Как же исследователи, используя основные методы психогенети- ки, оценивают вклад среды в фенотипическую дисперсию? Основ- ным методологическим статистическим инструментом, использован- ным в большинстве таких исследований, был метод анализа путей (гл. VIII). Здесь мы рассмотрим несколько более прямых способов оцен- ки вклада общесемейной и индивидуальной (внутрисемейной) сре- довых составляющих. Прямой тест общей семейной среды может быть осуществлен в рамках метода приемных детей. Почему, например, оцененная в дет- стве корреляция (т.е. сходство) общих познавательных способностей между сводными сиблингами (не являющимися генетическими род- ственниками, но растущими в одной семье) составляет 0,25? Ответ очевиден: причина их сходства заключается в том, что они растут в одной семье и, таким образом, испытывают общие семейные средо- вые влияния. Однако в подростничестве корреляция практически рав- на нулю, свидетельствуя о том, что в этом возрасте общая семейная среда существенной роли, вероятнее всего, уже не играет. Корреля- ции сводных сиблингов по личностным признакам и большинству психопатологических характеристик статистически не отличаются от нуля, на каких бы возрастных этапах они ни оценивались. Эти резуль- таты позволяют сформулировать гипотезу о том, что для таких при- знаков важны индивидуально-специфические, а не общесемейные средовые влияния. Подобно тому как метод приемных сиблингов дает возможность оценить общесемейные средовые влияния, метод близнецов позволя- ет получить прямую оценку влияний индивидуальной среды. Поскольку МЗ близнецы являются генетическими копиями друг друга и прожи- вают в одной семье, воспитываясь в одинаковых общесемейных сре- довых условиях, различия между ними могут быть объяснены только
133 влияниями неразделяемой ими, уникальной для каждого индивиду- альной среды. Например, корреляция МЗ близнецов по показателям личностных опросников составляет в среднем около 0,45. Это означа- ет, что их различия, т.е. остальные 55%, не могут быть объяснены семейной средой и, следовательно, возникают за счет влияний инди- видуальной среды (как уже говорилось, вместе с ошибкой измере- ния). Подобные корреляции были получены и для большинства пси- хопатологических характеристик: сходство МЗ близнецов относитель- но невысоко, что свидетельствует о значительной роли уникальной средовой составляющей. Различия МЗ близнецов — консервативная оценка уникальной среды, поскольку они часто создают свою специфическую близнецо- вую среду, как правило, увеличивающую их внутрипарное сходство; хотя подобная среда в принципе возможна и в парах разновозрастных сиблингов, но встречается она чрезвычайно редко. Например, корре- ляция МЗ близнецов по признаку общих познавательных способнос- тей достаточно высока (0,85), поэтому на первый взгляд кажется, что индивидуальные средовые влияния здесь невелики (1 - 0,85 = 0,15). Однако корреляция для ДЗ близнецов составляет примерно 0,60, а для сиблингов (т.е. людей, имеющих, как и ДЗ близнецы, в среднем 50% общих генов) — 0,40, позволяя предполагать, что специфическая близнецовая среда, свойственная не только МЗ близнецам, составля- ет примерно 20% изменчивости по этому признаку (0,60 - 0,40 = 0,20). Соответственно, МЗ корреляция, в результате того, что она от- ражает влияние близнецовой среды, может быть завышена на 0,20. Иными словами, примерно 1/3 часть фенотипической дисперсии по признаку общих познавательных способностей объясняется вариатив- ностью уникальной индивидуальной среды: 1 — (0,85 — 0,20) = 0,35. Таким способом ученые получают количественную оценку значи- мости общесемейной и индивидуальной среды в формировании ин- дивидуально-психологических различий. Сравнивая их применитель- но к разным психологическим чертам или разным возрастам, можно в общих чертах уяснить относительную эффективность этих средовых параметров. Однако необходимо сделать следующий шаг — психоло- гически содержательно описать, выделить и измерить конкретные компоненты указанных типов сред. В психогенетических исследовани- ях это делается следующим образом.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «СПОСОБЫ ОЦЕНКИ СРЕДОВЫХ ЭФФЕКТОВ» з дисципліни «Психогенетика»