ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Психогенетика

ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД
Как уже упоминалось, первая работа по генетике
психологических признаков «Наследственный гений»
(1869) Ф. Гальтона посвящена анализу родословных вы-
дающихся людей. Иначе говоря, в ней использован ге-
неалогический метод, т.е. метод исследования семей. Он
основан на простой логике: если какой-либо признак
кодируется в генах, то, чем ближе родство (т.е. чем боль-
ше одинаковых генов), тем более похожими друг на
друга по данному признаку должны быть эти люди. Вот
почему обязательное условие использования генеало-
гического метода — наличие родственников первой
степени родства, образующих так называемую нукле-
арную («ядерную») семью; к ним относятся пары ро-
дитель-потомок и сиблинг-сиблинг; они — и только
они — имеют в среднем 50% общих генов. Далее, с
уменьшением степени родства, уменьшается доля об-
щих генов, и, по схеме метода, должно снижаться сход-
ство людей, Чем больше поколений включает в себя
генеалогическое древо и чем шире круг родственни-
ков, т.е. чем оно обширнее, тем надежнее должны быть
получаемые результаты.
Для составления генеалогических древ существуют
определенные правила и символы (рис. 7.1). Человек,
ради которого собирается родословная (например, об-
ладающий какой-либо редкой способностью или, в
медицинской генетике, предположительно наследствен-
ным заболеванием), называется пробандом. Члены ро-

159
160
дословной располагаются но поколениям-строкам, которые, в случае
необходимости, обозначаются слева римскими цифрами: от предыду-
щих поколений — к более поздним; дети в каждой семье — слева
направо по порядку рождения, они обозначаются либо номерами,
либо годами жизни.
Для некоторых задач, например психотерапевтических, кроме родствен-
ных отношений важно знать и типы диадических взаимоотношений; тогда на
генеалогическом древе можно обозначить и их. Такое изображение некото-
рые исследователи предлагают называть генограммой. «Генограмма — это
формат для изображения семейного древа, которое регистрирует информа-
цию о членах семьи и их связях по крайней мере в пределах трех поколений.
Генограмма изображает семейную информацию графически таким спосо-
бом, который дает образ комплексного семейного паттерна и является до-
полнительным источником для предположения о том, как клиническая про-
блема может быть связана с семейным контекстом и с динамикой одного и
другого по времени» [333]. Такая генограмма фиксирует и структуру семьи, и
взаимоотношения внутри нее. Предлагая для обозначения последних графи-
ческие символы (рис. 7.2), М. Макголдрик и Р. Герсон пишут, что, несмотря на
неопределенность многих дескрипторов внутрисемейных отношений (напри-
мер, что считать «конфликтными» отношениями?) и даже на разное понимание
одного и того же психологического феномена медиками, принадлежащими к
разным традициям врачевания, эти символы в клинической практике полезны.
В дифференциальной психологии и психогенетике таких работ,
по-видимому, нет, но эта графическая методика может быть безус-
ловно полезна для анализа специфической внутрисемейной среды
(например, среды сиблингов и других семейных диад), которая выде-
ляется в психогенетическом исследовании.
Однако разрешающая способность генеалогического метода как
способа выделения генетического и средового компонентов феноти-
пической дисперсии психологического признака очень невелика. Рас-
смотрим, например, генеалогию семьи Бернулли, давшей миру не-
скольких выдающихся математиков (рис. 7.3).
Конечно, такая «плотность» математиков в одной семье наводит на мысль
о том, что существует какая-то «материальная» передача задатков математи-
ческих способностей из поколения в поколение, Однако есть и другие обсто-
ятельства: Якоб I был учителем младшего брата— Иоганна I и племянника —
Николаса I; Иоганн I регулярно проводил «приватные коллегии» — читал лек-
ции у себя дома, и среди постоянных слушателей были его сыновья Николас II,
Даниил I, Иоганн II; одна из книг Николаса I в значительной мере базируется
на идеях его дяди и учителя Якоба I; Николас II обучал математике младшего
брата Даниила I; последний активно привлекал к своей работе племянников
Даниила II и Якоба II; Иоганн II! учился математике у своего отца Иоганна II
(как и его младший брат Якоб II) и дяди Даниила I. Кроме того, многие члены
этой семьи имели общий круг друзей — известных математиков; супруги
некоторых из них тоже принадлежали к этому кругу. В такой ситуации, веро-
ятно, вполне обоснованно предположение, что математикой была насыщена
вся атмосфера этой семьи. Иначе говоря, имела место не только биологичес-

11-1432 161
Рис. 7.3. Математики семьи Бернулли. В родословной изображены только
члены семьи, занимавшиеся математикой, за исключением Николаса,
основателя рода, не бывшего математиком, и двух не-математиков (пун-
ктир). Поскольку в семье много повторяющихся имен, они снабжены
номерами [по: 121].
кая, но и отчетливая культурная преемственность («социальная наследствен-
ность», по Н.П. Дубинину).
Еще труднее «развести» в семейном исследовании влияния двух
этих факторов, когда речь идет не о специальной способности, ска-
жем, музыкальной, математической и т.д., а об особенностях интел-
лекта, памяти, внимания и о других непрерывно распределенных пси-
хологических признаках. Коэффициенты корреляции по IQ в парах
родитель-ребенок колеблются в работах разных авторов в очень ши-
роких пределах — от 0,20 до 0,80, со средней величиной около 0,50
[248,130, 132]. Эта величина, с одной стороны, соответствует просто-
му генетическому ожиданию; исходя из того, что родители и дети
имеют в среднем 50% общих генов, наследуемость должна прибли-
жаться к 0,5. Однако многократно показана чрезвычайная важность и
раннего опыта ребенка, и количества и качества общения его с мате-
рью и другими членами семьи, и семейных традиций, т.е. широкого
спектра внешних средовых условий развития ребенка. Хорошо извест-

162 на связь социоэкономического уровня семьи или продолжительности
школьного обучения с результатами тестирования интеллекта детей.
И даже такие формальные характеристики, как параметры семейной
конфигурации (количество детей, порядковый номер рождения, ин-
тервал между рождениями), оказываются небезразличными для ин-
дивидуализации ребенка — и в когнитивной, и в личностной сфере.
Вследствие этого констатируемое в исследовании сходство членов
нуклеарной семьи по психологическим признакам может иметь и ге-
нетическое, и средовое происхождение. То же можно сказать и о сни-
жении сходства при снижении степени родства: как правило, в таком
случае мы имеем дело с разными семьями, т.е. речь идет об уменьше-
нии не только количества общих генов, но и о разной семейной среде.
Это означает, что снижение сходства в парах людей, связанных более
далеким родством, тоже не является доказательством генетической
детерминации исследуемого признака; в таких парах ниже генетичес-
кая общность, но одновременно выше средовые различия.
Все это приводит к выводу о том, что семейное исследование само
по себе, без объединения с другими методами, имеет очень низкую
разрешающую способность и не позволяет надежно «развести» гене-
тический и средовый компоненты дисперсии психологического при-
знака. Хотя, будучи объединены с другими методами, например с
близнецовым, семейные данные позволяют решать вопросы, которые
без них решать невозможно (например, уточнять тип наследственной
передачи — аддитивный или доминантный), или контролировать сре-
довые переменные (к примеру, общесемейную и индивидуальную
среду, эффект близнецовости). (Об этом — в гл. VIII.)

Ви переглядаєте статтю (реферат): «ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД» з дисципліни «Психогенетика»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Аудит оборотних засобів, інших необоротних матеріальних активів. ...
Класична теорія фінансування
ЗМІСТ ТА ОСНОВНІ ЗАВДАННЯ ФІНАНСОВОЇ ДІЯЛЬНОСТІ СУБ’ЄКТІВ ГОСПОДА...
РОЗРАХУНКИ В ІНВЕСТИЦІЙНІЙ СФЕРІ
Аудит податків. Мета і завдання аудиту


Категорія: Психогенетика | Додав: koljan (04.02.2012)
Переглядів: 1251 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП