ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Психогенетика

ПОНЯТИЯ, МЕТОДЫ И МОДЕЛИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОГЕНЕТИКИ
Главным понятием психогенетики развития является «генетичес-
кое изменение». Оно характеризует изменения в эффекте действия
генов на разных стадиях онтогенеза. При этом выделяются два аспекта.
Первый связан с оценкой в разных возрастах относительной доли ге-
нетической вариативности в общей вариативности признака, что по-
зволяет оценить, как меняется наследуемость признака в ходе онтоге-
неза, второй — насколько связаны между собой генетические компо-
ненты дисперсии признака в разных возрастах [355].
В первом случае проводится сопоставление показателей наследуе-
мости у аналогичных групп родственников в разных возрастах, т.е.
используется вариант метода возрастных срезов, что обеспечивает
выделение возрастных различий в наследуемости признаков. В силу
того, что гены в развитии «включаются» и «выключаются», высокая
наследуемость признака в разных возрастах ничего не говорит о том,
разные или одни и те же гены обеспечивают этот эффект. Вот почему
второй аспект предполагает лонгитюдное исследование, в котором
определяется корреляция между генетическими компонентами дис-
персии изучаемой характеристики, полученными в разных возрастах
на одной и той же группе испытуемых. Этот способ дает возможность

24* 371
Рис. 17.2. А, В, С — варианты моделей психогенетики развития.
Генетическая вариативность (обозначена кругами) и генетическая ковариация
между младенчеством и зрелостью (обозначены перекрытием кругов) [по; 355].
оценить вклад генетических факторов в изменчивость возрастных пре-
образований, а также установить, насколько связаны между собой
генетические и средовые компоненты межиндивидуальной вариатив-
ности признака в разные периоды. Иначе говоря, для того чтобы су-
дить о преемственности или стабильности генетических и средовых
влияний, необходимо лонгитюдное исследование близнецов или сиб-
сов, которое позволит установить степень связи между генетическими
компонентами (межвозрастная генетическая корреляция) и средовы-
ми компонентами (межвозрастная средовая корреляция) фенотипи-
ческой дисперсии признака.
Таким образом, полная схема исследования в психогенетике раз-
вития с необходимостью включает эмпирическое исследование и на-
следуемости, и генетических корреляций. Сама по себе высокая на-
следуемость признака, полученная в разных возрастах, ни в коей мере
не свидетельствует о стабильности генетических влияний.
По представлениям Р. Пломина, эти две переменные — наследуе-
мость и степень генетической общности, определяемая величиной
генетической корреляции, — относительно независимы и могут обра-
зовывать разные варианты сочетаний (рис, 17.2), Модель А, например,
предполагает, что наследуемость признака с возрастом может оста-
ваться без изменений (левый столбик) или возрастать (правый), но
независимо от этого генетической преемственности при этом не об-
наруживается, т.е. генетические эффекты в раннем возрасте и зрелос-
ти абсолютно не связаны между собой. В моделях В и С, напротив,
допускаются варианты частичной (В) или (С) полной генетически
опосредованной преемственности в формировании признака. После-
дний вариант (с точки зрения Р. Пломина, наиболее вероятный) по-
лучил название амплификационной модели. Амплификационная мо-

372 дель реализации генетических влияний в онтогенезе предполагает, что
с возрастом, по мере созревания ЦНС и формирования индивидуаль-
но устойчивых способов переработки информации, возрастает наследу-
емость признака, при этом сохраняется высокая межвозрастная генети-
ческая корреляция, т.е. генетические эффекты, действовавшие в мла-
денчестве, высоко коррелируют с генетическими эффектами в зрелости.
Более детализованную модель предлагает Л. Ивс с соавторами [245].
В зависимости от времени начала экспрессии генов они выделяют две
альтернативы в генотипической детерминации развития. Первая пред-
полагает, что все гены находятся в действенном состоянии с момента
рождения и развитие есть модификация фенотипа средовыми влия-
ниями. В этом случае наследуемость признака в онтогенезе будет умень-
шаться, приближаясь к некой асимптотической величине, которая
есть функция исходной наследуемости и «условной памяти», ответ-
ственной за фиксацию средового опыта. Вторая исходит из того, что
гены постоянно синтезируют продукты, требуемые для информаци-
онной обработки. В таком случае наследуемость будет возрастать от
небольшой величины в момент рождения до высокой асимптотической
величины, которая является функцией исходной или первоначальной
наследуемости и постоянства экспрессии генов во время развития.
При анализе данных лонгитюдного исследования близнецов мо-
дель Ивса предполагает, что фенотип каждого индивида во времени
О, 1, 2...t выступает как функция аддитивных генетических эффектов
и уникального средового опыта. В каждый момент времени имеются
новые генетические эффекты и новые специфические средовые вли-
яния. Если принять, что все средовые эффекты являются случайно-
специфическими, а генетические эффекты действуют через интер-
венцию генного продукта, который может сохраняться в течение вре-
мени, то генетические эффекты на фенотип в данный момент времени
есть результат генов, экспрессирующихся вновь вместе с эффектами
генов, которые экспрессировались на всех предшествующих стадиях
развития в той степени, в какой они сохраняются во времени. По мере
развития признака генетические эффекты будут накапливаться, при-
водя к увеличению генотипической и фенотипической вариативности.
Таким образом, модель Ивса в простейшем случае (когда генети-
ческие эффекты постоянны во времени, средовые — случайно специ-
фичны, а пути распространения влияний постоянны), как и ампли-
фикационная модель Пломина, предсказывает увеличение генотипи-
ческого компонента фенотипической вариативности в онтогенезе.
Однако, анализируя межвозрастные связи между генетическими со-
ставляющими вариативности, Ивс прогнозирует уменьшение генети-
ческого компонента ковариации между двумя фенотипами одного и
того же индивида в разные моменты времени u и t, причем генетичес-
кий компонент ковариации будет уменьшаться как экспоненциаль-
ная функция интервала времени u — t.

373 В моделях Пломина и Ивса в центре анализа находится структура
фенотипической дисперсии и рассматривается онтогенетическая ди-
намика в формировании индивидуальных особенностей, при этом
генетический анализ динамики средних значений изучаемых характе-
ристик, как таковых, остается за пределами внимания авторов.
Однако существует модель, в которой органически сочетается генети-
ческий анализ лонгитюдных средних и ковариационной структуры. Она бази-
руется на использовании авторегрессионной симплексной модели [202, 258],
Не вдаваясь в детали математического аппарата, отметим, что эта модель
позволяет экспериментально выяснить, одни и те же или разные генетичес-
кие и средовые факторы объясняют фенотипическую вариативность и фено-
типические средние. Фактически данная модель впервые на эксперименталь-
ном уровне ставит проблему взаимосвязи генотип-средовой детерминации
нормативных характеристик и их индивидуальных различий.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «ПОНЯТИЯ, МЕТОДЫ И МОДЕЛИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОГЕНЕТИКИ» з дисципліни «Психогенетика»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Где центр тяжести летящей ракеты?
Особливості організації аудиту в агропроми-словому комплексі Укра...
ЗАГАЛЬНІ ПОНЯТТЯ ТА КЛАСИФІКАЦІЙНІ ОЗНАКИ НОВОГО ТОВАРУ
Розвиток телекомунікаційних мереж
Аудит розрахунку фіксованого сільськогос-подарського податку і за...


Категорія: Психогенетика | Додав: koljan (05.02.2012)
Переглядів: 1455 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП