Уже в начале нынешнего столетия были опубликованы исследо- вания, в которых упоминался тот факт, что дети-дислексики часто имели родственников с трудностями в обучении чтению [289, 424]. Несколько позже были приведены дополнительные доказательства кон- центрации Д в семьях. Обнаружилось также, что дети-дислексики обыч- но характеризуются нормальным уровнем интеллекта [249]. В 1980 г. были опубликованы результаты одного из самых больших семейных исследований СНЧ [282]: выборка состояла из 116 пробандов (89 из
414 них — мужского пола) и их 319 родственников. Было установлено, что 47% отцов и братьев пробандов и только 38% матерей и сестер испытывали трудности с чтением. Автор подсчитал сегрегационные отношения для нескольких менделевских моделей и предположил, что Д наследуется по аутосомно-доминантному типу с половой модифи- кацией степени выраженности. Однако само по себе увеличение частоты встречаемости Д в семь- ях пробандов не доказывает, что передача этого заболевания осуще- ствляется генетическим путем. Дополнительное подтверждение гипо- тезы о генетическом характере трансмиссии исследуемого признака было получено в рамках близнецовых исследований. В одном из них были обследованы 228 пар однополых близнецов, среди которых 97 че- ловек были диагностированы как дислексики. Выяснилось, что в 31 паре МЗ, в которых хотя бы один близнец имел СНЧ, 26 со- близнецов также были диагностированы как дислексики, а у ДЗ кон- кордантными по Д оказались только 9 из 31 пары. Коэффициенты конкордантности МЗ и ДЗ составили соответственно 84 и 29% [188]. Результаты недавних близнецовых исследований также подтверж- дают гипотезу о генетической передаче данного признака. Одни ис- следователи [238] оценили наследуемость СНЧ как равную 30%. Дру- гие [291], используя тестовую батарею, с помощью которой измеря- ется широкий спектр показателей, характеризующих процессы чтения, нашли, что конкордантность МЗ близнецов по суммарному показате- лю этой батареи составила 67% по сравнению с 30% у ДЗ. Самые высокие показатели наследуемости (>70%) получены для правописа- ния и способности различать фонемы. Кроме того, оказалось, что фонологическая неспособность, т.е. неспособность различать фонемы вне контекста слов-значений, представляет собой генетически наи- более независимый от интеллекта компонент Д. Однако и здесь, несмотря на однозначность полученных результа- тов, свидетельствующих в пользу наследственной природы Д, интер- претироваться они должны осторожно. Дело в том, что среди близне- цов СНЧ встречается значительно чаще, чем среди одиночнорожден- ных детей [284], поэтому можно предположить, что существует специфический средовой компонент, влияющий на развитие Д имен- но у близнецов, и, следовательно, оценки наследуемости, получен- ные методом близнецов, могут быть искажены.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ПСИХОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СНЧ» з дисципліни «Психогенетика»