Психологические закономерности устойчивости власти
Один из ключевых вопросов, стоящих перед политиками и исследо- вателями власти, заключается в следующем: «Что может выступать предпосылками возникновения революционной ситуации, что тол- кает людей активно поддерживать предлагаемые политические изме- нения и участвовать в них, рисковать своим положением, здоровьем и, наконец, жизнью?». Мы разделяем и полностью поддерживаем точ ку зрения А. И. Юрьева о том, что в основе политических явлений ле жат в первую очередь психологические феномены. А. И. Юрьев пи- шет, что ответ на вопрос: «Почему при всей опасности и жестокости революционных событий люди активно участвовали и поддержива ли их?» кроется в психологии жизненного пространства: это соответ- ствовало самым насущным психологическим потребностям — б о л и шинство людей не имели вообще никакого личного пространства (Юрьев, 1992). Основываясь на примерах Французской революции, он отмечает, что большинство французов не имели ни физического пространства (вся земля и жилища принадлежали 140 тыс. дворян и 130 тыс. священников); ни экономического (промышленность была подчинена цеховому строю с обязательным званием мастера для за- нятия ремеслом, свидетельство которого стоило 3500 ливров), ни правового (простолюдины, а именно 25 млн французов, по указу Людовика XIV, — люди «подлого рода); ни идеологического (только 45% грамотных были воспитаны католической церковью). Невыно симость существования в ограниченном пространстве и отсутствие всяких надежд на его изменение перевесили все опасности револю- ционных выступлений. Люди были готовы изменить его, несмотря на все опасности для собственной жизни. По нашему мнению, категория «жизненное пространство» явля ется одной из двух составляющих, определяющих психологические закономерности устойчивости власти. Следует особо отметить, что «жизненное пространство» имеет как объективные, измеряемые, ста тистические параметры, так и субъективные, психологические, пе реживаемые характеристики, оценивающиеся людьми в терминах «нравится-не нравится», «устраивает-не устраивает», «удовлетворя- ет-не удовлетворяет», «справедливо-не справедливо» и т. д. Психологические закономерности устойчивости/неустойчивости власти раскрываются в известном выражении о революционной си туации: «Верхи не могут, а низы не хотят». Вторая часть этого выра жения — «низы не хотят» (так жить дальше), соответствует катего рии жизненного пространства, которое уменьшилось до предельных размеров, стало ниже критических значений. Выражение К. Маркса: «Пролетариату нечего терять, кроме своих цепей» также психологи чески обозначает сужение жизненного пространства объектов власти ниже критического, предельного допустимого значения. Повторим принятый в политической психологии тезис о том, что в основе по литических явлений лежат в первую очередь психологические фе номены. Аналогичная Французской революции психологическая картина повторилась в России в начале XX в. и явилась одной из важнейших составляющих революционной ситуации, приведшей к революции 1917 г. Несмотря на отмену в 1861 г. крепостного права, крестьяне на самом деле не получили земли. Они должны были ее выкупать, что большинство крестьян сделать были практически не в состоя нии. Тем же, кто земли выкупал, место выделения земельного надела определялось помещиком, барином, землевладельцем. В итоге земля по своим параметрам, качеству, плодородию, месту расположения не соответствовала необходимым требованиям. Это же относится к фабричным и заводским наемным работникам, полностью зависи мым от хозяина в вопросах условий и оплаты труда, продолжитель ности рабочего дня и т. д. Например, с начала 1908 г. в нефтяной про мышленности была введена двусменная двенадцатичасовая работа вместо трехсменной восьмичасовой. Отменялись наградные и квар тирные, сокращалась медицинская помощь, были восстановлены по бои и штрафы. Люди были бесправны. Подавляющее большинство Жителей России были безграмотными. В революционной агитации большевики применили в первую очередь (хотя и в неявной, опосредованной форме) психологические методы. Для привлечения людей на свою сторону они использовали понятие «жизненное пространство». Во всех лозунгах подразумева лось расширение «жизненного пространства» людей. «Земля — кре стьянам» — расширение физического и экономического пространст ва. «Экспроприация экспроприаторов» — изменение физического и экономического пространства. «Фабрики — рабочим» — обеспечение экономического пространства. «Вся власть Советам» — обеспечение правового пространства людей. Свою роль сыграли и народники как предвестники революции, «ходившие в народ» и обучавшие простых людей грамоте. Подобная психологическая ситуация сложилась в СССР и к 1980-м гг. Ответ на вопрос: «Почему при внешнем благополучии, гарантированном (хотя и не высоком) уровне обеспеченности и ста- бильности люди буквально заразились лозунгами перестройки, были с ними согласны и поддержали их, хотели перемен?» лежит исключи тельно в области психологии, психологии жизненного пространства. Что имели в своем распоряжении подавляющее большинство со- ветских граждан, о чем они говорили и мечтали, в каких условиях жили? Анализ соотнесения этих вопросов с категорией жизненного пространства позволяет найти ответ на вопрос о подготовленной пси хологической почве для идей перестройки. Была ли возможность для изменения физического, личного про- странства у подавляющего большинства простых людей? Сколько людей проживали в «бесперспективных» коммуналках с десятилет-« ними ожиданиями постановки на очередь и очень отдаленной пер спективой на получение отдельной квартиры? Отсутствие возможно сти законно купить или получить необходимое и желаемое по пара метрам жилье при расцвете рынка «черных» маклеров, обязательная прописка, отсутствие которой преследовалось по закону. Ограниче- ние строительства дачных домиков по этажности и площади, невоз можность купить автомобиль, хорошую мебель и т. д. Основные во- просы обсуждались на 5-6-метровых кухнях. При этом информация о том, что санитарная норма в США составляет 45 м 2 на человека, наличие в семьях двух и более автомобилей, возможность свободно го перемещения по стране для многих жителей СССР произвела эффект разорвавшейся бомбы. Такие условия, определяющие образ жизни, было трудно, практически невозможно представить. Экономическое пространство также оговаривалось жесткими рам- ками, без возможности выхода за их пределы и не соответствовало реальному вкладу каждого человека. Заработная плата и условия ра-боты строго регламентировались и определялись не конкретной про изводительностью, а некими усредненными нормам. Установленные расценки, оклад плюс процент прогрессивки, система АБВГДейки, известная всем инженерно-техническим работникам, никаким об разом не стимулировали желание работать больше и лучше. Вклад каждого человека не ценился и не учитывался, смена места работы не поощрялась. Повышение производительности, инициативность, ра ционализация и изобретательство декларировались только на бума ге, а отношение к рационализаторам напоминало тихую ненависть. Зачем повышать производительность труда, например, в два раза, если при этом расценки тут же уменьшались в два раза, а на оплате труда это практически не сказывалось? На работе использовались всевозможные скрытые формы саботажа, так как большинство про изводимых товаров никогда никому в итоге не были нужны, уходили в брак, не соответствовали требованиям и ожиданиям потребителей. Правовое пространство также не соответствовало ожиданиям лю дей, представлениям о принципах социальной справедливости. Взят ки, личные отношения, кумовство, блат, «телефонное» право, невоз можность защитить свои права в суде, касты «неприкасаемых» и «золотой молодежи», живущих по своим законам. При этом факти ческое бесправие и беззащитность простых людей перед произволом государства в лице чиновников и всего госаппарата и т. д. Информационное пространство определялось и формировалось господствующей идеологией. Существовали только официальные государственные телерадиокомпании и печатные издания. Из ис точников, для которых была разрешена критика официальной точ ки зрения, можно привести только тележурнал «Фитиль», журнал «Крокодил», да еще в некоторой степени 13-ю страницу «Литератур ной газеты». Отсутствие объективной информации и ее альтернатив ных источников научило людей читать между строк. Реальное поло жение вещей и происходящие события не соответствовали деклари руемым государственными органами достижениям, реальная жизнь кардинально отличалась от официально провозглашенного уровня. Возможность получения информации вне официальных источни ков — прослушивание радиостанций «Свобода», «Голос Америки» и др. строго каралось, поделиться своими мыслями, сомнениями, своим отношением к происходящим событиям можно было только в тесном кругу близких людей на крохотной кухне. И на телевидении, и по радио, и в газетах писалось и говорилось одно и то же. Всякое инакомыслие строго каралось. Чего стоит придуманный советской психиатрией диагноз «вялотекущая шизофрения», который ставил ся всем несогласным с официальной точкой зрения. Разносчиками этой «болезни» являлись... комары. Под этот «диагноз» можно было подвести любого человека, который хоть один раз в своей жизни схо дил в лес или хотя бы имел потенциальную возможность встречи с комаром. Притом что они живут в подвалах круглосуточно и беспре пятственно проникают во все квартиры, вероятность «заражения» и получения соответствующего «диагноза» висела над каждым, кто хо тя бы усомнился в официальной доктрине. Произошло сжатие всех уровней психологического пространства каждого человека и всего общества в целом. То, что большевики ис пользовали для завоевания власти и обеспечения своей поддержки в начале века в борьбе против царского правительства, против них ис пользовали идеологи и лидеры перестройки. Психологическая ситуа ция с точки зрения эксплуатации и использования категории «жиз ненное пространство» повторилась один к одному. Лозунги перестройки попали на благодатную психологическую почву: « демократия», «гласность», «ускорение», «интенсификация», «социализм с человеческим лицом», программа «Жилье 2000» под разумевали и предполагали в первую очередь расширение жизненно го пространства каждого человека. Призывы к отмене прописки, получение в собственность и при ватизация квартир, возможность их свободной купли-продажи, про возглашенная программа «Жилье 2000» психологически подразу мевали расширение физического пространства людей. Тем более что были предприняты попытки претворения этих лозунгов в жизнь. Ускорение, интенсификация, рыночная экономика, самоокупаемость и самоуправление на производстве расширяло трудовое пространст во. Известный лозунг тех времен «Не сметь командовать зарплатой» содействовал потенциальной возможности расширения трудового, экономического пространства. Введение понятия «человеческий фак тор», обещание построения правового государства, «социализм с че ловеческим лицом», повышение роли судебной власти, внедрение в жизнь адвокатских контор воспринималось как потенциальное рас ширение правового пространства людей. Расширение информацион ного поля проявилось в появлении огромного числа новых газет, новых каналов телевидения, радиостанций. Тиражи газет и толстых журналов, которые били все рекорды, — психологическое следствие возможности расширения информационного пространства. В идео логической области появилась возможность высказывать собствен ное мнение по многим политическим, социальным и экономическим вопросам, возможность критики власти и ее представителей, крити ки идеологии и конкретных людей. Мы прекрасно помним те време на, когда во время прямой трансляции I съезда народных депутатов СССР останавливались целые заводы. Это явилось следствием ин формационной депривации — состояния, в котором наше общество пребывало слишком длительное время. Психологически точно сформулированные лозунги предопреде лили успех идеологов перестройки, искреннюю поддержку со стороны людей (притом, что многие инициаторы и «прорабы» перестройки преследовали свои личные, очень корыстные цели). Они правильно поняли и искусно использовали психологию жизненного простран ства для достижения своих, зачастую неправедных целей. Как отмечалось, устойчивость/неустойчивость власти определя ется двумя основными факторами. Первая составляющая — катего рия «жизненное пространство», и как объективные параметры, так и ее субъективное восприятие людьми, были рассмотрены нами выше. Второй составляющей психологических оснований устойчивости власти является понятие «ресурсы власти». А. И. Юрьев выделил и рассмотрел следующий список ресурсов власти: сырьевые, энергети ческие, финансовые, технологические, информационные, организа ционные, интеллектуальные, человеческие. Наличие ресурсов позволяет власти существовать, добиваться це лей, оказывать влияние на поведение и отношение объектов власти. Наличие-отсутствие ресурсов является, с одной стороны, объектив ной характеристикой в виде их фактического наличия и возможно сти распоряжаться ими субъектам власти, а с другой — субъективной в восприятии объектов власти. Хочется сослаться на хорошо всем из вестную по детству сказку «Волшебник Изумрудного города». Гуд- вин — «великий и ужасный» в субъективном восприятии жителей города, которые являются объектами власти, при объективном рас смотрении на самом деле оказался несчастным клоуном, слабым и без защитным. Субъективное восприятие отсутствия сердца у Дровосека при объективном рассмотрении показывает его наличие. То же и с ресурсами. Субъективное восприятие их наличия или отсутствия объ ектами власти может не соответствовать реальному положению дел. Объективность ресурсов власти определяется возможностью их измерить, увидеть и подсчитать. Субъективность восприятия ресур сов — в понимании их достаточности, возможности обеспечения жиз недеятельности, эффективности использования, практичности, полез ности, необходимости и т. д. В упомянутом выше выражении «Верхи не могут, а низы не хотят», «верхи не могут» обозначает отсутствие ресурсов у субъектов власти. Необходимо отметить при этом возможные варианты: 1) объективно ресурсов может не быть, но субъективно они могут восприниматься как достаточные; 2) ресурсов не хватает объективно и в сознании людей, т. е. субъек- тивно, они воспринимаются как недостаточные, не эффективные; 3) объективно достаточный набор ресурсов, но в сознании людей их не хватает или они используются не рационально и не эффективно; 4) и объективно, и субъективно ресурсы власти являются достаточ ными и эффективными. Мы несколько расширим приведенный список ресурсов субъек тов власти, включив в него моральные, идеологические, нравствен- ные, военные и территориальные ресурсы. Моральный ресурс власти определяется моральным правом субъектов власти требовать от объ ектов поведения в соответствии с нормами морали и совести. Идеоло гический ресурс определяется наличием идеологии правящей элиты и пониманием с ее стороны целей и направлений развития страны. Нравственные, духовные — носителями нравственности являются субъекты власти, не позволяющие себе отклонения от принятых норм поведения ни в мыслях, ни в делах. Военный ресурс служит це- лям обеспечения обороноспособности государства, независимости от внешнего воздействия, защищенности. Земля, физическое простран ство — территория, ее качество, эффективность использования. Анализ исторических фактов позволяет сделать вывод о том, что именно уменьшение ресурсов власти в восприятии людей приводит к революционной ситуации. Достаточно вспомнить события, предше ствовавшие революции 1917 года. Власть в глазах людей потеряла все свои ресурсы. Моральный ресурс власти оказался подорван широко известным стилем жизни правящей династии, степенью влияния Распутина на царскую семью, роскошным образом жизни по сравнению с уровнем жизни подавляющей части населения. Расстрел 9 января, Ленские расстрелы, на которых было убито и ранено около 500 человек, по дорвали, в первую очередь веру в «царя-батюшку» как защитника простых людей, к которому можно обратиться за помощью и под держкой. Нравственный ресурс в силу исторически сложившихся обстоятельств оказался утерян, так как его носителями было потом ственное дворянство, юнкера и офицеры, большинство из которых погибли на полях сражений Первой мировой войны. Военный ресурс оказался подорван как в Первой мировой войне, так и в результате русско-японской войны и Цусимского сражения. Россия потеряла практически весь флот в результате не только военных и стратегиче ских просчетов, но также из-за технологического отставания в проек тировании и строительстве боевых кораблей. Все российские новей шие броненосцы по технологии строились как плоскодонные кораб ли, имели деревянные палубы, тогда как японские крейсера имели кильватерную форму, достаточно устойчивую при ведении боевых действий и обеспечивающую живучесть корабля. Таким образом, в начале XX в. сложилась ситуация, в которой власть утратила все ресурсы: «верхи не могут», при сжатии жизнен ного пространства людей ниже критического уровня — «низы не хо тят». Создалась психологически обоснованная революционная си туация, власть потеряла устойчивость и была утеряна. Большевики ее взяли, но к концу 1980-х гг. психологическая си туация повторилась. Так же как было искусственно сжато жизненное пространство людей, власть растеряла практически все свои ресурсы как объективно, так и субъективно. Идеологический ресурс себя ис черпал. Никто не верил в светлое будущее и возможность построе ния коммунизма, власть существовала сама по себе, люди — сами по себе. Моральный ресурс власти практически отсутствовал, в общест ве и среди руководителей не осталось авторитетов, носителей нрав ственности, тех людей, кто бы мог являться примером. Те, кто потен циально мог стать носителями морального и нравственного ресур са, были высланы или подвергались гонениям — академик Андрей Сахаров, писатель Александр Солженицын, поэт Александр Галич. Многие подвергались остракизму, жесткой критике или тотальному умолчанию со стороны властей — Иосиф Бродский, Владимир Вы соцкий и др. Военный ресурс оказался подорван войной в Афганистане. О тех нологическом ресурсе говорить не приходится, так как все прекрас но понимали, что мы отстали от всего мира на многие десятилетия, цветной телевизор в семье был редкостью, о компьютерах имелось более чем смутное представление. Примеров того, что ресурсы вла сти в СССР к середине 1980-х гг. были исчерпаны, можно приводить очень много. Изменилось время, изменились имена, изменились лидеры, но психологические основания происшедших событий остались преж ние. Власть потеряла устойчивость, основанную в первую очередь на психологических закономерностях. Низы не хотели жить по-старо му, так как жизненное пространство людей сколлапсировалось, до стигло критических параметров, а верхи не могли, так как у субъек тов власти отсутствовали ресурсы для достижения целей власти и проведения политики. Формула устойчивости власти определяется, таким образом, как соотнесение четырех уровней напряженности потребности с субъек тивным восприятием ресурсов власти со стороны объектов. Соотнесение жизненного пространства с ресурсами власти позво ляет рассматривать четыре варианта. 1. Жизненное пространство удовлетворяет, устраивает людей, и ре сурсы власти воспринимаются как достаточные и эффективные — стабильное, устойчивое развитие, власть воспринимается как устой чивая и пользуется поддержкой людей. 2. Жизненное пространство удовлетворяет, устраивает людей, но ресурсы власти не воспринимаются как достаточные и не являют ся эффективными — анархия, нестабильность, беззаконие, вседоз воленность, отсутствие управляемости. 3. Жизненное пространство не удовлетворяет, не устраивает людей, но ресурсы власти воспринимаются как достаточные и эффектив ные — авторитарная, деспотическая власть, при которой никоим образом не учитываются интересы людей, рабовладельческое об- щество, сталинизм. 4. Жизненное пространство не удовлетворяет, не устраивает людей, а ресурсы власти не воспринимаются как достаточные и не явля- ются эффективными — возникает революционная ситуация. Приведем стратегические показатели состояния России, выде ленные учеными Института социально-политических исследований РАН. В исследовании были выделены несколько ключевых пока зателей, характеризующих состояние дел в современной России, и сравнили их с критическими уровнями, считающимися катастрофи ческими в мировой практике (см. табл. 11). Стратегические показатели состояния России № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Наименование показателя Уровень падения производства Доля высокотех нологичной про дукции Доля в ВВП ассигнований на науку Соотношение доходов граждан Доля населения за чертой бедно сти Условный коэф фициент депопу ляции Средняя продол жительность жизни Экономические потери, % к ВВП Уровень потреб ления алкоголя, литров в год на человека Уровень доверия населения к ор ганам власти Критиче ское зна чение 30% 15% 2% 10:1 10% 1,0 75 5% 8 25% Реаль ное зна чение 47% 1% 0,4% 20:1 30% 1,65 65,9 15% 15,5 15% Возможные последствия Деиндустриали зация страны Технологиче ское отставание Разрушение научного потенциала Социальный кризис Люмпенизация населения Вымирание нации Снижение жиз неспособности страны Жизнеопас- ность окружаю щей среды Деградация населения Кризис власти Как видно из приведенной таблицы, речь в ней идет в первую оче редь о ресурсах власти.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Психологические закономерности устойчивости власти» з дисципліни «Психологія влади»