ОБЩИЙ ПАТТЕРН ЭЭГ КАК ОБЪЕКТ ГЕНЕТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Устойчивость индивидуальных особенностей ЭЭГ побудила мно- гих исследователей уже на первых этапах развития электроэнцефалог- рафии искать наследственные причины возникновения индивидуаль- ного биоэлектрического паттерна мозга в целом. Нужно отметить, что весьма немногочисленные генетические исследования ЭЭГ как фено- мена проводились в двух направлениях. В одном из них изучалось на- следование паттерна ЭЭГ в целом, и тогда ЭЭГ выступает как каче-
19-1432 289 ственный (в генетическом смысле) признак, подобный, например, цвету глаз. В рамках другого направления оценивался вклад генотипа и среды в межиндивидуальную вариативность отдельных количествен- ных параметров, совокупность которых характеризует тот или иной вариант ЭЭГ. Ранние генетические исследования ЭЭГ как целостной характе- ристики касаются в основном индивидуально-типичной картины био- электрической активности в состоянии покоя. Большая их часть вы- полнена с применением близнецового метода. При этом и в ранних, и в некоторых более поздних работах исследователи пользовались методом «слепой» классификации электроэнцефалограмм, зарегист- рированных у близнецов или других родственников, когда квалифи- цированный специалист из общей массы отбирал ЭЭГ со сходным и несходным рисунком, а затем оценивал их идентичность у родствен- ников по степени совпадения «слепой» классификации с фактичес- кими данными. С помощью этого метода была установлена почти пол- ная идентичность рисунка ЭЭГ у МЗ близнецов и гораздо меньшее сходство — у ДЗ. Особого внимания заслуживает тот факт, что у МЗ близнецов, разлученных с раннего детства, наблюдается весьма высокое сходство паттернов ЭЭГ [208, 299]. На основе данных наблюдений было сдела- но заключение о значительной роли наследственных факторов в де- терминации индивидуальных особенностей рисунка ЭЭГ, взятого в целом, При этом роль генотипа в определении целостного паттерна ЭЭГ оказалась столь очевидной, что некоторые исследователи даже предлагали использовать ЭЭГ наряду с некоторыми анатомо-морфо- логическими особенностями для определения зиготности близнецов. Общий паттерн ЭЭГ обнаруживает генотипическую обусловлен- ность не только в состоянии спокойного бодрствования. Есть данные, что и во сне, когда ЭЭГ существенно изменяется (по характеру этих изменений выделяется пять стадий сна), можно констатировать опре- деленное влияние генотипа на общий рисунок ЭЭГ. Исследование ЭЭГ во время сна выявило значительное внутрипарное сходство динамики показателей ЭЭГ МЗ близнецов во сне. Причем МЗ близнецы обнару- живают конкордантность по периодической смене основных стадий сна, у ДЗ близнецов такого совпадения не наблюдается. При изучении внутрипарного сходства паттернов ЭЭГ во время 2-й стадии сна (на- личие в ЭЭГ «сонных веретен») и 4-й стадии (наличие дельта-ритма) было установлено значительно большее сходство МЗ близнецов по сравнению с ДЗ, коэффициенты наследуемости составляют 0,82 и 0,62 соответственно [317]. В отношении 5-й стадии — «парадоксально- го сна» (наличие в ЭЭГ высокочастотного бета-ритма, характерного для активного бодрствования) — данные менее однозначны. Возмож- но, однако, что это результат низкой воспроизводимости паттерна ЭЭГ в данной стадии сна от ночи к ночи.
290 Исследования такого рода имеют определенный интерес, однако существенную трудность представляет классификация записей ЭЭГ, которая даже при очень высокой квалификации специалиста-элект- рофизиолога сохраняет субъективный характер.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ОБЩИЙ ПАТТЕРН ЭЭГ КАК ОБЪЕКТ ГЕНЕТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ» з дисципліни «Психогенетика»