ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Психогенетика

НОРМАТИВНОЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ В РАЗВИТИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРИЗНАКОВ
Итак, генотип в процессе онтогенеза выполняет две функции: во-
первых, типизирует и, во-вторых, индивидуализирует развитие. Гене-
тические факторы ответственны за формирование единых для всей
человеческой популяции признаков (телесной организации, прямо-
хождения, универсальности руки, способности к речевой коммуни-
кации, высшим психическим функциям и т.д.), которые возникли в
результате антропогенеза. Они присущи всем здоровым людям, и в
онтогенезе каждого человека эти признаки реализуются благодаря
консервативной наследственности — фонду неизменных видовых при-
знаков, детерминируемых генотипом и не имеющих межиндивиду-
альной изменчивости.
Между тем человеческое разнообразие настолько велико, что не-
возможно встретить двух одинаковых людей (за исключением одно-
яйцевых близнецов). И это разнообразие тоже в значительной степени
может определяться наследственностью, поскольку наряду с консер-
вативным фондом генотип каждого человека содержит уникальное,
присущее только ему, сочетание генов. По некоторым данным, около

366
Рис. 17.1. Генетические и средовые факторы, определяющие формирова-
ние признака [по: 397].
60-70% генофонда каждого человека индивидуализировано. По об-
разному замечанию Р. Пломина, каждый человек — это уникальный
генетический эксперимент, который никогда не будет повторен [355].
Таким образом, при анализе генетической детерминации психичес-
кого развития человека также следует различать два относительно не-
зависимых аспекта: 1) формирование нормативных (универсальных,
общевидовых) закономерностей и 2) формирование межиндивиду-
альной вариативности в реализации этих закономерностей, т.е. фор-
мирование индивидуальных различий (рис. 17,1).
Для своей реализации генотип требует определенных условий сре-
ды. Его видоспецифическая часть (консервативный фонд наследствен-
ности) предусматривает наличие диапазона средовых условий, в ко-
торых возможно полноценное развитие человека как представителя
Homo Sapiens. При этом имеются в виду, с одной стороны, соответ-
ствующие видовым требованиям природные, экологические условия,
позволяющие удовлетворить базисные потребности организма (в пище,
безопасности и т.д.), а с другой — социальные, которые предусмат-
ривают необходимую заботу и поддержку со стороны взрослых, об-
щение со сверстниками, возможность присвоения социального опыта
и др. Необходимо подчеркнуть, что нормативное развитие допускает
довольно существенные колебания значимых факторов среды, в пре-
делах которых оно остается возможным.

367 Таблица 17.1
Характеристики двух типов генетических моделей [по: 278)
Характеристика Модели количествен-
ной генетики
Модели генетики
развития
Объект исследования популяции индивидуумы
Изучаемый феномен свойства и их
структура
биологические сис-
темы и компоненты
Изучаемые аспекты развития индивидуальные
различия
нормативное разви-
тие
Объяснительные структуры
и механизмы
генетические и
средовые компо-
ненты вариативно-
сти
регуляторные меха-
низмы, контроли-
рующие экспрессию
генов (транскрип-
цию, трансляцию)
Исследовательская методо-
логия
статистический
анализ индивиду-
альных различий
лабораторные экс-
перименты, вклю-
чающие генетичес-
кие манипуляции
Учитывают ли модели дей-
ствующие биологические
процессы?
нет да
Возможно ли математичес-
кое описание модели?
да не обязательно
Принимается ли аддитив-
ность развития?
да, в типичных
случаях
нет
Легко ли приложима модель
к эмпирическим исследова-
ниям развития человека?
да нет, хотя результа-
ты могут быть ин-
терпретированы
с этих позиций
Однако выход за пределы адаптивных возможностей организма
влечет за собой искажение нормативного развития и в крайних случа-
ях — его гибель, как, например, развитие эндемического кретинизма
при сильном недостатке йода в окружающей среде. То же самое каса-
ется требований к социальной среде: ребенок в условиях социальной
изоляции лишается возможности реализовать имеющиеся у него ви-
доспецифические способности к развитию высших психических фун-
кций, речевой коммуникации и т.д. Известно, что дети, в раннем
возрасте подвергшиеся социальной и когнитивной депривации, об-
наруживают существенные отклонения в психическом развитии, в

368 большинстве случаев необратимые. Следовательно, консервативный
фонд наследственности и экологически валидные природные и соци-
альные условия среды неразрывно взаимосвязаны.
Формирование индивидуально-психологических различий тоже
может быть связано с двумя источниками детерминации: генотипом и
средой (рис. 17.1). Но в этом случае речь идет о взаимодействии уни-
кальной части генотипа и индивидуально-специфической среды. (Ва-
риативность последней, однако, не должна выходить за пределы, до-
пускаемые нормативным развитием.) Таким образом, своеобразный
в каждом конкретном случае вариант развития (фенотип) любого ин-
дивидуального (в том числе психологического) признака может быть
результатом как уникальной генетической конституции, так и уни-
кального жизненного опыта.
Соотношение генотипических и средовых влияний в формирова-
нии индивидуальных различий (в отличие от нормативного развития)
является предметом многочисленных экспериментальных исследова-
ний, поскольку входит в круг наиболее существенных проблем возра-
стной психогенетики, или психогенетики развития, — науки, изуча-
ющей природу межиндивидуальной изменчивости психологических
особенностей человека в процессе онтогенеза. Отличия этого направ-
ления от реализуемого в генетике развития простираются от несовпа-
дения объекта исследования до различий в возможности обработки
результатов эксперимента и интерпретации данных (в обобщенном виде
эти отличия представлены в табл. 17.1).

Ви переглядаєте статтю (реферат): «НОРМАТИВНОЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ В РАЗВИТИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРИЗНАКОВ» з дисципліни «Психогенетика»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Дохідність на акцію
ЕКОНОМІЧНІ ТА СОЦІАЛЬНІ НАСЛІДКИ ІНФЛЯЦІЇ
Чиста теперішня вартість
Комп’ютерна телефонія — поняття і застосування
Что же такое 3G… 4G… и кто больше?


Категорія: Психогенетика | Додав: koljan (05.02.2012)
Переглядів: 1036 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП