ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Психогенетика

СРЕДОВЫЕ УСЛОВИЯ, УНИКАЛЬНЫЕ ДЛЯ КАЖДОГО ЧЛЕНА СЕМЬИ: ИНДИВИДУАЛЬНАЯ (ВНУТРИСЕМЕЙНАЯ, СЛУЧАЙНАЯ, СПЕЦИФИЧЕСКАЯ, УНИКАЛЬНАЯ) СРЕДА
Авторы и сторонники большинства психологических теорий, ста-
вящих в центр своего внимания проблему среды и средовых влияний
на развитие, предполагают: дети похожи на своих родителей потому,
что родители создают для своих детей общую семейную среду, а сиблин-

* Надо лишь иметь в виду, что термином «личностные черты» покрывается
очень широкий круг характеристик, относящихся, с точки зрения отечественной
психологии, к разным подструктурам индивидуальности: и к темпераменту (на-
пример, эмоциональность), и к собственно личностным чертам (например, кон-
формность — независимость).

130 ги похожи друг на друга в результате того, что воспитываются в одной
семье, т.е. в одной среде. За последние два десятилетия это предполо-
жение было опровергнуто результатами нескольких исследований близ-
нецов и приемных детей, которые были проведены с целью проверки
гипотезы о том, что сходство родственников в одной семье объясня-
ется влиянием общих для них генов, а не общей семейной средой. И
это предположение подтвердилось: данные множества психогенети-
ческих исследований настойчиво убеждают в том, что сходство при-
знаков у родственников объясняется скорее их генетической, чем сре-
довой близостью. Общая семейная среда, как только что говорилось,
играет относительно небольшую роль в формировании индивидуаль-
но-психологических различий. Единственным исключением из этого
правила являются расстройства поведения у подростков - в этом слу-
чае семейная среда оказывается значимой.
Наблюдение и интервью. Одним из самых широко используемых инструмен-
тов для оценки и измерения характеристик среды является методика ДОМ (от
англ. НОМЕ — Home Observation for Measurement of the Environment). ДОМ по-
зволяет оценивать такие характеристики среды, как эмоциональная и вербаль-
ная реактивность родителей, избегание ограничений и наказаний, организация
физической и временной среды, обеспечение ребенка адекватным материалом
для игр.
Опросники. Без сомнения, самым популярным методом изучения средовых
характеристик являются опросники. Существует целый ряд инструментов, позво-
ляющих оценивать социальные характеристики семьи, ее эмоционально-психоло-
гический климат и стили воспитания. Однако эти методы субъективны по своей
природе, и вопрос о том, насколько субъективность восприятия тех или иных
показателей среды искажает данные о реальных средовых условиях, остается от-
крытым. Для того чтобы избежать подобных искажений, в рамках психогенетичес-
ких исследований часто собирают информацию об одних и тех же средовых пока-
зателях у разных членов семьи. После проведения определенного рода статисти-
ческой обработки этих первичных данных выделяется только та часть полученной
информации, которая разделяется всеми респондентами. Именно она затем ис-
пользуется в психогенетическом анализе.
В целом ситуация такова: на долю средовых компонентов феноти-
пической дисперсии психологических признаков приходится по край-
ней мере 50% их общей вариативности. Но среди этих 50% дисперсии
относительно небольшая часть объясняется общесемейными средо-
выми условиями. Существенная же доля средовой дисперсии объясня-
ется не общесемейными, а специфическими для каждого члена семьи
средовыми компонентами - индивидуальной средой. Это замечатель-
ное по своей неожиданности наблюдение позволяет предположить,
что большинство средовых влияний, важных для формирования того
или иного признака, мало связаны с характеристиками семейной среды.
Напротив, оказывается, что наиболее важным источником изменчи-
вости являются индивидуально специфические, уникальные для дан-

131 ного ребенка средовые характеристики, в том числе среда за предела-
ми семьи, среда, которая не пересекается с индивидуальными среда-
ми других членов семьи.
Иначе говоря, средовые условия, играющие какую-то роль в фор-
мировании поведенческих признаков, могут действовать таким обра-
зом, что дети, растущие в одной семье, становятся похожими друг на
друга не более, чем дети, растущие в разных семьях.
Факторы индивидуальной среды объясняют часть фенотипичес-
кой дисперсии, которая не объясняется ни генетическим, ни общесе-
мейными средовыми компонентами. Правда, компонент индивиду-
альной среды в той его статистической форме, которая существует в
психогенетических моделях, включает в себя и ошибки измерения.
Например, если генетический компонент, подсчитанный при анали-
зе вариативности по какому-то признаку, измеряемому при помощи
вопросника, составляет 60% фенотипической изменчивости, а обще-
семейная среда — 0%, то уникальная среда составляет 40%. Допустим,
что надежность использованного опросника составляет 0,85, т.е. при-
мерно 15% дисперсии объясняется ошибкой измерения (вероятнос-
тью того, что при повторном опросе данный респондент ответит ина-
че). Другими словами, систематический вклад уникальной среды в
фенотипическую дисперсию по исследуемому признаку составит в
данном случае, при очень упрощенной оценке, 40% - 15% = 25%
общей изменчивости.
Изучая уникальную среду, необходимо научиться выделять и пси-
хологически содержательно описывать ее составляющие. Простое вы-
деление уникально-средового компонента фенотипической диспер-
сии в его математическом выражении не может привести к каким-
либо осмысленным психолого-педагогическим выводам. Этот
компонент дисперсии обязательно должен быть «наполнен» конкрет-
ными характеристиками среды. Например, недостаточно просто ут-
верждать, что индивидуальная среда отвечает за 50% вариативности
по признаку когнитивного риска. Среди громадного количества сре-
довых условий, составляющих уникальную среду, необходимо опи-
сать те конкретные факторы, которые действительно влияют на изу-
чаемую характеристику. Часто психогенетические исследования слу-
жат лишь начальным звеном в цепочке следующей за ними работы.
Определив относительную значимость именно уникальных средовых
компонентов, психогенетики пытаются выделить и описать их. Имен-
но здесь находится точка пересечения психогенетических и собствен-
но психологических исследований: определив значимость средовых
эффектов, психогенетики надеются на помощь психологов в нахож-
дении и содержательном описании этих компонентов. И наоборот,
акцент на том или ином средовом компоненте, получаемый при раз-
ложении дисперсии психологического признака, должен указать пси-
хологу и педагогу направление поисков.

132 Однако необходимо отметить и важность исследовательского движения
в другом направлении, а именно, от результатов психологических исследова-
ний к психогенетическим моделям. Так, в исследованиях факторов риска при
заболевании алкоголизмом в подростковом возрасте психологи установили
значимость потери обоих родителей. Однако близнецовое исследование деп-
рессии и алкоголизма, проведенное группой исследователей в штате Вирд-
жиния, США [308, 309], показало отсутствие значимого влияния общесемей-
ной среды на формирование индивидуальных различий по этому признаку.
Пытаясь преодолеть противоречивость результатов, исследователи повтори-
ли анализ своих моделей, подставив вместо абстрактного компонента обще-
семейной среды конкретные данные, касающиеся семейного положения каж-
дой близнецовой пары. Выяснилось, что потеря родителей действительно
является существенным фактором риска для развития алкоголизма у подро-
стков и что включение этой переменной в психогенетическую модель улуч-
шает объяснительный потенциал модели.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «СРЕДОВЫЕ УСЛОВИЯ, УНИКАЛЬНЫЕ ДЛЯ КАЖДОГО ЧЛЕНА СЕМЬИ: ИНДИВИДУАЛЬНАЯ (ВНУТРИСЕМЕЙНАЯ, СЛУЧАЙНАЯ, СПЕЦИФИЧЕСКАЯ, УНИКАЛЬНАЯ) СРЕДА» з дисципліни «Психогенетика»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Класифікація банківських кредитів
Аудит орендованих необоротних активів
Аудит податків. Мета і завдання аудиту
Збір за видачу дозволу на розміщення об’єктів торгівлі та сфери п...
Довірчі (трастові) послуги


Категорія: Психогенетика | Додав: koljan (04.02.2012)
Переглядів: 778 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП