ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Психогенетика

ГС-ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Как уже упоминалось, механизм ГС-взаимодействия коренным
образом отличается от механизма ГС-корреляции. Последняя описы-
вает совпадение «направлений», в которых действуют генотип и сре-
да, формируя ту или иную черту, причем их влияния всегда аддитив-
ны; это — мера «выражаемости» генотипа в определенных средовых
условиях. ГС-взаимодействие описывает чувствительность генотипа к
разного рода средам; это — механизм формирования одним и тем же
генотипом разных фенотипов в разных средах.
Например, индивидуумы, генетически предрасположенные к раз-
витию того или иного заболевания, фенотипически не будут прояв-
лять никаких признаков болезни только до тех пор, пока среда, в
которой они находятся, не содержит патогенный фактор; индивидуу-
мы же, генетически не предрасположенные к развитию данного забо-
левания, не будут его обнаруживать даже при наличии патогенного
триггера в среде. Иными словами, патогенный фактор будет по-раз-
ному влиять на носителей гена заболевания и на тех, в чьем генотипе
этот патогенный ген не представлен.
Фенилкетонурия может служить одной из наиболее хорошо известных
иллюстраций механизма работы ГС-взаимодействия. Присутствие фенил-
аланина в пище ребенка оказывает принципиально разное влияние на его
организм в зависимости от того, является он гетеро- или гомозиготой по
ФКУ-аллелю (мутантному гену Phe), Ребенок, генотип которого гомозиготен
по этому аллелю, не способен усваивать аминокислоту фенилаланин, потому
и компоненты несостоявшегося метаболизма накапливаются в организме
ребенка, вредно влияя на его развивающийся мозг. Оказывается, что если
ФКУ диагностирована очень рано (это возможно даже пренатально), то ре-
бенку можно назначить строгую диету, полностью исключающую фенилала-
нин-содержащие продукты из его рациона и тем самым предотвращающую
развитие умственной отсталости. Иначе говоря, если ген-носитель патоло-

155 гического признака не получает необходимой для него «среды», то форми-
руется иной, в данном случае здоровый фенотип. Но диета, содержащая
чрезвычайно низкое количество фенилаланина, не играет никакой роли
(т.е. ничего не меняет) в развитии тех детей, которые не являются гомози-
готами по аллелю ФКУ. Фенилаланин, однако, не представляет собой ника-
кой угрозы для детей-носителей по крайней мере одного нормального (здо-
рового) аллеля гена Phe. Одна из главных задач генетики поведения — об-
наружение путей, а также причин и следствий подобного ГС-взаимодействия.
Аналогично этому если бы было обнаружено, что генетическая
предрасположенность к высоким показателям по IQ актуализируется
по-разному в разных средах, то было бы основание говорить о
ГС-взаимодействии по признаку интеллекта.
Несмотря на то что биология и медицина располагают множе-
ством примеров значимости ГС-взаимодействия при формировании
индивидуальных различий по самым разным медицинским призна-
кам, до сих пор имеется относительно немного свидетельств того,
что подобные взаимодействия существенным образом влияют на раз-
витие психологических качеств. Например, в недавно опубликован-
ном сообщении о новых результатах, полученных в рамках Колорад-
ского исследования приемных детей, указывается, что количество
ГС-взаимодействий, обнаруженных в этой работе, не превышало
величины, ожидаемой просто в соответствии с законом случайных
чисел [362].
Такое состояние дел можно объяснить, во-первых, тем, что для
сложных мультифакторных признаков (признаков, которые находят-
ся под влиянием многих генов и многих средовых факторов) задача
нахождения ГС-взаимодействия намного более сложна, чем обнару-
жение ГС-взаимодействия в рамках системы, включающей один (глав-
ный) ген, который сегрегирует (расщепляется) согласно законам
Менделя. Во-вторых, для изучения ГС-взаимодействий, как и для
ГС-корреляций, необходимы большие выборки, что сильно затруд-
няет задачу их обнаружения [442]. В-третьих, было высказано пред-
положение о том, что ГС-взаимодействия для психологических при-
знаков представляют собой нелинейные эффекты: их роль существенна
только на краях распределения и относительно незначительна для
его большей части [429]. Причем эта гипотеза может быть адекватна
как для экстремальных значений генотипа, так и для экстремальных
значений среды. Например, ГС-взаимодействия могут ярко проявить
себя в чрезвычайно обедненных средовых условиях (голод, война,
нищета), но остаться незамеченными (т.е. не проявить себя) при изу-
чении признака в «нормальных» средовых условиях. Наконец, стати-
стически задача определения ГС-взаимодействий является нетриви-
альной, и возможно, что адекватные статистические инструменты,
позволяющие выявлять и измерять эти взаимодействия, еще просто
не разработаны.

156 Приведем несколько примеров исследований, результаты которых сви-
детельствуют в пользу значимости ГС-взаимодействия в развитии и прояв-
лении межиндивидуальной изменчивости по психологическим признакам.
В двух исследованиях, выполненных методом приемных детей [197, 212], было
установлено, что частота встречаемости асоциального поведения среди под-
ростков особенно высока в тех случаях, когда родители в обеих семьях
(биологической и приемной) имели асоциальные эпизоды в жизни. Иными
словами, предрасположенность к асоциальному типу поведения, унаследо-
ванная этими подростками от их биологических родителей, проявилась ярче
в результате того, что среда их приемных семей тоже была криминогенной.
Еще один подобный пример — результат исследования клинического рас-
стройства поведения у подростков, также выполненного с использованием
метода приемных детей [223]. Генетический риск подростков в этом иссле-
довании обозначался наличием диагноза асоциальной личности или нарко-
мании у биологических родителей, а средовый риск — наличием у приемных
родителей психиатрических проблем, нарушением ими правопорядка или
фактом развода. Те приемные дети, которые унаследовали неблагополучную
генетическую предрасположенность от своих родителей, оказались более чув-
ствительными к средовым факторам риска, чем дети, рожденные в неотяго-
щенных семьях.
Исследования ГС-взаимодействий проводились и с использова-
нием близнецового метода. Так, в исследовании факторов риска для
развития депрессии было обнаружено, что близнецы- члены генети-
чески отягощенных пар более чувствительны к средовым факторам
риска, чем члены неотягощенных пар [307]. Одним из методических
приемов, применяемых для определения значимости ГС-взаимодей-
ствия в рамках метода близнецов, служит подсчет коэффициентов
наследуемости в разных группах близнецов, отличающихся по како-
му-то признаку. Например, было показано, что наследуемость алко-
голизма выше у незамужних женщин, чем у замужних [285]. Очевид-
но, это свидетельствует о том, что предрасположенность к алкоголиз-
му ярче проявляется у одиноких женщин.
* * *
Задача психогенетики — выяснение не только наследственных,
но и средовых причин формирования различий между людьми по пси-
хологическим признакам. Результаты современных психогенетических
исследований дают информацию о механизмах действия среды в та-
кой же, если не в большей, степени, как и о механизмах действия
генотипа. В общей форме можно утверждать, что основная роль в фор-
мировании межиндивидуальной изменчивости по психологическим
признакам принадлежит индивидуальной (уникальной) среде. Осо-
бенно высока ее роль для личностных и психопатологических призна-
ков. Все больший акцент в психогенетических исследованиях ставится

157 на необходимости изучения генотип-средовых эффектов (ГС-корре-
ляции и ГС-взаимодействия). В процессе индивидуального развития
последовательно реализуются разные варианты ГС-корреляции: для
ранних этапов развития типична, в основном, пассивная ГС-корре-
ляция, затем, когда индивидуальные черты ребенка начинают прояв-
ляться, она становится в основном реактивной, и, наконец, на более
поздних этапах развития все большую роль играет активная ГС-корре-
ляция. Предполагается также, что ГС-взаимодействие, отражающее
чувствительность данного генотипа к конкретным средовым услови-
ям, имеет весьма существенное значение в развитии индивидуально-
сти человека, особенно для групп людей, значения которых по иссле-
дуемым признакам находятся на краях распределений значений этих
признаков в популяциях.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «ГС-ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ» з дисципліни «Психогенетика»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Аудит внесків на загальнообов’язкове державне соціальне страхуван...
ЗБІЛЬШЕННЯ ВИРУЧКИ ВІД РЕАЛІЗАЦІЇ
Мешканці верхніх поверхів старіють швидше, ніж їх сусіди знизу
СПІРНІ ПИТАННЯ, ЯКІ СУПРОВОДЖУЮТЬ ЗМЕНШЕННЯ СТАТУТНОГО ФОНДУ ГОСП...
СУТЬ ТА КРИТЕРІЇ ЕФЕКТИВНОСТІ СОЦІАЛЬНОЇ ДІЯЛЬНОСТІ


Категорія: Психогенетика | Додав: koljan (04.02.2012)
Переглядів: 705 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП