ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Психогенетика

ПОНЯТИЯ, МЕТОДЫ И МОДЕЛИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОГЕНЕТИКИ
Главным понятием психогенетики развития является «генетичес-
кое изменение». Оно характеризует изменения в эффекте действия
генов на разных стадиях онтогенеза. При этом выделяются два аспекта.
Первый связан с оценкой в разных возрастах относительной доли ге-
нетической вариативности в общей вариативности признака, что по-
зволяет оценить, как меняется наследуемость признака в ходе онтоге-
неза, второй — насколько связаны между собой генетические компо-
ненты дисперсии признака в разных возрастах [355].
В первом случае проводится сопоставление показателей наследуе-
мости у аналогичных групп родственников в разных возрастах, т.е.
используется вариант метода возрастных срезов, что обеспечивает
выделение возрастных различий в наследуемости признаков. В силу
того, что гены в развитии «включаются» и «выключаются», высокая
наследуемость признака в разных возрастах ничего не говорит о том,
разные или одни и те же гены обеспечивают этот эффект. Вот почему
второй аспект предполагает лонгитюдное исследование, в котором
определяется корреляция между генетическими компонентами дис-
персии изучаемой характеристики, полученными в разных возрастах
на одной и той же группе испытуемых. Этот способ дает возможность

24* 371
Рис. 17.2. А, В, С — варианты моделей психогенетики развития.
Генетическая вариативность (обозначена кругами) и генетическая ковариация
между младенчеством и зрелостью (обозначены перекрытием кругов) [по; 355].
оценить вклад генетических факторов в изменчивость возрастных пре-
образований, а также установить, насколько связаны между собой
генетические и средовые компоненты межиндивидуальной вариатив-
ности признака в разные периоды. Иначе говоря, для того чтобы су-
дить о преемственности или стабильности генетических и средовых
влияний, необходимо лонгитюдное исследование близнецов или сиб-
сов, которое позволит установить степень связи между генетическими
компонентами (межвозрастная генетическая корреляция) и средовы-
ми компонентами (межвозрастная средовая корреляция) фенотипи-
ческой дисперсии признака.
Таким образом, полная схема исследования в психогенетике раз-
вития с необходимостью включает эмпирическое исследование и на-
следуемости, и генетических корреляций. Сама по себе высокая на-
следуемость признака, полученная в разных возрастах, ни в коей мере
не свидетельствует о стабильности генетических влияний.
По представлениям Р. Пломина, эти две переменные — наследуе-
мость и степень генетической общности, определяемая величиной
генетической корреляции, — относительно независимы и могут обра-
зовывать разные варианты сочетаний (рис, 17.2), Модель А, например,
предполагает, что наследуемость признака с возрастом может оста-
ваться без изменений (левый столбик) или возрастать (правый), но
независимо от этого генетической преемственности при этом не об-
наруживается, т.е. генетические эффекты в раннем возрасте и зрелос-
ти абсолютно не связаны между собой. В моделях В и С, напротив,
допускаются варианты частичной (В) или (С) полной генетически
опосредованной преемственности в формировании признака. После-
дний вариант (с точки зрения Р. Пломина, наиболее вероятный) по-
лучил название амплификационной модели. Амплификационная мо-

372 дель реализации генетических влияний в онтогенезе предполагает, что
с возрастом, по мере созревания ЦНС и формирования индивидуаль-
но устойчивых способов переработки информации, возрастает наследу-
емость признака, при этом сохраняется высокая межвозрастная генети-
ческая корреляция, т.е. генетические эффекты, действовавшие в мла-
денчестве, высоко коррелируют с генетическими эффектами в зрелости.
Более детализованную модель предлагает Л. Ивс с соавторами [245].
В зависимости от времени начала экспрессии генов они выделяют две
альтернативы в генотипической детерминации развития. Первая пред-
полагает, что все гены находятся в действенном состоянии с момента
рождения и развитие есть модификация фенотипа средовыми влия-
ниями. В этом случае наследуемость признака в онтогенезе будет умень-
шаться, приближаясь к некой асимптотической величине, которая
есть функция исходной наследуемости и «условной памяти», ответ-
ственной за фиксацию средового опыта. Вторая исходит из того, что
гены постоянно синтезируют продукты, требуемые для информаци-
онной обработки. В таком случае наследуемость будет возрастать от
небольшой величины в момент рождения до высокой асимптотической
величины, которая является функцией исходной или первоначальной
наследуемости и постоянства экспрессии генов во время развития.
При анализе данных лонгитюдного исследования близнецов мо-
дель Ивса предполагает, что фенотип каждого индивида во времени
О, 1, 2...t выступает как функция аддитивных генетических эффектов
и уникального средового опыта. В каждый момент времени имеются
новые генетические эффекты и новые специфические средовые вли-
яния. Если принять, что все средовые эффекты являются случайно-
специфическими, а генетические эффекты действуют через интер-
венцию генного продукта, который может сохраняться в течение вре-
мени, то генетические эффекты на фенотип в данный момент времени
есть результат генов, экспрессирующихся вновь вместе с эффектами
генов, которые экспрессировались на всех предшествующих стадиях
развития в той степени, в какой они сохраняются во времени. По мере
развития признака генетические эффекты будут накапливаться, при-
водя к увеличению генотипической и фенотипической вариативности.
Таким образом, модель Ивса в простейшем случае (когда генети-
ческие эффекты постоянны во времени, средовые — случайно специ-
фичны, а пути распространения влияний постоянны), как и ампли-
фикационная модель Пломина, предсказывает увеличение генотипи-
ческого компонента фенотипической вариативности в онтогенезе.
Однако, анализируя межвозрастные связи между генетическими со-
ставляющими вариативности, Ивс прогнозирует уменьшение генети-
ческого компонента ковариации между двумя фенотипами одного и
того же индивида в разные моменты времени u и t, причем генетичес-
кий компонент ковариации будет уменьшаться как экспоненциаль-
ная функция интервала времени u — t.

373 В моделях Пломина и Ивса в центре анализа находится структура
фенотипической дисперсии и рассматривается онтогенетическая ди-
намика в формировании индивидуальных особенностей, при этом
генетический анализ динамики средних значений изучаемых характе-
ристик, как таковых, остается за пределами внимания авторов.
Однако существует модель, в которой органически сочетается генети-
ческий анализ лонгитюдных средних и ковариационной структуры. Она бази-
руется на использовании авторегрессионной симплексной модели [202, 258],
Не вдаваясь в детали математического аппарата, отметим, что эта модель
позволяет экспериментально выяснить, одни и те же или разные генетичес-
кие и средовые факторы объясняют фенотипическую вариативность и фено-
типические средние. Фактически данная модель впервые на эксперименталь-
ном уровне ставит проблему взаимосвязи генотип-средовой детерминации
нормативных характеристик и их индивидуальных различий.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «ПОНЯТИЯ, МЕТОДЫ И МОДЕЛИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОГЕНЕТИКИ» з дисципліни «Психогенетика»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: ОСОБЛИВОСТІ ФІНАНСОВОЇ ДІЯЛЬНОСТІ АКЦІОНЕРНИХ ТОВАРИСТВ
Ліквідність балансу позичальника. Показники, що характеризують фі...
Гігантська пісочниця Google. Фільтра від Google
Види та операції комерційних банків
Оцінювання вартості підприємства як цілісного майнового комплексу


Категорія: Психогенетика | Додав: koljan (05.02.2012)
Переглядів: 1534 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП