ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Психогенетика

НОРМАТИВНОЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ В РАЗВИТИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРИЗНАКОВ
Итак, генотип в процессе онтогенеза выполняет две функции: во-
первых, типизирует и, во-вторых, индивидуализирует развитие. Гене-
тические факторы ответственны за формирование единых для всей
человеческой популяции признаков (телесной организации, прямо-
хождения, универсальности руки, способности к речевой коммуни-
кации, высшим психическим функциям и т.д.), которые возникли в
результате антропогенеза. Они присущи всем здоровым людям, и в
онтогенезе каждого человека эти признаки реализуются благодаря
консервативной наследственности — фонду неизменных видовых при-
знаков, детерминируемых генотипом и не имеющих межиндивиду-
альной изменчивости.
Между тем человеческое разнообразие настолько велико, что не-
возможно встретить двух одинаковых людей (за исключением одно-
яйцевых близнецов). И это разнообразие тоже в значительной степени
может определяться наследственностью, поскольку наряду с консер-
вативным фондом генотип каждого человека содержит уникальное,
присущее только ему, сочетание генов. По некоторым данным, около

366
Рис. 17.1. Генетические и средовые факторы, определяющие формирова-
ние признака [по: 397].
60-70% генофонда каждого человека индивидуализировано. По об-
разному замечанию Р. Пломина, каждый человек — это уникальный
генетический эксперимент, который никогда не будет повторен [355].
Таким образом, при анализе генетической детерминации психичес-
кого развития человека также следует различать два относительно не-
зависимых аспекта: 1) формирование нормативных (универсальных,
общевидовых) закономерностей и 2) формирование межиндивиду-
альной вариативности в реализации этих закономерностей, т.е. фор-
мирование индивидуальных различий (рис. 17,1).
Для своей реализации генотип требует определенных условий сре-
ды. Его видоспецифическая часть (консервативный фонд наследствен-
ности) предусматривает наличие диапазона средовых условий, в ко-
торых возможно полноценное развитие человека как представителя
Homo Sapiens. При этом имеются в виду, с одной стороны, соответ-
ствующие видовым требованиям природные, экологические условия,
позволяющие удовлетворить базисные потребности организма (в пище,
безопасности и т.д.), а с другой — социальные, которые предусмат-
ривают необходимую заботу и поддержку со стороны взрослых, об-
щение со сверстниками, возможность присвоения социального опыта
и др. Необходимо подчеркнуть, что нормативное развитие допускает
довольно существенные колебания значимых факторов среды, в пре-
делах которых оно остается возможным.

367 Таблица 17.1
Характеристики двух типов генетических моделей [по: 278)
Характеристика Модели количествен-
ной генетики
Модели генетики
развития
Объект исследования популяции индивидуумы
Изучаемый феномен свойства и их
структура
биологические сис-
темы и компоненты
Изучаемые аспекты развития индивидуальные
различия
нормативное разви-
тие
Объяснительные структуры
и механизмы
генетические и
средовые компо-
ненты вариативно-
сти
регуляторные меха-
низмы, контроли-
рующие экспрессию
генов (транскрип-
цию, трансляцию)
Исследовательская методо-
логия
статистический
анализ индивиду-
альных различий
лабораторные экс-
перименты, вклю-
чающие генетичес-
кие манипуляции
Учитывают ли модели дей-
ствующие биологические
процессы?
нет да
Возможно ли математичес-
кое описание модели?
да не обязательно
Принимается ли аддитив-
ность развития?
да, в типичных
случаях
нет
Легко ли приложима модель
к эмпирическим исследова-
ниям развития человека?
да нет, хотя результа-
ты могут быть ин-
терпретированы
с этих позиций
Однако выход за пределы адаптивных возможностей организма
влечет за собой искажение нормативного развития и в крайних случа-
ях — его гибель, как, например, развитие эндемического кретинизма
при сильном недостатке йода в окружающей среде. То же самое каса-
ется требований к социальной среде: ребенок в условиях социальной
изоляции лишается возможности реализовать имеющиеся у него ви-
доспецифические способности к развитию высших психических фун-
кций, речевой коммуникации и т.д. Известно, что дети, в раннем
возрасте подвергшиеся социальной и когнитивной депривации, об-
наруживают существенные отклонения в психическом развитии, в

368 большинстве случаев необратимые. Следовательно, консервативный
фонд наследственности и экологически валидные природные и соци-
альные условия среды неразрывно взаимосвязаны.
Формирование индивидуально-психологических различий тоже
может быть связано с двумя источниками детерминации: генотипом и
средой (рис. 17.1). Но в этом случае речь идет о взаимодействии уни-
кальной части генотипа и индивидуально-специфической среды. (Ва-
риативность последней, однако, не должна выходить за пределы, до-
пускаемые нормативным развитием.) Таким образом, своеобразный
в каждом конкретном случае вариант развития (фенотип) любого ин-
дивидуального (в том числе психологического) признака может быть
результатом как уникальной генетической конституции, так и уни-
кального жизненного опыта.
Соотношение генотипических и средовых влияний в формирова-
нии индивидуальных различий (в отличие от нормативного развития)
является предметом многочисленных экспериментальных исследова-
ний, поскольку входит в круг наиболее существенных проблем возра-
стной психогенетики, или психогенетики развития, — науки, изуча-
ющей природу межиндивидуальной изменчивости психологических
особенностей человека в процессе онтогенеза. Отличия этого направ-
ления от реализуемого в генетике развития простираются от несовпа-
дения объекта исследования до различий в возможности обработки
результатов эксперимента и интерпретации данных (в обобщенном виде
эти отличия представлены в табл. 17.1).

Ви переглядаєте статтю (реферат): «НОРМАТИВНОЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ В РАЗВИТИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРИЗНАКОВ» з дисципліни «Психогенетика»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: ОСНОВНІ ПРИНЦИПИ, МЕТОДИ ТА ІНСТРУМЕНТИ РЕГУЛЮВАННЯ РИНКУ ПРАЦІ Т...
Необхідність, функції та завдання інституту банкрутства підприємс...
СТАТИСТИЧНЕ ВИВЧЕННЯ РУХУ ЧИСЕЛЬНОСТІ РОБОЧОЇ СИЛИ. ВИМІР СЕЗОННИ...
Дисконтований період окупності
ФОРМИ ТА ЗАГАЛЬНІ ПЕРЕДУМОВИ РЕОРГАНІЗАЦІЇ


Категорія: Психогенетика | Додав: koljan (05.02.2012)
Переглядів: 1126 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП