ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Психогенетика

ГС-ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Как уже упоминалось, механизм ГС-взаимодействия коренным
образом отличается от механизма ГС-корреляции. Последняя описы-
вает совпадение «направлений», в которых действуют генотип и сре-
да, формируя ту или иную черту, причем их влияния всегда аддитив-
ны; это — мера «выражаемости» генотипа в определенных средовых
условиях. ГС-взаимодействие описывает чувствительность генотипа к
разного рода средам; это — механизм формирования одним и тем же
генотипом разных фенотипов в разных средах.
Например, индивидуумы, генетически предрасположенные к раз-
витию того или иного заболевания, фенотипически не будут прояв-
лять никаких признаков болезни только до тех пор, пока среда, в
которой они находятся, не содержит патогенный фактор; индивидуу-
мы же, генетически не предрасположенные к развитию данного забо-
левания, не будут его обнаруживать даже при наличии патогенного
триггера в среде. Иными словами, патогенный фактор будет по-раз-
ному влиять на носителей гена заболевания и на тех, в чьем генотипе
этот патогенный ген не представлен.
Фенилкетонурия может служить одной из наиболее хорошо известных
иллюстраций механизма работы ГС-взаимодействия. Присутствие фенил-
аланина в пище ребенка оказывает принципиально разное влияние на его
организм в зависимости от того, является он гетеро- или гомозиготой по
ФКУ-аллелю (мутантному гену Phe), Ребенок, генотип которого гомозиготен
по этому аллелю, не способен усваивать аминокислоту фенилаланин, потому
и компоненты несостоявшегося метаболизма накапливаются в организме
ребенка, вредно влияя на его развивающийся мозг. Оказывается, что если
ФКУ диагностирована очень рано (это возможно даже пренатально), то ре-
бенку можно назначить строгую диету, полностью исключающую фенилала-
нин-содержащие продукты из его рациона и тем самым предотвращающую
развитие умственной отсталости. Иначе говоря, если ген-носитель патоло-

155 гического признака не получает необходимой для него «среды», то форми-
руется иной, в данном случае здоровый фенотип. Но диета, содержащая
чрезвычайно низкое количество фенилаланина, не играет никакой роли
(т.е. ничего не меняет) в развитии тех детей, которые не являются гомози-
готами по аллелю ФКУ. Фенилаланин, однако, не представляет собой ника-
кой угрозы для детей-носителей по крайней мере одного нормального (здо-
рового) аллеля гена Phe. Одна из главных задач генетики поведения — об-
наружение путей, а также причин и следствий подобного ГС-взаимодействия.
Аналогично этому если бы было обнаружено, что генетическая
предрасположенность к высоким показателям по IQ актуализируется
по-разному в разных средах, то было бы основание говорить о
ГС-взаимодействии по признаку интеллекта.
Несмотря на то что биология и медицина располагают множе-
ством примеров значимости ГС-взаимодействия при формировании
индивидуальных различий по самым разным медицинским призна-
кам, до сих пор имеется относительно немного свидетельств того,
что подобные взаимодействия существенным образом влияют на раз-
витие психологических качеств. Например, в недавно опубликован-
ном сообщении о новых результатах, полученных в рамках Колорад-
ского исследования приемных детей, указывается, что количество
ГС-взаимодействий, обнаруженных в этой работе, не превышало
величины, ожидаемой просто в соответствии с законом случайных
чисел [362].
Такое состояние дел можно объяснить, во-первых, тем, что для
сложных мультифакторных признаков (признаков, которые находят-
ся под влиянием многих генов и многих средовых факторов) задача
нахождения ГС-взаимодействия намного более сложна, чем обнару-
жение ГС-взаимодействия в рамках системы, включающей один (глав-
ный) ген, который сегрегирует (расщепляется) согласно законам
Менделя. Во-вторых, для изучения ГС-взаимодействий, как и для
ГС-корреляций, необходимы большие выборки, что сильно затруд-
няет задачу их обнаружения [442]. В-третьих, было высказано пред-
положение о том, что ГС-взаимодействия для психологических при-
знаков представляют собой нелинейные эффекты: их роль существенна
только на краях распределения и относительно незначительна для
его большей части [429]. Причем эта гипотеза может быть адекватна
как для экстремальных значений генотипа, так и для экстремальных
значений среды. Например, ГС-взаимодействия могут ярко проявить
себя в чрезвычайно обедненных средовых условиях (голод, война,
нищета), но остаться незамеченными (т.е. не проявить себя) при изу-
чении признака в «нормальных» средовых условиях. Наконец, стати-
стически задача определения ГС-взаимодействий является нетриви-
альной, и возможно, что адекватные статистические инструменты,
позволяющие выявлять и измерять эти взаимодействия, еще просто
не разработаны.

156 Приведем несколько примеров исследований, результаты которых сви-
детельствуют в пользу значимости ГС-взаимодействия в развитии и прояв-
лении межиндивидуальной изменчивости по психологическим признакам.
В двух исследованиях, выполненных методом приемных детей [197, 212], было
установлено, что частота встречаемости асоциального поведения среди под-
ростков особенно высока в тех случаях, когда родители в обеих семьях
(биологической и приемной) имели асоциальные эпизоды в жизни. Иными
словами, предрасположенность к асоциальному типу поведения, унаследо-
ванная этими подростками от их биологических родителей, проявилась ярче
в результате того, что среда их приемных семей тоже была криминогенной.
Еще один подобный пример — результат исследования клинического рас-
стройства поведения у подростков, также выполненного с использованием
метода приемных детей [223]. Генетический риск подростков в этом иссле-
довании обозначался наличием диагноза асоциальной личности или нарко-
мании у биологических родителей, а средовый риск — наличием у приемных
родителей психиатрических проблем, нарушением ими правопорядка или
фактом развода. Те приемные дети, которые унаследовали неблагополучную
генетическую предрасположенность от своих родителей, оказались более чув-
ствительными к средовым факторам риска, чем дети, рожденные в неотяго-
щенных семьях.
Исследования ГС-взаимодействий проводились и с использова-
нием близнецового метода. Так, в исследовании факторов риска для
развития депрессии было обнаружено, что близнецы- члены генети-
чески отягощенных пар более чувствительны к средовым факторам
риска, чем члены неотягощенных пар [307]. Одним из методических
приемов, применяемых для определения значимости ГС-взаимодей-
ствия в рамках метода близнецов, служит подсчет коэффициентов
наследуемости в разных группах близнецов, отличающихся по како-
му-то признаку. Например, было показано, что наследуемость алко-
голизма выше у незамужних женщин, чем у замужних [285]. Очевид-
но, это свидетельствует о том, что предрасположенность к алкоголиз-
му ярче проявляется у одиноких женщин.
* * *
Задача психогенетики — выяснение не только наследственных,
но и средовых причин формирования различий между людьми по пси-
хологическим признакам. Результаты современных психогенетических
исследований дают информацию о механизмах действия среды в та-
кой же, если не в большей, степени, как и о механизмах действия
генотипа. В общей форме можно утверждать, что основная роль в фор-
мировании межиндивидуальной изменчивости по психологическим
признакам принадлежит индивидуальной (уникальной) среде. Осо-
бенно высока ее роль для личностных и психопатологических призна-
ков. Все больший акцент в психогенетических исследованиях ставится

157 на необходимости изучения генотип-средовых эффектов (ГС-корре-
ляции и ГС-взаимодействия). В процессе индивидуального развития
последовательно реализуются разные варианты ГС-корреляции: для
ранних этапов развития типична, в основном, пассивная ГС-корре-
ляция, затем, когда индивидуальные черты ребенка начинают прояв-
ляться, она становится в основном реактивной, и, наконец, на более
поздних этапах развития все большую роль играет активная ГС-корре-
ляция. Предполагается также, что ГС-взаимодействие, отражающее
чувствительность данного генотипа к конкретным средовым услови-
ям, имеет весьма существенное значение в развитии индивидуально-
сти человека, особенно для групп людей, значения которых по иссле-
дуемым признакам находятся на краях распределений значений этих
признаков в популяциях.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «ГС-ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ» з дисципліни «Психогенетика»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Ліцензування банківської діяльності
Еволюція стандартів стільникового зв'язку
Використання електронної пошти в бізнесі та її стандарти
Аудит орендованих необоротних активів
Кредитоспроможність позичальника та основні джерела інформації дл...


Категорія: Психогенетика | Додав: koljan (04.02.2012)
Переглядів: 678 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП