НОРМАТИВНОЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ В РАЗВИТИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРИЗНАКОВ
Итак, генотип в процессе онтогенеза выполняет две функции: во- первых, типизирует и, во-вторых, индивидуализирует развитие. Гене- тические факторы ответственны за формирование единых для всей человеческой популяции признаков (телесной организации, прямо- хождения, универсальности руки, способности к речевой коммуни- кации, высшим психическим функциям и т.д.), которые возникли в результате антропогенеза. Они присущи всем здоровым людям, и в онтогенезе каждого человека эти признаки реализуются благодаря консервативной наследственности — фонду неизменных видовых при- знаков, детерминируемых генотипом и не имеющих межиндивиду- альной изменчивости. Между тем человеческое разнообразие настолько велико, что не- возможно встретить двух одинаковых людей (за исключением одно- яйцевых близнецов). И это разнообразие тоже в значительной степени может определяться наследственностью, поскольку наряду с консер- вативным фондом генотип каждого человека содержит уникальное, присущее только ему, сочетание генов. По некоторым данным, около
366 Рис. 17.1. Генетические и средовые факторы, определяющие формирова- ние признака [по: 397]. 60-70% генофонда каждого человека индивидуализировано. По об- разному замечанию Р. Пломина, каждый человек — это уникальный генетический эксперимент, который никогда не будет повторен [355]. Таким образом, при анализе генетической детерминации психичес- кого развития человека также следует различать два относительно не- зависимых аспекта: 1) формирование нормативных (универсальных, общевидовых) закономерностей и 2) формирование межиндивиду- альной вариативности в реализации этих закономерностей, т.е. фор- мирование индивидуальных различий (рис. 17,1). Для своей реализации генотип требует определенных условий сре- ды. Его видоспецифическая часть (консервативный фонд наследствен- ности) предусматривает наличие диапазона средовых условий, в ко- торых возможно полноценное развитие человека как представителя Homo Sapiens. При этом имеются в виду, с одной стороны, соответ- ствующие видовым требованиям природные, экологические условия, позволяющие удовлетворить базисные потребности организма (в пище, безопасности и т.д.), а с другой — социальные, которые предусмат- ривают необходимую заботу и поддержку со стороны взрослых, об- щение со сверстниками, возможность присвоения социального опыта и др. Необходимо подчеркнуть, что нормативное развитие допускает довольно существенные колебания значимых факторов среды, в пре- делах которых оно остается возможным.
367 Таблица 17.1 Характеристики двух типов генетических моделей [по: 278) Характеристика Модели количествен- ной генетики Модели генетики развития Объект исследования популяции индивидуумы Изучаемый феномен свойства и их структура биологические сис- темы и компоненты Изучаемые аспекты развития индивидуальные различия нормативное разви- тие Объяснительные структуры и механизмы генетические и средовые компо- ненты вариативно- сти регуляторные меха- низмы, контроли- рующие экспрессию генов (транскрип- цию, трансляцию) Исследовательская методо- логия статистический анализ индивиду- альных различий лабораторные экс- перименты, вклю- чающие генетичес- кие манипуляции Учитывают ли модели дей- ствующие биологические процессы? нет да Возможно ли математичес- кое описание модели? да не обязательно Принимается ли аддитив- ность развития? да, в типичных случаях нет Легко ли приложима модель к эмпирическим исследова- ниям развития человека? да нет, хотя результа- ты могут быть ин- терпретированы с этих позиций Однако выход за пределы адаптивных возможностей организма влечет за собой искажение нормативного развития и в крайних случа- ях — его гибель, как, например, развитие эндемического кретинизма при сильном недостатке йода в окружающей среде. То же самое каса- ется требований к социальной среде: ребенок в условиях социальной изоляции лишается возможности реализовать имеющиеся у него ви- доспецифические способности к развитию высших психических фун- кций, речевой коммуникации и т.д. Известно, что дети, в раннем возрасте подвергшиеся социальной и когнитивной депривации, об- наруживают существенные отклонения в психическом развитии, в
368 большинстве случаев необратимые. Следовательно, консервативный фонд наследственности и экологически валидные природные и соци- альные условия среды неразрывно взаимосвязаны. Формирование индивидуально-психологических различий тоже может быть связано с двумя источниками детерминации: генотипом и средой (рис. 17.1). Но в этом случае речь идет о взаимодействии уни- кальной части генотипа и индивидуально-специфической среды. (Ва- риативность последней, однако, не должна выходить за пределы, до- пускаемые нормативным развитием.) Таким образом, своеобразный в каждом конкретном случае вариант развития (фенотип) любого ин- дивидуального (в том числе психологического) признака может быть результатом как уникальной генетической конституции, так и уни- кального жизненного опыта. Соотношение генотипических и средовых влияний в формирова- нии индивидуальных различий (в отличие от нормативного развития) является предметом многочисленных экспериментальных исследова- ний, поскольку входит в круг наиболее существенных проблем возра- стной психогенетики, или психогенетики развития, — науки, изуча- ющей природу межиндивидуальной изменчивости психологических особенностей человека в процессе онтогенеза. Отличия этого направ- ления от реализуемого в генетике развития простираются от несовпа- дения объекта исследования до различий в возможности обработки результатов эксперимента и интерпретации данных (в обобщенном виде эти отличия представлены в табл. 17.1).
Ви переглядаєте статтю (реферат): «НОРМАТИВНОЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ В РАЗВИТИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРИЗНАКОВ» з дисципліни «Психогенетика»