ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Психогенетика

СПОСОБЫ ОЦЕНКИ СРЕДОВЫХ ЭФФЕКТОВ
Как же исследователи, используя основные методы психогенети-
ки, оценивают вклад среды в фенотипическую дисперсию? Основ-
ным методологическим статистическим инструментом, использован-
ным в большинстве таких исследований, был метод анализа путей
(гл. VIII). Здесь мы рассмотрим несколько более прямых способов оцен-
ки вклада общесемейной и индивидуальной (внутрисемейной) сре-
довых составляющих.
Прямой тест общей семейной среды может быть осуществлен в
рамках метода приемных детей. Почему, например, оцененная в дет-
стве корреляция (т.е. сходство) общих познавательных способностей
между сводными сиблингами (не являющимися генетическими род-
ственниками, но растущими в одной семье) составляет 0,25? Ответ
очевиден: причина их сходства заключается в том, что они растут в
одной семье и, таким образом, испытывают общие семейные средо-
вые влияния. Однако в подростничестве корреляция практически рав-
на нулю, свидетельствуя о том, что в этом возрасте общая семейная
среда существенной роли, вероятнее всего, уже не играет. Корреля-
ции сводных сиблингов по личностным признакам и большинству
психопатологических характеристик статистически не отличаются от
нуля, на каких бы возрастных этапах они ни оценивались. Эти резуль-
таты позволяют сформулировать гипотезу о том, что для таких при-
знаков важны индивидуально-специфические, а не общесемейные
средовые влияния.
Подобно тому как метод приемных сиблингов дает возможность
оценить общесемейные средовые влияния, метод близнецов позволя-
ет получить прямую оценку влияний индивидуальной среды. Поскольку
МЗ близнецы являются генетическими копиями друг друга и прожи-
вают в одной семье, воспитываясь в одинаковых общесемейных сре-
довых условиях, различия между ними могут быть объяснены только

133 влияниями неразделяемой ими, уникальной для каждого индивиду-
альной среды. Например, корреляция МЗ близнецов по показателям
личностных опросников составляет в среднем около 0,45. Это означа-
ет, что их различия, т.е. остальные 55%, не могут быть объяснены
семейной средой и, следовательно, возникают за счет влияний инди-
видуальной среды (как уже говорилось, вместе с ошибкой измере-
ния). Подобные корреляции были получены и для большинства пси-
хопатологических характеристик: сходство МЗ близнецов относитель-
но невысоко, что свидетельствует о значительной роли уникальной
средовой составляющей.
Различия МЗ близнецов — консервативная оценка уникальной
среды, поскольку они часто создают свою специфическую близнецо-
вую среду, как правило, увеличивающую их внутрипарное сходство;
хотя подобная среда в принципе возможна и в парах разновозрастных
сиблингов, но встречается она чрезвычайно редко. Например, корре-
ляция МЗ близнецов по признаку общих познавательных способнос-
тей достаточно высока (0,85), поэтому на первый взгляд кажется, что
индивидуальные средовые влияния здесь невелики (1 - 0,85 = 0,15).
Однако корреляция для ДЗ близнецов составляет примерно 0,60, а для
сиблингов (т.е. людей, имеющих, как и ДЗ близнецы, в среднем 50%
общих генов) — 0,40, позволяя предполагать, что специфическая
близнецовая среда, свойственная не только МЗ близнецам, составля-
ет примерно 20% изменчивости по этому признаку (0,60 - 0,40 =
0,20). Соответственно, МЗ корреляция, в результате того, что она от-
ражает влияние близнецовой среды, может быть завышена на 0,20.
Иными словами, примерно 1/3 часть фенотипической дисперсии по
признаку общих познавательных способностей объясняется вариатив-
ностью уникальной индивидуальной среды: 1 — (0,85 — 0,20) = 0,35.
Таким способом ученые получают количественную оценку значи-
мости общесемейной и индивидуальной среды в формировании ин-
дивидуально-психологических различий. Сравнивая их применитель-
но к разным психологическим чертам или разным возрастам, можно
в общих чертах уяснить относительную эффективность этих средовых
параметров. Однако необходимо сделать следующий шаг — психоло-
гически содержательно описать, выделить и измерить конкретные
компоненты указанных типов сред. В психогенетических исследовани-
ях это делается следующим образом.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «СПОСОБЫ ОЦЕНКИ СРЕДОВЫХ ЭФФЕКТОВ» з дисципліни «Психогенетика»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Сервіс WWW
Планування аудиту нематеріальних активів
РОЗРАХУНКИ В ІНВЕСТИЦІЙНІЙ СФЕРІ
Інтелектуальні інвестиції
Послуги, що можуть забезпечуватися системою електронної пошти


Категорія: Психогенетика | Додав: koljan (04.02.2012)
Переглядів: 670 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП