской войны и Цусимского сражения. Россия потеряла
практически весь флот в результате не только военных и стратегиче­
ских просчетов, но также из-за технологического отставания в проек­
тировании и строительстве боевых кораблей. Все российские новей­
шие броненосцы по технологии строились как плоскодонные кораб­
ли, имели деревянные палубы, тогда как японские крейсера имели
кильватерную форму, достаточно устойчивую при ведении боевых
действий и обеспечивающую живучесть корабля.
Таким образом, в начале XX в. сложилась ситуация, в которой
власть утратила все ресурсы: «верхи не могут», при сжатии жизнен­
ного пространства людей ниже критического уровня — «низы не хо­
тят». Создалась психологически обоснованная революционная си­
туация, власть потеряла устойчивость и была утеряна.
Большевики ее взяли, но к концу 1980-х гг. психологическая си­
туация повторилась. Так же как было искусственно сжато жизненное
пространство людей, власть растеряла практически все свои ресурсы
как объективно, так и субъективно. Идеологический ресурс себя ис­
черпал. Никто не верил в светлое будущее и возможность построе­
ния коммунизма, власть существовала сама по себе, люди — сами по
себе. Моральный ресурс власти практически отсутствовал, в общест­
ве и среди руководителей не осталось авторитетов, носителей нрав­
ственности, тех людей, кто бы мог являться примером. Те, кто потен­
циально мог стать носителями морального и нравственного ресур­
са, были высланы или подвергались гонениям — академик Андрей
Сахаров, писатель Александр Солженицын, поэт Александр Галич.
Многие подвергались остракизму, жесткой критике или тотальному
умолчанию со стороны властей — Иосиф Бродский, Владимир Вы­
соцкий и др.
Военный ресурс оказался подорван войной в Афганистане. О тех­
нологическом ресурсе говорить не приходится, так как все прекрас­
но понимали, что мы отстали от всего мира на многие десятилетия, цветной телевизор в семье был редкостью, о компьютерах имелось
более чем смутное представление. Примеров того, что ресурсы вла­
сти в СССР к середине 1980-х гг. были исчерпаны, можно приводить
очень много.
Изменилось время, изменились имена, изменились лидеры, но
психологические основания происшедших событий остались преж­
ние. Власть потеряла устойчивость, основанную в первую очередь на
психологических закономерностях. Низы не хотели жить по-старо­
му, так как жизненное пространство людей сколлапсировалось, до­
стигло критических параметров, а верхи не могли, так как у субъек­
тов власти отсутствовали ресурсы для достижения целей власти и
проведения политики.
Формула устойчивости власти определяется, таким образом, как
соотнесение четырех уровней напряженности потребности с субъек­
тивным восприятием ресурсов власти со стороны объектов.
Соотнесение жизненного пространства с ресурсами власти позво­
ляет рассматривать четыре варианта.
1. Жизненное пространство удовлетворяет, устраивает людей, и ре­
сурсы власти воспринимаются как достаточные и эффективные —
стабильное, устойчивое развитие, власть воспринимается как устой­
чивая и пользуется поддержкой людей.
2. Жизненное пространство удовлетворяет, устраивает людей, но
ресурсы власти не воспринимаются как достаточные и не являют­
ся эффективными — анархия, нестабильность, беззаконие, вседоз­
воленность, отсутствие управляемости.
3. Жизненное пространство не удовлетворяет, не устраивает людей,
но ресурсы власти воспринимаются как достаточные и эффектив­
ные — авторитарная, деспотическая власть, при которой никоим
образом не учитываются интересы людей, рабовладельческое об-
щество, сталинизм.
4. Жизненное пространство не удовлетворяет, не устраивает людей,
а ресурсы власти не воспринимаются как достаточные и не явля-
ются эффективными — возникает революционная ситуация.
Приведем стратегические показатели состояния России, выде­
ленные учеными Института социально-политических исследований
РАН. В исследовании были выделены несколько ключевых пока­
зателей, характеризующих состояние дел в современной России, и
сравнили их с критическими уровнями, считающимися катастрофи­
ческими в мировой практике (см. табл. 11). Стратегические показатели состояния России

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Наименование
показателя
Уровень падения
производства
Доля высокотех­
нологичной про­
дукции
Доля в ВВП
ассигнований
на науку
Соотношение
доходов граждан
Доля населения
за чертой бедно­
сти
Условный коэф­
фициент депопу­
ляции
Средняя продол­
жительность
жизни
Экономические
потери, % к ВВП
Уровень потреб­
ления алкоголя,
литров в год на
человека
Уровень доверия
населения к ор­
ганам власти
Критиче­
ское зна­
чение
30%
15%
2%
10:1
10%
1,0
75
5%
8
25%
Реаль­
ное зна­
чение
47%
1%
0,4%
20:1
30%
1,65
65,9
15%
15,5
15%
Возможные
последствия
Деиндустриали­
зация страны
Технологиче­
ское отставание
Разрушение
научного
потенциала
Социальный
кризис
Люмпенизация
населения
Вымирание
нации
Снижение жиз­
неспособности
страны
Жизнеопас-
ность окружаю­
щей среды
Деградация
населения
Кризис власти
Как видно из приведенной таблицы, речь в ней идет в первую оче­
редь о ресурсах власти.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Психологические закономерности устойчивости власти» з дисципліни «Психологія влади»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Доходи, витрати і прибуток банку
Загадка пешехода и паровоза
СУТНІСТЬ ГРОШЕЙ. ГРОШІ ЯК ГРОШІ І ГРОШІ ЯК КАПІТАЛ
Сдвинуть земной шар
СТРУКТУРА ГРОШОВОГО РИНКУ


Категорія: Психологія влади | Додав: koljan (05.02.2012)
Переглядів: 1442 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП