С целью изучения вклада ГС-корреляции в фенотипическую из- менчивость психологического признака используются три основных метода. Они различаются между собой тем, что позволяют определять разные типы корреляций: первый метод служит для выделения пас- сивной ГС-корреляции, второй — для определения реактивного и активного типов, а с помощью третьего метода определяются все три типа корреляций. В рамках первого метода исследователи сравнивают корреляции между средовыми показателями и изучаемым признаком в родных и приемных семьях (рис. 6.4а). В родных семьях корреляции между изме- ряемой характеристикой среды и психологическим признаком ребен- ка могут быть средовыми по своей природе (часто сразу делается именно
Рис. 6.4. Методы определения генотип-средовых корреляций.
143 такое заключение) или смешанными (в дополнение к средовым, ге- нетические факторы также могут вносить свой вклад в регистрируе- мую корреляцию). Подобное «проникновение» генетических факто- ров в мир среды возникает, например, в том случае, если генетичес- ки детерминированные особенности родителей (наследуемые признаки) связаны (коррелируют) как с характеристикой среды, так и с поведенческим признаком ребенка. Например, одним из часто используемых инструментов, измеряющих семейную среду, является уже упоминавшаяся методика ДОМ (НОМЕ), которая, помимо обоб- щенной оценки, дает характеристики материнской отзывчивости, стро- гости, включенности в жизнь ребенка и склонности к наказаниям. Исследователи неоднократно замечали, что в родных семьях по- казатели, полученные при использовании методики ДОМ, значимо коррелируют с показателями познавательного развития ребенка. Од- нако оказалось, что интеллект родителей (напомним, что вклад гено- типической дисперсии в фенотипическую дисперсию интеллекта со- ставляет примерно 50%) тоже значимо коррелирует как с показате- лями по ДОМу, так и с показателями познавательных способностей ребенка. Соответственно, можно предположить, что какая-то доля корреляций между генотипами детей и родителей опосредована сре- дой. Высокоинтеллектуальные родители, например, формируют свою семейную среду так, что она обогащает среду ребенка, генотип кото- рого предположительно унаследован им от «генетически» интеллек- туальных родителей и, тем самым, «предрасполагает» его к высоким интеллектуальным достижениям; иначе говоря, такой ребенок полу- чает от родителей и хорошую генетическую основу, и хорошую сре- ду, что в совокупности и составляет феномен пассивной ГС-корреля- ции. В приемных же семьях связь между семейной средой и поведен- ческим признаком, возникающая за счет сходства генотипов родителей и детей, отсутствует, поскольку усыновители и дети не являются ге- нетическими родственниками. Соответственно, если при сравнении корреляций между средовыми характеристиками и поведенческими признаками ребенка в приемных и родных семьях оказывается, что корреляции в последнем случае выше, это интерпретируется как сви- детельство пассивной ГС-корреляции. Еще раз напомним, что такая корреляция называется пассивной, поскольку обе ее составляющие (гены и среда) «пассивно», т.е. одна независимо от другой, наследу- ются ребенком. Что же было обнаружено при исследовании пассивной ГС-корре- ляции методом сравнения родных и приемных детей? Основным ис- точником разного рода находок в этой области является Колорадское исследование приемных детей (рис. 6.5). Например, корреляции между показателями ДОМа и уровнем познавательного развития детей двух лет оказались выше в родных, чем в приемных семьях [366]. Похожие результаты были получены и
144 для корреляций между показателями по ДОМу и уровнем речевого развития детей. Для изучения долговременных эффектов пассивной ГС-корреляции исследователи подсчитали корреляции между харак- теристиками их среды по ДОМу, полученными, когда детям было 1 года, и оценками их познавательного развития в семилетнем возрасте. Как показано на рис. 6.5, все корреляции были выше для родных, чем для приемных детей. Интересно, что показатели по ДОМу коррелиру- ют с признаками познавательного развития детей, но с когнитивны- ми характеристиками родителей они не связаны [192]. Иными слова- ми, согласно этим данным, познавательные способности родителей не являются теми факторами, которые «задают» пассивную ГС-кор- реляцию, — она обеспечивается какими-то другими факторами. Свидетельства в пользу существования пассивной ГС-корреляции не ограничиваются только индикаторами познавательного развития. Когда показатели семейной среды используются в качестве лонги- тюдных предикторов психологических особенностей детей на следую- щих этапах развития, корреляции между одним и другим отчасти опос- редуются генетическими факторами [362]. Так, особенности семей- ной среды, зарегистрированные в то время, когда дети были в возрасте одного года, коррелируют с оценками проблемного поведения этих детей в 7-летнем возрасте, данными родителями и учителями. Заклю- чение о генетическом влиянии было сделано на том основании, что такие корреляции в родных семьях были выше, чем в приемных [343].
10-1432 145 Второй метод обнаружения ГС-корреляций состоит в изучении корреляций между биологическими родителями детей, отданных на воспитание, и общей средой тех семей, которыми эти дети были усы- новлены (рис. 6.4б). Данный метод позволяет определять значимость двух других типов ГС-корреляции (реактивной и активной). Психоло- гические особенности биологических родителей детей, отданных на воспитание в другие семьи, могут использоваться как индикаторы генотипов детей, и затем эти индикаторы могут сопоставляться с по- казателями среды в приемных семьях. Несмотря на то что индивиду- ально-психологические особенности биологических родителей явля- ются относительно слабыми индикаторами генотипов их детей, кор- реляции между каким-либо показателем (поведенческим, личностным, когнитивным) биологических родителей приемного ребенка и среды, которая окружает этого ребенка в приемной семье, интерпретируется как свидетельство того, что средовой показатель есть «отклик» на ге- нетически контролируемую особенность усыновленного ребенка. Ины- ми словами, среда (в данном случае созданная усыновителями) реа- гирует на генетически контролируемые особенности приемного ре- бенка (или он сам активно «выбирает» те или иные элементы среды). Попытки применения этого метода в рамках Колорадского исследо- вания приемных детей позволили установить весьма незначительную роль реактивной и активной форм ГС-корреляций в формировании индивидуальных различий по признакам, изучаемым в рамках этого проекта. Например, корреляции между когнитивными характеристика- ми биологических матерей и параметрами среды семей-усыновителей не достигли статистического уровня значимости. Однако несколько при- меров реактивной и активной ГС-корреляции было обнаружено (табл. 6.2). Например, приемные дети, чьи биологические матери, согласно их самоотчетам, более импульсивны, в среднем имели более высокие по- казатели по ДОМу. Это может означать, что приемные матери обычно более чувствительны и реактивны, когда они усыновляют детей, гене- тически предрасположенных к импульсивному поведению. Таблица 6.2 Корреляции между поведенческими особенностями биологических родителей (использованные в качестве индикатора наследственных особенностей приемных детей) и общей средой приемных семей [356]. Психологические характеристики биологических матерей Характеристика общей среды приемных семей Корреляции Активность ДОМ (4 года) 0,16 Импульсивность ДОМ (4 года) 0,17 Депрессия ДОМ (4 года) -0,19 Страх ШСО (1 год) -0,15
146 Реактивная и особенно активная формы ГС-корреляции стано- вятся более значимыми на более поздних этапах развития; именно эти типы ГС-корреляций координируют процесс выбора сред, наиболее способствующих реализации данного генотипа [396]. Попытки протестировать роль реактивной и активной корреляций будут предприняты в рамках Колорадского исследования приемных детей на его более поздних стадиях. Как уже упоминалось, это исследование является лонгитюдным по своей природе, и когда через несколько лет дети, принима- ющие участие в этом исследовании, станут подростками, появится уникаль- ная возможность проследить динамику их взаимоотношений с окружающей средой и оценить роль разных типов ГС-корреляций на разных этапах развития. Сегодня в литературе существуют отдельные отчеты о проведенных ис- следованиях, свидетельствующие о значимости ГС-корреляций для формиро- вания разных типов поведения. Например, было установлено, что генетический риск манифестации отклоняющегося поведения (т.е. совершения асоциаль- ных проступков) у приемных детей меняется в зависимости от того, страдают ли их биологические родители расстройствами личности и наркоманией. Так- же было показано, что приемные родители детей, чьи биологические родители страдают такими заболеваниями, вырабатывают и реализуют более негатив- ный и отторгающий стиль воспитания по отношению к этим детям. Он корре- лирует с асоциальным поведением самих приемных детей, позволяя, таким образом, формулировать гипотезу о том, что негативный и отторгающий стили воспитания являются реакцией на генетически заданную индивидуальность ребенка (иными словами, формируется реактивная ГС-корреляция). В рамках третьего метода (рис. 6.4в) выявления и оценки ГС-кор- реляции используется множественный генетический анализ, разлага- ющий зарегистрированную фенотипическую корреляцию между при- знаком и характеристикой среды на составляющие ее компоненты (рис. 6.6). Этот метод является наиболее общим из трех с той точки
10* 147 зрения, что с его помощью можно выделить все три типа генотип- средовой корреляции (пассивную, реактивную и активную). Как бу- дет показано в гл. VIII, множественный генетический анализ позволя- ет, во-первых, оценить степень, с которой генетические эффекты, значимые для формирования одного признака, перекрываются гене- тическими эффектами, значимыми для формирования другого при- знака, и, во-вторых, понять, насколько эта общая генетическая ос- нова участвует в фенотипической корреляции признаков. Вывод о на- личии ГС-корреляции делается в том случае, если множественный генетический анализ указывает на перекрытие средовых и генетичес- ких компонентов фенотипической дисперсии признака. Кроме того, он позволяет измерять степень этого перекрытия и статистически те- стировать гипотезы о природе корреляции (пассивной, реактивной или активной). Множественный генетический анализ может применяться в рам- ках любого психогенетического метода и с любыми характеристика- ми среды (не обязательно только общей семейной, как это было сде- лано в исследованиях, обсуждавшихся выше). Например, метод при- емных сиблингов использовался с целью получения кросс-корреляций (перекрестных корреляций) между показателями по ДОМу одного из сиблингов и познавательными характеристиками другого сиблинга. Это исследование проводилось в рамках того же Колорадского проекта, когда детям было 2 года [210]. Как показано на рис. 6.6, фенотипичес- кая корреляция между показателями по ДОМу и познавательными характеристиками ребенка равнялась 0,42. Кросс-корреляции между сиблингами по показателям ДОМа и когнитивными характеристика- ми равны 0,37 для родных и 0,12 для приемных сиблингов, указывая на наличие существенных генетических влияний. Множественный ге- нетический анализ показал, что примерно 50% фенотипической кор- реляции между оценками по ДОМу и когнитивными характеристика- ми детей опосредуется генетически, иначе говоря, семейная среда формируется в значительной мере как «отклик» на генетическую ин- дивидуальность ребенка. В результате применения этого варианта генетического анализа были обнаружены значительные ГС-корреляции при изучении депрессии и асоциального поведения у подростков [353]. Фенотипическая корре- ляция более чем на 50% опосредована генотипом (рис. 6.6). ГС-корре- ляции были обнаружены в соотношениях между родительскими сти- лями и личностными характеристиками родителей, социальной под- держкой и психическим здоровьем, событиями жизни и личностными характеристиками, социально-экономическим положением и физи- ческим здоровьем, социально-экономическим положением и позна- вательными способностями, образованием и когнитивным функцио- нированием пожилых людей [364].
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ТРИ МЕТОДА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГС-КОРРЕЛЯЦИИ» з дисципліни «Психогенетика»