ИСТОЧНИКИ РАЗЛИЧИЙ В ИНДИВИДУАЛЬНОЙ СРЕДЕ («ПРИРОДА СРЕДЫ»)
Несмотря на то что первое исследование на эту тему было опуб- ликовано лишь около 10 лет назад, сегодня, в результате проведения нескольких исследований, выполненных с помощью разных психоге- нетических методов, собрано значительное количество информации, указывающей на то, что разнообразие средовых характеристик в зна- чительной мере объясняется генотипическим разнообразием живущих в этих средах людей. Большинство средовых характеристик, изучаемых в рамках данного блока исследований, составляют параметры общей (разделенной) семейной среды [357]. Каким же образом характерис- тики семейной среды испытывают генетические влияния? Выделяют- ся три разных источника таких влияний. Во-первых, многие параметры среды представляют собой субъек- тивные оценки (данные испытуемыми) того, как они воспринимают тот или иной показатель среды. Ясно, что субъективное восприятие характеристик среды может опосредоваться характеристиками чело- века, в формирование которых вовлечен и его генотип, т.е. реально оно может быть проекцией собственного «Я» на компоненты среды. Например, людям, отличающимся гиперсензитивностью и подозри- тельностью, свойственно приписывать поведению других людей не- дружелюбные мотивы, хотя объективно оно совершенно нейтрально. В этом случае та переменная, которая должна считаться характерис- тикой среды (недружелюбное поведение других людей), реально не- сет на себе отпечаток личности,человека-эксперта, а не субъектов оцениваемого поведения. Иначе говоря, в этом случае речь идет о генетических влияниях не на формирование объективно существую- щих особенностей среды, а на их субъективную оценку экспертами. Эта проблема разрешима, если заключения о среде делаются нейт- ральным (независимым) по отношению к данной среде исследовате- лем по набору пунктов, одинаковых для всех сравниваемых сред (на- пример, все семьи в каком-то исследовании сравниваются независи- мыми наблюдателями по одним и тем же параметрам). Во-вторых, в тех показателях, которые свободны от субъективно- сти экспертных оценок, генетические факторы могут влиять на фор- мирование индивидуальной среды через субъективные модели среды, индивидуализацию эмоциональных откликов и т.д., т.е. всех тех осо- бенностей среды, в которые включена генетическая индивидуальность человека. Например, некоторые люди ведут себя таким образом, что их поведение постоянно вовлекает их в цепочку конфликтов, приво- дит к разводу в семье, потере работы или разрыву с друзьями. Такое событие, как развод, само по себе не наследуемо, однако приводят к разводу определенные типы поведения, и индивидуальные различия по ним могут объясняться генотипическими влияниями. Другими сло-
149 вами, вероятнее всего, существуют генетически детерминированные индивидуальные особенности, приводящие человека к выбору (не обязательно осознанному!) определенных средовых условий, кото- рые, в свою очередь, становятся факторами развития тех или иных психологических черт. В-третьих, то, что сегодня известно о ГС-корреляциях, позволяет исследователям формулировать гипотезу, согласно которой средовые факторы возникновения различных психопатологий тоже опосреду- ются генетически, Так, например, психопатологическое расстройство личности одного из родителей обычно связывается с конфликтнос- тью в семье и агрессивным поведением этого родителя по отношению к детям. Такие характеристики в совокупности создают определенную семейную среду, которая уже сама по себе служит фактором риска для развития психопатологических расстройств у детей, воспитываю- щихся в такой семье. Однако в том случае, если расстройство лично- сти одного из родителей имеет генетическое происхождение, с опре- деленной вероятностью дети этого родителя унаследуют соответству- ющие гены. Как в таких случаях определить, что же является фактором риска для ребенка — семейная среда, генотип, унаследованный от больного родителя, или и то, и другое? Результаты генетических ис- следований показывают, что, даже в том случае, когда действие сре- довых факторов риска имеет действительно угрожающий характер, определенная доля этого риска является генетической по своему про- исхождению. Центральный вопрос в таких ситуациях — не что пер- вично и что вторично, а каким образом взаимодействие этих двух факторов ведет к повреждению нормального механизма развития ре- бенка и формированию психопатологий. И еще одно замечание. Возникновение ГС-корреляции — под- линный продукт взаимодействия генотипа и среды. Иными словами, ГС-корреляция может отражать влияния как среды на индивидуаль- ность, так и индивидуальности на среду. «Развести» эти два типа эф- фектов хотя и очень трудно, но возможно — при использовании лон- гитюдного метода или статистического моделирования гено-средо- вых взаимодействий. Приведем несколько иллюстраций. Начнем с данных, полученных методом наблюдения. В одном из психогенетических исследований сре- довых показателей по ДОМу, проведенных методом приемных детей [210], корреляции в группах приемных и биологических сиблингов подсчитывались дважды: первый раз — когда дети были годовалыми, а второй раз — когда им исполнилось по два года. Как в первом, так и во втором возрастных срезах корреляции по ДОМу между родными сиблингами были значительно выше, чем между сводными (0,58 и 0,57 для родных по сравнению с 0,35 и 0,40 для приемных), свиде- тельствуя о наличии генетического компонента в фенотипической дисперсии по этому признаку.
150 В других исследованиях, также основывавшихся на методе наблю- дения, изучались характеристики взаимодействия между матерью и ребенком. Использовался как близнецовый метод [328, 329], так и метод приемных детей [243]. Результаты также показали присутствие генетической составляющей в фенотипической дисперсии, описыва- ющей индивидуальные различия в материнских стилях взаимодействия с ребенком. В близнецовом исследовании интеракции, инициирован- ные матерью, и интеракции, инициатором которых был ребенок, кодировались с видеопленки и анализировались по отдельности как интеракции двух разных типов. Величина генетической составляющей была значительно выше для взаимодействий, инициируемых ребен- ком, что закономерно, так как в данном исследовании близнецами были дети, а не родители. Это наблюдение позволило сделать вывод о том, что психогенетические методы успешно обнаруживают только те генетические влияния на поведение родителей, которые отражают генетически детерминируемые поведенческие различия у их детей. Если бы аналогичное исследование было проведено с родителями-близне- цами (например, исследование стилей взаимодействия родителей-близ- нецов с их младенцами), то результаты были бы, скорее всего, обрат- ными, т.е. генетические составляющие были бы более значительны для интеракций, инициируемых родителями, и менее значительны для интеракций, которые начинают младенцы. В упоминавшейся программе «Уникальная Среда и Развитие Под- ростков (УСРП)» сравнивались шесть групп сиблингов подросткового возраста (МЗ и ДЗ близнецы, родные братья и сестры в полных семь- ях, полусиблинги, имеющие только одного общего родителя, и при- емные сиблинги). Интеракции в парах родителей и детей (т.е. 4 интер- акции для каждой семьи: папа — сиблинг 1, папа — сиблинг 2, мама — сиблинг 1 и мама — сиблинг 2), направленные на разрешение конф- ликта, возникшего между членами диады, были записаны на видео- пленку (результаты исследования см. в табл. 6.3). Значимые коэффици- енты наследуемости были найдены для всех показателей, однако их значения были выше для интеракций, инициированных подростка- ми, и ниже- для интеракций, начатых родителями. В течение последних нескольких лет психогенетика накопила дан- ные о характеристиках среды, сведения о которых были собраны ме- тодом опроса. Кстати сказать, большинство психогенетических ис- следований среды проводится с применением именно опросников, и только очень немногие исследователи используют другие психоло- гические методы (например, метод наблюдения). Опросники, посколь- ку они основаны на субъективном восприятии характеристик среды, абсорбируют генетическую изменчивость, объясняющую индивиду- альные различия респондентов в восприятии одних и тех же средовых параметров.
151 Таблица 6.3 Оценки наследуемости особенностей взаимодействия между родителями и подростками, полученные методами наблюдения Инициатор взаимодействий Респондент Характер взаимодействий Коэффициент наследуемости + 0,59 Подросток Мать — 0,48 + 0,64 Подросток Отец — 0,52 + 0,18 Мать Подросток — 0,38 + 0,18 Отец Подросток 0,24 Примечание. Здесь и далее (в табл. 6.4, 6.5) коэффициенты наследуемости по- лучены методом перебора моделей. «+» — положительное взаимодействие; «—» — негативное. Таблица 6.4 Оценки наследуемости особенностей взаимодействия между родителями и подростками, полученные методом опроса Оценивающий Оцениваемый Характер взаимодействий Коэффициент наследуемости + 0,30 Подросток Мать - 0,40 + 0,56 Подросток Отец - 0,23 + 0,38 Мать Мать — 0,53 + 0,22 Отец Отец — 0,30 «+» положительное взаимодействие; «—» отрицательное взаимодействие. В психогенетике средовые опросники впервые были использованы при исследовании восприятия подростками их семейных средовых ус- ловий [382, 383]. Результаты этих исследований указали на существен- ную генетическую составляющую в восприятии подростками приятия/
152 неприятия их родителями и отсутствие генетических влияний на вос- приятие степени родительского контроля и его особенностей (напри- мер, его направленности). В проекте УСРП одной из исходных задач было исследование вклада индивидуального генотипа в изменчивость характеристик среды. Ге- нетическая составляющая была обнаружена в каждой из суммарных измерений характеристик среды (табл. 6.4). Среди 12 индивидуальных шкал, которые вошли в состав суммарных показателей, наиболее вы- сокий вклад наследственности был получен для шкалы близости (ин- тимности, эмоциональной поддержки), который составил примерно 0,50 для близости и с матерью, и с отцом. Влияние генотипа на вос- приятие подростками степени и специфического характера родитель- ского контроля здесь оказалось невысоким. В рамках данного проекта оценивались также родительские представления об их собственных стилях общения с подростками (эти корреляции приведены в нижней половине табл. 6.4). Коэффициенты наследуемости, которые опреде- лены на основе оценок, данных родителями их собственному поведе- нию, оказались аналогичными тем, которые были получены по отче- там подростков. В нескольких психогенетических исследованиях были получены результаты, свидетельствующие о наличии генетической составляю- щей в вариативности оценок общесемейной среды. Среди них — ис- следование близнецов, разлученных при рождении. Их просили отве- тить на вопросы, касающиеся характеристик среды той семьи, в ко- торой каждый из них воспитывался. Как показано в табл. 6.5, несмотря на воспитание в разных семьях, МЗ близнецы, разлученные при рож-
Таблица 6.5 Близнецовые корреляции и оценки наследуемости в субъективных представлениях близнецов о средовых условиях их воспитания [по: 362] Разлученные близнецы Близнецы, выросшие вместе Коэффициент наследуемости Характеристика семейных отно- шений МЗ ДЗ МЗ ДЗ Теплота 0,37 0,29 0,66 0,42 0,38* Контроль 0,00 0,17 0,60 0,31 0,11 Стимуляция личностного развития 0,42 0,26 0,53 0,45 0,19* * — статистически значимые коэффициенты.
153 дении, ответили на вопросы, касающиеся таких характеристик се- мьи, как теплота (сплоченность, открытость) и установка на лично- стный рост (достижения в работе и учебе), более сходным образом, чем ДЗ близнецы, тоже выросшие в разных семьях. Каким же образом проявляются генетические влияния в тех слу- чаях, когда близнецы, воспитанные в разных семьях, оценивают их среды? Отвечая на этот вопрос, можно высказать две разные гипоте- зы: (1) в наблюдаемом сходстве по характеристикам среды обнару- живалось сходство по другим психологическим признакам (напри- мер, характеристикам личности), развитие и проявление которых кон- тролируется генотипом; эти «другие» признаки и сыграли решающую роль в процессе выставления субъективных оценок; (2) члены раз- ных приемных семей реагировали более или менее одинаково в ответ на проявления в поведении МЗ близнецов генетически контролируе- мых признаков (т.е. реакция приемных семей разлученных МЗ близ- нецов была примерно одинакова, поскольку поведение близнецов было похоже). Тот факт, что корреляции разлученных близнецов ниже корреля- ций близнецов, выросших в одной семье, не удивителен. Тем не ме- нее разница корреляций МЗ и ДЗ близнецов (разлученных и выросших вместе) свидетельствует о наличии существенных генетических влия- ний по таким характеристикам семьи, как теплота и стимуляция лич- ностного развития. Заметьте, что, как и в обсуждавшихся ранее при- мерах, оценки степени и типа родительского контроля показали наи- меньшую зависимость от генотипа. Наследуемость составляет примерно 40% для теплоты отношений, 20% для личностного развития и только 10% для типа и интенсивности родительского контроля. Интересно, что генетические влияния были получены не только для общесемейной среды, но и для других типов сред. Например, они были обнаружены при изучении сходства родственников по таким характеристикам, как круг друзей, характеристики школ, в которых родственники обучаются или обучались, переживаемые жизненные события и т.п. [364]. О чем говорит этот массив данных? Ведь не может реально суще- ствовать «наследуемость», скажем, типа диадических взаимодействий или выбора школ. Как правильно понять изложенные результаты? Для этого надо вернуться к помеченному в скобках названию данной час- ти текста — «природа среды», т.е. то, по каким закономерностям фор- мируется, например, индивидуальная среда. Оказывается, оценивают свои среды как более сходные МЗ близнецы по сравнению с ДЗ; био- логические сиблинги — по сравнению с приемными и т.д. Это означа- ет, что у генетически более похожих людей более сходны и отноше- ние к окружающей их среде, и реакции на нее, и переживания жиз- ненных событий и т.д. В целом они, очевидно, имеют более близкие субъективные образы мира, которые, вероятно, складываются под
154 существенным влиянием генетически заданной индивидуальности. Соответственно и организация среды — отвержение одних ее пара- метров и принятие других — несет печать индивидуального генотипа. Иначе говоря, наследственность выступает «дирижером» средового «оркестра», организуя (скорее, стараясь организовать) индивидуаль- ную мелодию для индивидуального генотипа. В этом (и только в этом) смысле надо понимать все, сказанное здесь. Таким образом, результаты исследования множества различных характеристик среды, проведенного в рамках разных психогенетичес- ких методов, позволяют утверждать, что генетические факторы весь- ма существенно влияют на то, как мы накапливаем, выбираем и ищем среду, в которой наиболее адекватно сможет проявляться наш гено- тип. Вероятно, именно она и оказывается актуальной для формирова- ния индивидуальности.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ИСТОЧНИКИ РАЗЛИЧИЙ В ИНДИВИДУАЛЬНОЙ СРЕДЕ («ПРИРОДА СРЕДЫ»)» з дисципліни «Психогенетика»