Известно, что рисунок (паттерн) ЭЭГ отличается значительной межиндивидуальной вариативностью как по ее общему виду, так и по отдельным признакам. Иначе говоря, несмотря на наличие некоторых общих для всех людей признаков (например, единого спектрального состава ЭЭГ), при соблюдении одинаковых условий регистрации эн- цефалограммы у разных испытуемых существенно различаются. В то же время индивидуально-специфический паттерн ЭЭГ каж- дого человека, сложившись к 15—18 годам, сохраняется на протяже-
286 нии всей жизни; некоторые изменения появляются только в пожилом возрасте (преимущественно у женщин). Начиная с первых работ по энцефалографии, отмечалась устойчивость и общего типа ЭЭГ, и ее отдельных параметров (альфа-индекса, средней частоты и др.). По- вторные регистрации ЭЭГ, сделанные в одних и тех же условиях с интервалом в недели, месяцы и даже годы, свидетельствуют о высо- кой внутрииндивидуальной воспроизводимости паттерна ЭЭГ у од- ного и того же человека. С развитием способов анализа ЭЭГ появились работы, демонстрирующие стабильность и более сложных ее характе- ристик, в первую очередь отдельных спектральных составляющих и спектра ЭЭГ в целом [33, 46]. Коэффициенты корреляции, характеризующие воспроизводимость параметров ЭЭГ при регистрации с интервалом от одного до четырех месяцев, могут достигать: максимальный — 0,96 для альфа-ритма, а минимальный — 0,51 для ритма бета-1. Вообще наибольшая стабиль- ность ЭЭГ, как правило, наблюдается у индивидов с высокой альфа- активностью. Это хорошо согласуется с мнением о том, что индиви- дуальная специфика ЭЭГ определяется главным образом параметра- ми альфа-активности. Однако более дифференцированный подход позволяет считать, что и индивидуализированность (межиндивидуальная вариативность) ЭЭГ, и стабильность (внутрииндивидуальная вариативность) различ- ны в разных параметрах ЭЭГ и в разных зонах регистрации. Так, ока- зывается, что наибольшие межиндивидуальные вариации наблюда- ются по общей амплитуде ЭЭГ и выраженности альфа-ритма, в мень- шей степени — по выраженности медленной и быстрой составляющих. Выраженность альфа-ритма варьирует от практически полного его отсутствия до сплошного монотонного альфа-ритма с правильными, почти синусоидальными колебаниями. Амплитуда ЭЭГ варьирует от сильно уплощенной кривой до высокоамплитудных колебаний пре- имущественно в альфа-диапазоне. Между этими крайними типами существуют многочисленные промежуточные варианты. Энергетичес- кие показатели ЭЭГ характеризуются чрезвычайно высоким разма- хом изменчивости: коэффициенты вариации в зависимости от зоны регистрации варьируют от 30-40% для бета-ритма до 50-80% для альфа-ритма. При этом максимальные значения индивидуализи- рованности и индивидуальной изменчивости характерны для альфа- ритма в затылочных зонах. Кроме того, высоко индивидуализирова- ны показатели альфа-ритма и бета-ритма в левой височной зоне [6, 139]. По-видимому, существуют также весьма значительные межинди- видуальные и межзональные различия в степени внутрииндивидуаль- ной воспроизводимости ритмов ЭЭГ. Другими словами, у разных лю- дей в различных зонах регистрации параметры ЭЭГ могут характери- зоваться разной степенью воспроизводимости от записи к записи.
287 В анализе периодической структуры локальной ЭЭГ используется автокорреляционная функция. На основе вычисления автокорреляци- онных функций строятся индивидуальные автокоррелограммы, отра- жающие соотношение периодических и случайных ритмических ком- понентов, а также может быть определен коэффициент периодично- сти ЭЭГ—К n/с. (отношение мощностей периодической и случайной составляющих). По этому показателю существуют устойчивые инди- видуальные различия: у одних испытуемых преобладает периодичес- кая составляющая, у других — случайная. При оценке межзонального взаимодействия ЭЭГ применяется анализ когерентности. Установлено, что средний уровень когерентно- сти, вычисленный для симметричных точек двух полушарий или двух точек одного полушария, является достаточно устойчивой и мало из- меняющейся по времени характеристикой при условии, что функци- ональное состояние человека в процессе проведения эксперимента существенно не меняется [46]. У разных испытуемых даже с сильно различающимися спектрами мощности ЭЭГ (например, с альфа-рит- мом или без него) вариативность среднего уровня когерентности двух точек мозга для спокойного бодрствования не превышает 20%. Иначе говоря, у всех здоровых людей с разными типами ЭЭГ имеется некий достаточно стабильный минимальный средний уровень связей элект- рической активности различных точек мозга. Средний уровень коге- рентности по отдельным ритмам (дельта, тэта, альфа, бета) в состо- янии покоя также характеризуется относительно высокой внутриин- дивидуальной воспроизводимостью. В совокупности все эти данные позволяют отнести общий паттерн ЭЭГ в покое, основные частотно-энергетические параметры ЭЭГ по- коя отдельных зон коры, а также показатели взаимодействия этих зон (когерентность) к числу индивидуально устойчивых свойств головно- го мозга. Последнее дает основание для проведения генетических ис- следований, целью которых является выяснение роли генотипа и сре- ды в их формировании.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «СТАБИЛЬНОСТЬ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭЭГ» з дисципліни «Психогенетика»