ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Психогенетика

ТРИ МЕТОДА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГС-КОРРЕЛЯЦИИ
С целью изучения вклада ГС-корреляции в фенотипическую из-
менчивость психологического признака используются три основных
метода. Они различаются между собой тем, что позволяют определять
разные типы корреляций: первый метод служит для выделения пас-
сивной ГС-корреляции, второй — для определения реактивного и
активного типов, а с помощью третьего метода определяются все три
типа корреляций.
В рамках первого метода исследователи сравнивают корреляции
между средовыми показателями и изучаемым признаком в родных и
приемных семьях (рис. 6.4а). В родных семьях корреляции между изме-
ряемой характеристикой среды и психологическим признаком ребен-
ка могут быть средовыми по своей природе (часто сразу делается именно

Рис. 6.4. Методы определения генотип-средовых корреляций.

143 такое заключение) или смешанными (в дополнение к средовым, ге-
нетические факторы также могут вносить свой вклад в регистрируе-
мую корреляцию). Подобное «проникновение» генетических факто-
ров в мир среды возникает, например, в том случае, если генетичес-
ки детерминированные особенности родителей (наследуемые
признаки) связаны (коррелируют) как с характеристикой среды, так
и с поведенческим признаком ребенка. Например, одним из часто
используемых инструментов, измеряющих семейную среду, является
уже упоминавшаяся методика ДОМ (НОМЕ), которая, помимо обоб-
щенной оценки, дает характеристики материнской отзывчивости, стро-
гости, включенности в жизнь ребенка и склонности к наказаниям.
Исследователи неоднократно замечали, что в родных семьях по-
казатели, полученные при использовании методики ДОМ, значимо
коррелируют с показателями познавательного развития ребенка. Од-
нако оказалось, что интеллект родителей (напомним, что вклад гено-
типической дисперсии в фенотипическую дисперсию интеллекта со-
ставляет примерно 50%) тоже значимо коррелирует как с показате-
лями по ДОМу, так и с показателями познавательных способностей
ребенка. Соответственно, можно предположить, что какая-то доля
корреляций между генотипами детей и родителей опосредована сре-
дой. Высокоинтеллектуальные родители, например, формируют свою
семейную среду так, что она обогащает среду ребенка, генотип кото-
рого предположительно унаследован им от «генетически» интеллек-
туальных родителей и, тем самым, «предрасполагает» его к высоким
интеллектуальным достижениям; иначе говоря, такой ребенок полу-
чает от родителей и хорошую генетическую основу, и хорошую сре-
ду, что в совокупности и составляет феномен пассивной ГС-корреля-
ции. В приемных же семьях связь между семейной средой и поведен-
ческим признаком, возникающая за счет сходства генотипов родителей
и детей, отсутствует, поскольку усыновители и дети не являются ге-
нетическими родственниками. Соответственно, если при сравнении
корреляций между средовыми характеристиками и поведенческими
признаками ребенка в приемных и родных семьях оказывается, что
корреляции в последнем случае выше, это интерпретируется как сви-
детельство пассивной ГС-корреляции. Еще раз напомним, что такая
корреляция называется пассивной, поскольку обе ее составляющие
(гены и среда) «пассивно», т.е. одна независимо от другой, наследу-
ются ребенком.
Что же было обнаружено при исследовании пассивной ГС-корре-
ляции методом сравнения родных и приемных детей? Основным ис-
точником разного рода находок в этой области является Колорадское
исследование приемных детей (рис. 6.5).
Например, корреляции между показателями ДОМа и уровнем
познавательного развития детей двух лет оказались выше в родных,
чем в приемных семьях [366]. Похожие результаты были получены и

144
для корреляций между показателями по ДОМу и уровнем речевого
развития детей. Для изучения долговременных эффектов пассивной
ГС-корреляции исследователи подсчитали корреляции между харак-
теристиками их среды по ДОМу, полученными, когда детям было 1
года, и оценками их познавательного развития в семилетнем возрасте.
Как показано на рис. 6.5, все корреляции были выше для родных, чем
для приемных детей. Интересно, что показатели по ДОМу коррелиру-
ют с признаками познавательного развития детей, но с когнитивны-
ми характеристиками родителей они не связаны [192]. Иными слова-
ми, согласно этим данным, познавательные способности родителей
не являются теми факторами, которые «задают» пассивную ГС-кор-
реляцию, — она обеспечивается какими-то другими факторами.
Свидетельства в пользу существования пассивной ГС-корреляции
не ограничиваются только индикаторами познавательного развития.
Когда показатели семейной среды используются в качестве лонги-
тюдных предикторов психологических особенностей детей на следую-
щих этапах развития, корреляции между одним и другим отчасти опос-
редуются генетическими факторами [362]. Так, особенности семей-
ной среды, зарегистрированные в то время, когда дети были в возрасте
одного года, коррелируют с оценками проблемного поведения этих
детей в 7-летнем возрасте, данными родителями и учителями. Заклю-
чение о генетическом влиянии было сделано на том основании, что
такие корреляции в родных семьях были выше, чем в приемных [343].

10-1432 145 Второй метод обнаружения ГС-корреляций состоит в изучении
корреляций между биологическими родителями детей, отданных на
воспитание, и общей средой тех семей, которыми эти дети были усы-
новлены (рис. 6.4б). Данный метод позволяет определять значимость
двух других типов ГС-корреляции (реактивной и активной). Психоло-
гические особенности биологических родителей детей, отданных на
воспитание в другие семьи, могут использоваться как индикаторы
генотипов детей, и затем эти индикаторы могут сопоставляться с по-
казателями среды в приемных семьях. Несмотря на то что индивиду-
ально-психологические особенности биологических родителей явля-
ются относительно слабыми индикаторами генотипов их детей, кор-
реляции между каким-либо показателем (поведенческим, личностным,
когнитивным) биологических родителей приемного ребенка и среды,
которая окружает этого ребенка в приемной семье, интерпретируется
как свидетельство того, что средовой показатель есть «отклик» на ге-
нетически контролируемую особенность усыновленного ребенка. Ины-
ми словами, среда (в данном случае созданная усыновителями) реа-
гирует на генетически контролируемые особенности приемного ре-
бенка (или он сам активно «выбирает» те или иные элементы среды).
Попытки применения этого метода в рамках Колорадского исследо-
вания приемных детей позволили установить весьма незначительную
роль реактивной и активной форм ГС-корреляций в формировании
индивидуальных различий по признакам, изучаемым в рамках этого
проекта. Например, корреляции между когнитивными характеристика-
ми биологических матерей и параметрами среды семей-усыновителей
не достигли статистического уровня значимости. Однако несколько при-
меров реактивной и активной ГС-корреляции было обнаружено (табл.
6.2). Например, приемные дети, чьи биологические матери, согласно их
самоотчетам, более импульсивны, в среднем имели более высокие по-
казатели по ДОМу. Это может означать, что приемные матери обычно
более чувствительны и реактивны, когда они усыновляют детей, гене-
тически предрасположенных к импульсивному поведению.
Таблица 6.2
Корреляции между поведенческими особенностями биологических
родителей (использованные в качестве индикатора наследственных
особенностей приемных детей) и общей средой приемных семей [356].
Психологические
характеристики
биологических матерей
Характеристика общей
среды приемных семей
Корреляции
Активность ДОМ (4 года) 0,16
Импульсивность ДОМ (4 года) 0,17
Депрессия ДОМ (4 года) -0,19
Страх ШСО (1 год) -0,15

146 Реактивная и особенно активная формы ГС-корреляции стано-
вятся более значимыми на более поздних этапах развития; именно эти
типы ГС-корреляций координируют процесс выбора сред, наиболее
способствующих реализации данного генотипа [396].
Попытки протестировать роль реактивной и активной корреляций будут
предприняты в рамках Колорадского исследования приемных детей на его
более поздних стадиях. Как уже упоминалось, это исследование является
лонгитюдным по своей природе, и когда через несколько лет дети, принима-
ющие участие в этом исследовании, станут подростками, появится уникаль-
ная возможность проследить динамику их взаимоотношений с окружающей
средой и оценить роль разных типов ГС-корреляций на разных этапах развития.
Сегодня в литературе существуют отдельные отчеты о проведенных ис-
следованиях, свидетельствующие о значимости ГС-корреляций для формиро-
вания разных типов поведения. Например, было установлено, что генетический
риск манифестации отклоняющегося поведения (т.е. совершения асоциаль-
ных проступков) у приемных детей меняется в зависимости от того, страдают
ли их биологические родители расстройствами личности и наркоманией. Так-
же было показано, что приемные родители детей, чьи биологические родители
страдают такими заболеваниями, вырабатывают и реализуют более негатив-
ный и отторгающий стиль воспитания по отношению к этим детям. Он корре-
лирует с асоциальным поведением самих приемных детей, позволяя, таким
образом, формулировать гипотезу о том, что негативный и отторгающий стили
воспитания являются реакцией на генетически заданную индивидуальность
ребенка (иными словами, формируется реактивная ГС-корреляция).
В рамках третьего метода (рис. 6.4в) выявления и оценки ГС-кор-
реляции используется множественный генетический анализ, разлага-
ющий зарегистрированную фенотипическую корреляцию между при-
знаком и характеристикой среды на составляющие ее компоненты
(рис. 6.6). Этот метод является наиболее общим из трех с той точки

10* 147 зрения, что с его помощью можно выделить все три типа генотип-
средовой корреляции (пассивную, реактивную и активную). Как бу-
дет показано в гл. VIII, множественный генетический анализ позволя-
ет, во-первых, оценить степень, с которой генетические эффекты,
значимые для формирования одного признака, перекрываются гене-
тическими эффектами, значимыми для формирования другого при-
знака, и, во-вторых, понять, насколько эта общая генетическая ос-
нова участвует в фенотипической корреляции признаков. Вывод о на-
личии ГС-корреляции делается в том случае, если множественный
генетический анализ указывает на перекрытие средовых и генетичес-
ких компонентов фенотипической дисперсии признака. Кроме того,
он позволяет измерять степень этого перекрытия и статистически те-
стировать гипотезы о природе корреляции (пассивной, реактивной
или активной).
Множественный генетический анализ может применяться в рам-
ках любого психогенетического метода и с любыми характеристика-
ми среды (не обязательно только общей семейной, как это было сде-
лано в исследованиях, обсуждавшихся выше). Например, метод при-
емных сиблингов использовался с целью получения кросс-корреляций
(перекрестных корреляций) между показателями по ДОМу одного из
сиблингов и познавательными характеристиками другого сиблинга. Это
исследование проводилось в рамках того же Колорадского проекта,
когда детям было 2 года [210]. Как показано на рис. 6.6, фенотипичес-
кая корреляция между показателями по ДОМу и познавательными
характеристиками ребенка равнялась 0,42. Кросс-корреляции между
сиблингами по показателям ДОМа и когнитивными характеристика-
ми равны 0,37 для родных и 0,12 для приемных сиблингов, указывая
на наличие существенных генетических влияний. Множественный ге-
нетический анализ показал, что примерно 50% фенотипической кор-
реляции между оценками по ДОМу и когнитивными характеристика-
ми детей опосредуется генетически, иначе говоря, семейная среда
формируется в значительной мере как «отклик» на генетическую ин-
дивидуальность ребенка.
В результате применения этого варианта генетического анализа были
обнаружены значительные ГС-корреляции при изучении депрессии и
асоциального поведения у подростков [353]. Фенотипическая корре-
ляция более чем на 50% опосредована генотипом (рис. 6.6). ГС-корре-
ляции были обнаружены в соотношениях между родительскими сти-
лями и личностными характеристиками родителей, социальной под-
держкой и психическим здоровьем, событиями жизни и личностными
характеристиками, социально-экономическим положением и физи-
ческим здоровьем, социально-экономическим положением и позна-
вательными способностями, образованием и когнитивным функцио-
нированием пожилых людей [364].

Ви переглядаєте статтю (реферат): «ТРИ МЕТОДА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГС-КОРРЕЛЯЦИИ» з дисципліни «Психогенетика»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Врахування забезпечення при визначенні чистого кредитного ризику
Аудит господарських операцій з надходження тварин
ТЕОРЕТИЧНІ ДЖЕРЕЛА ФІНАНСОВОЇ ДІЯЛЬНОСТІ ПІДПРИЄМСТВ
БАНКІВСЬКА СИСТЕМА: СУТНІСТЬ, ПРИНЦИПИ ПОБУДОВИ ТА ФУНКЦІЇ. ОСОБЛ...
Аудит орендованих необоротних активів


Категорія: Психогенетика | Додав: koljan (04.02.2012)
Переглядів: 842 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП