Действия власти, итог того, к чему она стре- мится, должны быть понятными и понятыми людьми. Если действия власти будут непонятны или не поняты людьми, то от них будет не-возможно добиться правильного и полного исполнения всех указа ний власти. Власть, требующая тяжелых жертв и лишений ради не определенных результатов, сможет заставить признать себя только в том случае, если ей придется присутствовать всегда и везде, опреде лять поведение, отношения, чувства, эмоции и мысли всех членов об щества. Иначе все общество будет напоминать героев известной бас ни Крылова «Лебедь, Рак и Щука». Объектам власти должна быть понятна конечная цель политики и политиков. Отсутствие понима ния конечной цели действий власти ведет к тому, что общество теря ет ориентиры, перестает понимать, куда и зачем оно движется, ради чего люди живут и работают. Принцип понимания соответствует по нятию идеологии в обществе. Принципы власти соотносятся с элементами общенаучного пен- табазиса. Принципы сохранения и своевременности соответствуют категории времени — сохранение, удержание и умножение власти. Принципы действенности и адекватности соответствуют понятию энергии. Только активная, действующая, обладающая необходимым потенциалом власть способна как к самосохранению и саморазви тию, так и к достижению поставленных результатов. Принципы легитимности и поддержки соответствуют понятию пространства. Власть должна опираться как на законы, так и на традиции, нравы, убеждения и общественное мнение. Принципы скрытности и пони мания соответствуют категории информации. То, что происходит при формировании властных отношений, должно происходить под покровом тайны. Иначе власть перестает быть властью, становится очевидной и доступной, теряет ореол загадочности и возвышенности. Данные положения представлены на схеме (рис. 6). Что необходимо политику для успешной деятельности, опираясь на предложенные Макиавелли постулаты? Приведем некоторые сове- Рис. 6. Система принципов эффективности власти ты, отметив, что они достаточно циничны, но, к сожалению, слишком часто используются нашими политиками в практической политичен- ской деятельности. Интересно сопоставить принципы Макиавелли с рассмотренными выше принципами эффективности политической власти, оценить, какие из них и каким образом используются. Итак, необходимо: • отделить политику от морали и поставить силу и хитрость вместо закона. Парализовать индивидуальную интеллигентность и вво дить народ в заблуждение своей внешностью; • держать в тайне от страны то, что происходит в мире, и от столи цы — что происходит в провинции. Превращать инструменты мыс- ли в инструменты власти; • безжалостно проводить экзекуции без суда и административные депортации, использовать полицию как фундамент режима, пота кать национальным предрассудкам; • требовать бесконечной апологии для каждого своего действия, самому учить других истории своего правления. Создавать пре- данных последователей, награждая их всякими лентами и безде лушками и возводить культ узурпатора до степени религии. Со здавать пустоту вокруг себя, чтобы таким образом быть самому незаменимым. Запечатлеть свое имя везде и всюду, так как капля воды точит гранит; • ослаблять общественное мнение, пока оно не погрузится в апа- тию, пользоваться выгодой превращения людей в доносчиком управлять обществом посредством его же пороков; • говорить как можно меньше и не то, что думаешь, при этом изме- нить истинное значение слов. Ниже приведены некоторые принципы власти, которые мы на блюдали в отечественной истории (Авторханов, 1992). • Для тех, кто из простых людей стал государем, мало трудностей бы- вает в возвышении, но чрезвычайно много в сохранении власти. • Все вооруженные пророки побеждали, невооруженные — терпели, поражение. Характер людей варьируется — легче их убедить раз, но держать их в этом убеждении — трудно. Надо действовать так, чтобы тех, кто более уже не верит, заставить верить силой. Кто ду- мает, что новые благодеяния заставляют забывать старые оскорб- ления, глубоко ошибается. • Люди меньше боятся наносить оскорбления тому, чья власть ос нована на любви, чем тому, кто управляет посредством страха. Любовь к государю основана на свободной воле людей, а страх — на воле государя. Мудрый государь должен опираться на то, что зависит от его собственной воли, а не на то, что зависит от воли других. • Имеются два метода борьбы: один — опираясь на закон, другой — действуя силой. Первый метод — метод людей, второй — метод зверей. Государь должен уметь пользоваться обоими. Обязанный так действовать, государь должен подражать и лисице, и льву. Лев не может защитить себя от капкана, а лисица — от волков. На до быть лисицей, чтобы предвидеть капкан, и львом, чтобы устра шить волков. • Умный рулевой не должен дорожить доверием к нему, если это вредит его интересам. Хорошо казаться великодушным, верным, гуманным, искренним, религиозным. • В действиях людей, особенно государей, цель оправдывает сред ства. Государь, который боится собственного народа больше, чем иностранцев, должен строить тюрьмы. • Нельзя давать никакому государству уверенности в том, что ве дется определенная (внешняя) политика, напротив, необходимо заставлять других думать, что все под сомнением. • Нет другого пути избежать лести, как дать людям знать, что они не оскорбляют тебя, если расскажут правду, но если кто-либо рас скажет эту правду, то ты потеряешь его уважение. • Умный государь должен иметь Совет мудрых людей и дать им свободно говорить правду, но только о том, о чем их спрашивают, и ничего больше. Вне этого он не должен никого слушать, дейст вовать обдуманно и быть твердым в своих решениях. Государь дол жен собирать Совет когда он хочет, а не тогда, когда хотят другие, и решительно отводить непрошенные советы. При этом государь должен ставить много вопросов и быть терпеливым слушателем. • Только те меры безопасности хороши, надежны и длительны, ко торые зависят от самого правителя и от его собственных способ ностей и умения предвидеть. • Лучше действовать решительно, чем осторожно. Счастье подобно женщине, и необходимо, если ты захочешь завладеть им, его за воевать.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Принцип понимания» з дисципліни «Психологія влади»