ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Психогенетика

ИСТОЧНИКИ РАЗЛИЧИЙ В ИНДИВИДУАЛЬНОЙ СРЕДЕ («ПРИРОДА СРЕДЫ»)
Несмотря на то что первое исследование на эту тему было опуб-
ликовано лишь около 10 лет назад, сегодня, в результате проведения
нескольких исследований, выполненных с помощью разных психоге-
нетических методов, собрано значительное количество информации,
указывающей на то, что разнообразие средовых характеристик в зна-
чительной мере объясняется генотипическим разнообразием живущих
в этих средах людей. Большинство средовых характеристик, изучаемых
в рамках данного блока исследований, составляют параметры общей
(разделенной) семейной среды [357]. Каким же образом характерис-
тики семейной среды испытывают генетические влияния? Выделяют-
ся три разных источника таких влияний.
Во-первых, многие параметры среды представляют собой субъек-
тивные оценки (данные испытуемыми) того, как они воспринимают
тот или иной показатель среды. Ясно, что субъективное восприятие
характеристик среды может опосредоваться характеристиками чело-
века, в формирование которых вовлечен и его генотип, т.е. реально
оно может быть проекцией собственного «Я» на компоненты среды.
Например, людям, отличающимся гиперсензитивностью и подозри-
тельностью, свойственно приписывать поведению других людей не-
дружелюбные мотивы, хотя объективно оно совершенно нейтрально.
В этом случае та переменная, которая должна считаться характерис-
тикой среды (недружелюбное поведение других людей), реально не-
сет на себе отпечаток личности,человека-эксперта, а не субъектов
оцениваемого поведения. Иначе говоря, в этом случае речь идет о
генетических влияниях не на формирование объективно существую-
щих особенностей среды, а на их субъективную оценку экспертами.
Эта проблема разрешима, если заключения о среде делаются нейт-
ральным (независимым) по отношению к данной среде исследовате-
лем по набору пунктов, одинаковых для всех сравниваемых сред (на-
пример, все семьи в каком-то исследовании сравниваются независи-
мыми наблюдателями по одним и тем же параметрам).
Во-вторых, в тех показателях, которые свободны от субъективно-
сти экспертных оценок, генетические факторы могут влиять на фор-
мирование индивидуальной среды через субъективные модели среды,
индивидуализацию эмоциональных откликов и т.д., т.е. всех тех осо-
бенностей среды, в которые включена генетическая индивидуальность
человека. Например, некоторые люди ведут себя таким образом, что
их поведение постоянно вовлекает их в цепочку конфликтов, приво-
дит к разводу в семье, потере работы или разрыву с друзьями. Такое
событие, как развод, само по себе не наследуемо, однако приводят к
разводу определенные типы поведения, и индивидуальные различия
по ним могут объясняться генотипическими влияниями. Другими сло-

149 вами, вероятнее всего, существуют генетически детерминированные
индивидуальные особенности, приводящие человека к выбору (не
обязательно осознанному!) определенных средовых условий, кото-
рые, в свою очередь, становятся факторами развития тех или иных
психологических черт.
В-третьих, то, что сегодня известно о ГС-корреляциях, позволяет
исследователям формулировать гипотезу, согласно которой средовые
факторы возникновения различных психопатологий тоже опосреду-
ются генетически, Так, например, психопатологическое расстройство
личности одного из родителей обычно связывается с конфликтнос-
тью в семье и агрессивным поведением этого родителя по отношению
к детям. Такие характеристики в совокупности создают определенную
семейную среду, которая уже сама по себе служит фактором риска
для развития психопатологических расстройств у детей, воспитываю-
щихся в такой семье. Однако в том случае, если расстройство лично-
сти одного из родителей имеет генетическое происхождение, с опре-
деленной вероятностью дети этого родителя унаследуют соответству-
ющие гены. Как в таких случаях определить, что же является фактором
риска для ребенка — семейная среда, генотип, унаследованный от
больного родителя, или и то, и другое? Результаты генетических ис-
следований показывают, что, даже в том случае, когда действие сре-
довых факторов риска имеет действительно угрожающий характер,
определенная доля этого риска является генетической по своему про-
исхождению. Центральный вопрос в таких ситуациях — не что пер-
вично и что вторично, а каким образом взаимодействие этих двух
факторов ведет к повреждению нормального механизма развития ре-
бенка и формированию психопатологий.
И еще одно замечание. Возникновение ГС-корреляции — под-
линный продукт взаимодействия генотипа и среды. Иными словами,
ГС-корреляция может отражать влияния как среды на индивидуаль-
ность, так и индивидуальности на среду. «Развести» эти два типа эф-
фектов хотя и очень трудно, но возможно — при использовании лон-
гитюдного метода или статистического моделирования гено-средо-
вых взаимодействий.
Приведем несколько иллюстраций. Начнем с данных, полученных
методом наблюдения. В одном из психогенетических исследований сре-
довых показателей по ДОМу, проведенных методом приемных детей
[210], корреляции в группах приемных и биологических сиблингов
подсчитывались дважды: первый раз — когда дети были годовалыми,
а второй раз — когда им исполнилось по два года. Как в первом, так и
во втором возрастных срезах корреляции по ДОМу между родными
сиблингами были значительно выше, чем между сводными (0,58 и
0,57 для родных по сравнению с 0,35 и 0,40 для приемных), свиде-
тельствуя о наличии генетического компонента в фенотипической
дисперсии по этому признаку.

150 В других исследованиях, также основывавшихся на методе наблю-
дения, изучались характеристики взаимодействия между матерью и
ребенком. Использовался как близнецовый метод [328, 329], так и
метод приемных детей [243]. Результаты также показали присутствие
генетической составляющей в фенотипической дисперсии, описыва-
ющей индивидуальные различия в материнских стилях взаимодействия
с ребенком. В близнецовом исследовании интеракции, инициирован-
ные матерью, и интеракции, инициатором которых был ребенок,
кодировались с видеопленки и анализировались по отдельности как
интеракции двух разных типов. Величина генетической составляющей
была значительно выше для взаимодействий, инициируемых ребен-
ком, что закономерно, так как в данном исследовании близнецами
были дети, а не родители. Это наблюдение позволило сделать вывод о
том, что психогенетические методы успешно обнаруживают только
те генетические влияния на поведение родителей, которые отражают
генетически детерминируемые поведенческие различия у их детей. Если
бы аналогичное исследование было проведено с родителями-близне-
цами (например, исследование стилей взаимодействия родителей-близ-
нецов с их младенцами), то результаты были бы, скорее всего, обрат-
ными, т.е. генетические составляющие были бы более значительны
для интеракций, инициируемых родителями, и менее значительны
для интеракций, которые начинают младенцы.
В упоминавшейся программе «Уникальная Среда и Развитие Под-
ростков (УСРП)» сравнивались шесть групп сиблингов подросткового
возраста (МЗ и ДЗ близнецы, родные братья и сестры в полных семь-
ях, полусиблинги, имеющие только одного общего родителя, и при-
емные сиблинги). Интеракции в парах родителей и детей (т.е. 4 интер-
акции для каждой семьи: папа — сиблинг 1, папа — сиблинг 2, мама —
сиблинг 1 и мама — сиблинг 2), направленные на разрешение конф-
ликта, возникшего между членами диады, были записаны на видео-
пленку (результаты исследования см. в табл. 6.3). Значимые коэффици-
енты наследуемости были найдены для всех показателей, однако их
значения были выше для интеракций, инициированных подростка-
ми, и ниже- для интеракций, начатых родителями.
В течение последних нескольких лет психогенетика накопила дан-
ные о характеристиках среды, сведения о которых были собраны ме-
тодом опроса. Кстати сказать, большинство психогенетических ис-
следований среды проводится с применением именно опросников,
и только очень немногие исследователи используют другие психоло-
гические методы (например, метод наблюдения). Опросники, посколь-
ку они основаны на субъективном восприятии характеристик среды,
абсорбируют генетическую изменчивость, объясняющую индивиду-
альные различия респондентов в восприятии одних и тех же средовых
параметров.

151 Таблица 6.3
Оценки наследуемости особенностей взаимодействия между родителями
и подростками, полученные методами наблюдения
Инициатор
взаимодействий
Респондент Характер
взаимодействий
Коэффициент
наследуемости
+ 0,59 Подросток Мать
— 0,48
+ 0,64 Подросток Отец
— 0,52
+ 0,18 Мать Подросток
— 0,38
+ 0,18 Отец Подросток
0,24
Примечание. Здесь и далее (в табл. 6.4, 6.5) коэффициенты наследуемости по-
лучены методом перебора моделей.
«+» — положительное взаимодействие; «—» — негативное.
Таблица 6.4
Оценки наследуемости особенностей взаимодействия между родителями
и подростками, полученные методом опроса
Оценивающий Оцениваемый Характер
взаимодействий
Коэффициент
наследуемости
+ 0,30 Подросток Мать
- 0,40
+ 0,56 Подросток Отец
- 0,23
+ 0,38 Мать Мать
— 0,53
+ 0,22 Отец Отец
— 0,30
«+» положительное взаимодействие; «—» отрицательное взаимодействие.
В психогенетике средовые опросники впервые были использованы
при исследовании восприятия подростками их семейных средовых ус-
ловий [382, 383]. Результаты этих исследований указали на существен-
ную генетическую составляющую в восприятии подростками приятия/

152 неприятия их родителями и отсутствие генетических влияний на вос-
приятие степени родительского контроля и его особенностей (напри-
мер, его направленности).
В проекте УСРП одной из исходных задач было исследование вклада
индивидуального генотипа в изменчивость характеристик среды. Ге-
нетическая составляющая была обнаружена в каждой из суммарных
измерений характеристик среды (табл. 6.4). Среди 12 индивидуальных
шкал, которые вошли в состав суммарных показателей, наиболее вы-
сокий вклад наследственности был получен для шкалы близости (ин-
тимности, эмоциональной поддержки), который составил примерно
0,50 для близости и с матерью, и с отцом. Влияние генотипа на вос-
приятие подростками степени и специфического характера родитель-
ского контроля здесь оказалось невысоким. В рамках данного проекта
оценивались также родительские представления об их собственных
стилях общения с подростками (эти корреляции приведены в нижней
половине табл. 6.4). Коэффициенты наследуемости, которые опреде-
лены на основе оценок, данных родителями их собственному поведе-
нию, оказались аналогичными тем, которые были получены по отче-
там подростков.
В нескольких психогенетических исследованиях были получены
результаты, свидетельствующие о наличии генетической составляю-
щей в вариативности оценок общесемейной среды. Среди них — ис-
следование близнецов, разлученных при рождении. Их просили отве-
тить на вопросы, касающиеся характеристик среды той семьи, в ко-
торой каждый из них воспитывался. Как показано в табл. 6.5, несмотря
на воспитание в разных семьях, МЗ близнецы, разлученные при рож-

Таблица 6.5
Близнецовые корреляции и оценки наследуемости в субъективных
представлениях близнецов о средовых условиях их воспитания [по: 362]
Разлученные
близнецы
Близнецы,
выросшие вместе
Коэффициент
наследуемости
Характеристика
семейных отно-
шений
МЗ ДЗ МЗ ДЗ
Теплота 0,37 0,29 0,66 0,42 0,38*
Контроль 0,00 0,17 0,60 0,31 0,11
Стимуляция
личностного
развития
0,42 0,26 0,53 0,45 0,19*
* — статистически значимые коэффициенты.

153 дении, ответили на вопросы, касающиеся таких характеристик се-
мьи, как теплота (сплоченность, открытость) и установка на лично-
стный рост (достижения в работе и учебе), более сходным образом,
чем ДЗ близнецы, тоже выросшие в разных семьях.
Каким же образом проявляются генетические влияния в тех слу-
чаях, когда близнецы, воспитанные в разных семьях, оценивают их
среды? Отвечая на этот вопрос, можно высказать две разные гипоте-
зы: (1) в наблюдаемом сходстве по характеристикам среды обнару-
живалось сходство по другим психологическим признакам (напри-
мер, характеристикам личности), развитие и проявление которых кон-
тролируется генотипом; эти «другие» признаки и сыграли решающую
роль в процессе выставления субъективных оценок; (2) члены раз-
ных приемных семей реагировали более или менее одинаково в ответ
на проявления в поведении МЗ близнецов генетически контролируе-
мых признаков (т.е. реакция приемных семей разлученных МЗ близ-
нецов была примерно одинакова, поскольку поведение близнецов
было похоже).
Тот факт, что корреляции разлученных близнецов ниже корреля-
ций близнецов, выросших в одной семье, не удивителен. Тем не ме-
нее разница корреляций МЗ и ДЗ близнецов (разлученных и выросших
вместе) свидетельствует о наличии существенных генетических влия-
ний по таким характеристикам семьи, как теплота и стимуляция лич-
ностного развития. Заметьте, что, как и в обсуждавшихся ранее при-
мерах, оценки степени и типа родительского контроля показали наи-
меньшую зависимость от генотипа. Наследуемость составляет примерно
40% для теплоты отношений, 20% для личностного развития и только
10% для типа и интенсивности родительского контроля.
Интересно, что генетические влияния были получены не только
для общесемейной среды, но и для других типов сред. Например, они
были обнаружены при изучении сходства родственников по таким
характеристикам, как круг друзей, характеристики школ, в которых
родственники обучаются или обучались, переживаемые жизненные
события и т.п. [364].
О чем говорит этот массив данных? Ведь не может реально суще-
ствовать «наследуемость», скажем, типа диадических взаимодействий
или выбора школ. Как правильно понять изложенные результаты? Для
этого надо вернуться к помеченному в скобках названию данной час-
ти текста — «природа среды», т.е. то, по каким закономерностям фор-
мируется, например, индивидуальная среда. Оказывается, оценивают
свои среды как более сходные МЗ близнецы по сравнению с ДЗ; био-
логические сиблинги — по сравнению с приемными и т.д. Это означа-
ет, что у генетически более похожих людей более сходны и отноше-
ние к окружающей их среде, и реакции на нее, и переживания жиз-
ненных событий и т.д. В целом они, очевидно, имеют более близкие
субъективные образы мира, которые, вероятно, складываются под

154 существенным влиянием генетически заданной индивидуальности.
Соответственно и организация среды — отвержение одних ее пара-
метров и принятие других — несет печать индивидуального генотипа.
Иначе говоря, наследственность выступает «дирижером» средового
«оркестра», организуя (скорее, стараясь организовать) индивидуаль-
ную мелодию для индивидуального генотипа. В этом (и только в этом)
смысле надо понимать все, сказанное здесь.
Таким образом, результаты исследования множества различных
характеристик среды, проведенного в рамках разных психогенетичес-
ких методов, позволяют утверждать, что генетические факторы весь-
ма существенно влияют на то, как мы накапливаем, выбираем и ищем
среду, в которой наиболее адекватно сможет проявляться наш гено-
тип. Вероятно, именно она и оказывается актуальной для формирова-
ния индивидуальности.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «ИСТОЧНИКИ РАЗЛИЧИЙ В ИНДИВИДУАЛЬНОЙ СРЕДЕ («ПРИРОДА СРЕДЫ»)» з дисципліни «Психогенетика»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Планування аудиту нематеріальних активів
Технічні засоби для об’єднання локальних мереж: мости, комутатори...
Мета аудиту — перевірити правильність визначення податку з реклам...
Класифікація банківських кредитів
Аудит розрахунку фіксованого сільськогос-подарського податку і за...


Категорія: Психогенетика | Додав: koljan (04.02.2012)
Переглядів: 839 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП