ПРОБЛЕМЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА
Компетентность специалиста традиционно рассматривается как а) задача его формирования и б) как проблема оценки его соответствия тем качествам, которые необходимы для успешности той или иной профессиональной деятельности. Несмотря на свою широкую распространенность, термины компетентность и компетенции недостаточно понятийно определены и, как следствие, их практическое использование затруднительно. Та или иная интерпретация компетентности напрямую зависит от научных традиций и их прикладное использование в психологии, социологии, педагогике различно. В психологии наиболее употребляемы данные понятия в современной акмеоло-гии. С позиций этого подхода компетентность (наряду с профессионализмом) - важнейшая субъектно-личностная характеристика деятельности, критерий совершенства деятельности, высшего качества и уровня ее осуществления. Компетентность выступает как «качество личности, ставшей подлинным субъектом деятельности». В понятие компетенции включено: умение личности свободно ориентироваться в сложных условиях профессии, оперировать субъективными и объективными ее составляющими, вводить новые способы осуществления деятельности, технологии (Деркач, 2002, С. 95). Наряду с общей компетентностью используется термин «профессиональная компетентность» как «интегральная профессиональная способность человека, означающая его подготовленность к решению определенного класса профессиональных задач» (там же, С. 304). В акмеологических исследованиях достаточно часто используются оба этих понятия, тем не менее, недостаточно проясненным является вопрос о соотношении профессиональной компетентности как интегрального качества личности и проблемой формирования отдельных компетенций и разными видами компетентностей. В общем виде акмеологи считают: профессионализм складывается из многих видов профессиональной компетентности; могут быть выделены группы профессиональной компетентности и виды профессиональной компетентности внутри каждой из групп; внутри компетентности выделяются компетенции, зависимые как от знаний, умений, так и от степени убежденности и потребности ими пользоваться; высокие уровни сформированности у человека труда профессиональной деятельности, профессионального общения, личности профессионала создают основу для развития разных сфер и видов профессиональной компетентности. В акмеологических исследованиях используется следующая структурная типология компетентности: 1. Компетентность в профессиональной деятельности и ее виды: специальная (знание своего дела); технологическая; субъектная; профессиологическая (осведомленность в мире профессий); правовая; экономическая и т. д. Компетентность в профессиональном общении и ее виды: коммуникативная; социально-перцептивная; дифференциально-психологическая; диагностическая (способность изучения другого человека); этическая; эмпатийная; межкультурная, социокультурная; конфликтная и др. Компетентность в развитии личности профессионала и ее виды: психологическая; индивидуальная, аутопсихологическая; культурная; рефлексивная и др. Применение такой интерпретации компетентности применительно к конкретным видам профессиональной деятельности приводит к тому, что при решении прикладных задач во внимание необходимо принимать чрезмерно большое количество видов деятельности, объема и уровней знания, критериев сформированности умений и навыков, наличия не только определенных ПВК, но и специфических личностных свойств и т.д. В рамках акмеологического подхода самая сложная задача - это описание совокупности профессиональных компетенций в социономических профессиях. Так, профессиональная педагогическая компетентность в самом общем виде складывается из: профессиональных педагогических знаний и умений, профессиональных «педагогических позиций» и профессионально важных качеств личности; кроме того, включает несколько отдельных видов компетентностей: предметную, методическую, диагностическую, инновационную, исследовательскую и др. Даже приблизительное описание структуры компетенций труда педагога делает его практическое применение проблематичным. В социологии (и, прежде всего - в феноменологическом ее направлении) компетентность выступает как атрибут профессионализма, это доскональное знание своего дела, существа выполняемой работы, возможных способов достижения намеченных целей, а также сложной системы существующих связей и отношений. Первое упоминание этого термина встречается в работах Ю. Хабермаса в контексте теории коммуникативных действий (Хабермас, 2000), и сразу же широко вводится исследователями в работы по социологии, социальной психологии, акмеологии, психологии личности. В теориях управления и организационной психологии это понятие неотделимо от представлений о подготовленности профессионала к деятельности в сложных социальных системах. Анализируя теории развития Пиаже и Кольберга, Ю. Хабермас ориентирует нас на следующее определение компетенции - «это способности решать эмпирико-аналитические или морально-практические вопросы, относящиеся к определенным классам проблем» (Хабермас, 2000, С. 54). Применять понятие компетенции нужно прежде всего при процессе обучения, а возможно при следующих допущениях: - знание вообще можно анализировать как продукт обучения; - обучение есть процесс разрешения проблем, в котором обучающийся принимает активное участие; - процесс обучения управляется самими его участниками. В рамках этой интерпретации и основываясь на предположении о «внутренней логике необратимого процесса обучения», были обозначены «ступени обучения» как 233 иерархически определенные уровни развития той или иной компетенции : А) преконвенциональный уровень - буквальное повиновение правилам и авторитету (обучающего), при действиях преобладает стратегия избегания возможного «ущерба» (ошибок, наказания и т.д.); Б) конвенциональный уровень - взаимодействие на основе «взаимных ожиданий»
Принимая во внимание, что в теории коммуникативного действия Ю.Хабермасом анализируются сложнейшие феномены (моральное сознание, разум, ответственность, этика и т.д.), обозначим лишь основные содержательные особенности стадий (уровней) развития компетенции, описанной Кольбергом на примере морального сознания. (к примеру, выполнения своих обязанностей), при действии реализуется стратегия согласия или компромисса между «как надо» (правилами) и типичными проблемными ситуациями; В) постконвенциальный или принципиальный уровень - признается приоритет определенных общих правил, даже если они противоречат конкретной ситуации, при действии реализуется стратегия равновесия «повиновение правилам - приоритет общей пользы конкретного результата», формируется способность решать нестандартные задачи и ситуации действия. Переход от одной ступени к другой возможен только посредством (само-)обучения. Развитие компетенции означает, что индивид таким образом перестраивает и дифференцирует имеющиеся у него знания и умения, что он лучше чем прежде, может решать а) «типичные» ситуации, б) «типичные» проблемы в ситуациях, а затем и в) нестандартные ситуации. Необходимыми условиями такого развития компетенции и преобразования действий являются рефлексивные формы коммуникации при обучении. При четком определении границ применимости понятия «компетенция» и уровнях ее формирования при обучении остаются открытыми вопросы: «Какие действия могут быть признанными компетентными (рациональными)?»; «Какими знаниями должен обладать индивид для принятия компетентного решения при действии?» А. Шютц (2003, С. 180-181), обращаясь к проблеме «разумности» (рациональности) выбора действия, постулирует необходимость следующих знаний: а) знание места подлежащей реализации цели действия; б) знание взаимоотношений этой цели с другими целями и ее совместимости (не- совместимости) с ними; в) знание желательных и нежелательных последствий при реализации главной цели; г) знание различных сочетаний средств, которые пригодны для достижения цели (независимо от того, контролируемы все или только некоторые из этих элементов); д) знание о влиянии этих средств на другие цели или на другие сочетания средств, включая случайные последствия и вторичные эффекты; е) знание о доступности этих средств, выделении средств, которые находятся в распоряжении и которые можно и правомерно применять. При этом А. Шютц остерегает от анализа отдельных «рациональных действий» (компетенций), подразумевая приоритет целостной совокупности взаимосвязанных «действий в социальном мире». Эта идея позволяет наряду с понятиями «компетентность» и «профессиональная компетентность» оперировать понятием социальной компетентности личности профессионала, которое достаточно ново и имеет междисциплинарный характер. Дополнительный довод в пользу изучения социальной компетентности личности профессионала выглядит следующим образом: трудовая деятельность по своей сути является не только и не столько индивидуальной, сколько совместной. Из данного положения следует, что оцениваться должны не столько компетенции субъекта взаимодействия, сколько интегральные качества профессионала, характеризующие его взаимодействие с другими людьми. Социальную компетентность личности рассматривают не только как результирующую характеристику определенных видов деятельности (в том числе и профессиональной); современное направление работ по этой тематике связывает социальную компетентность прежде всего со структурами личности и рассматривает ее как «высший уровень освоения социальной действительности посредством сознания» [Белицкая Г.Э., 1995, С. 45]. Социальная компетентность личности выступает не только как внешняя психологическая характеристика разных видов деятельности личности, но как внутренняя характеристика, отраженная и закрепленная в сознании индивида. При такой интерпретации социальная компетентность личности одновременно может выступать: как характеристика внутренней стабильности, субъектной автономности и активной деятельности личности; и как механизм сохранения целостности личности в постоянно меняющихся условиях ее функционирования. Структурная модель социальной компетентности личности включает в себя ряд уровней: концептуальная компетентность как деятельностное основание ценностно-смысловой сферы личности; профессиональная компетентность как способность к интеграции знаний и навыков с целью их использования в деятельности в условиях изменяющихся требований внешней среды и ситуации; компетентность в эмоциональной сфере, в области восприятия (в разнообразии форм и способов предъявлений другого и ситуации); ■ компетентность в конкретных видах деятельности (общение, переговоры и т. п.). Принципиальное положение, интегрирующее существующие подходы к изучению социальной компетентности можно сформулировать так: «Социальная компетентность не только присуща человеческой (в том числе и профессиональной) деятельности (ее атрибутивный признак), но и является интегральным личностным образованием, существующим в виде единства мотивационно-ценностного, эмоционально-волевого, содержательно-операционального компонента деятельности». Следовательно, уровень социальной компетентности личности профессионала может выступать как критерий успешности функционирования личности в сложнейшей системе профессионального взаимодействия «Я - Другие - Ситуация (профессиональная и социальная)». Правомерно рассматривать социальную компетентность специалиста как способность личности творчески, проблемно осознавать профессиональную деятельность в контексте социального взаимодействия с другими людьми. Если вспомнить изначальное определение компетентности, то можно говорить, прежде всего, о профессионализме, т. е. высшем уровне освоения и осознания личностью профессиональной деятельности. Литература 1. Акмеология [Текст] / Под общ.ред. А.А. Деркача. - М.: изд-во РАГС, 2002. - 650 с. Белицкая, Г. Э. Социальная компетентность личности [Текст] / Г.Э Белицкая // Сознание личности в кризисном обществе / Под ред. К. А. Абульхановой - Славской. - М.: ИП РАН, 1995. - 193 с. Хабермас, Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие [Текст] / Ю. Хабермас - СПб.: Наука, 2000. - 380 с. Шютц, А. Смысловая структура повседневного мира: очерки по феноменологической социологии [Текст] / А.Шютц. - М., 2003. - С. 180-181. ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КОРРЕЛЯТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ВОСТРЕБОВАННОСТИ ЛИЧНОСТИ Е.В. Харитонова г. Краснодар В последнее время термин востребованности широко используется в научных исследованиях. Наибольшее внимание данному феномену, а точнее лишь одному из его видов - профессиональной востребованности, было уделено в социологических и экономических исследованиях. Многие авторы, говоря о востребованности личности, пре- 23423 5236 жде всего, имеют в виду востребованность специалиста234235236. В отечественной социологии приоритетным направлением исследования является изучение востребованности кадрового потенциала. В качестве основных направлений экономических исследований востребованности выступают: маркетинг востребованности выпускников вуза, образовательных услуг, а также оценка профессиональной востребованности на внутреннем и внешнем рынках труда. В психологических исследованиях востребованность личности рассматривается, прежде всего, как неотъемлемая составляющая часть современного рынка труда. При этом, феноменологически не определяя содержание этого понятия, 237 исследователи используют его как показатель конкурентоспособности специалиста237, 238 необходимости реорганизации профессионального опыта специалиста238, «рыночной» оценки значимости профессии. В отличие от социологических и экономических исследований, в психологических исследованиях, на фоне различия трактовок, разнообразия признаков и критериев востребованности, предлагаемых различными авторами, отсутствует четкое определение данного понятия, а также его операционализация. Противоречие между растущей востребованностью научно обоснованных концепций профессиональной востребованности личности и отсутствием системного научного подхода к психологической интерпретации данного феномена обусловливает наличие научной проблемы и актуальность ее исследования. Анализ теоретических источников и результаты проведенных эмпирических исследований (2002-2009 гг.), позволили разработать концепцию профессиональной востребованности личности. Для верификации концепции был осуществлен цикл исследований, посвященных различным ее аспектам. В рамках одного из циклов был разрабо- 239 тан и стандартизирован опросник «Профессиональная востребованность личности»239. Целью последующих циклов был анализ результатов исследования психологии профессионально востребованной личности. В рамках данной публикации будут представлены некоторые результаты этого исследования. Бурлюкина Е.В. Маркетинговое управление востребованностью специалистов в системе высшего профессионального образования. Дисс... канд. эконом. наук. Пенза, 2006. 235 Мельник Т.И. Маркетинговый подход к коррекции системы подготовки востребованного специалиста // Материалы интернет-конференции «Коррекция системы подготовки компетентного востребованного специалиста». Волгоград, 2007. URL: www.volsu.ru 236 Радаева Е.А. Востребованность кадрового потенциала государственной гражданской службы (Социо- логический аспект). Дисс... канд. социол. наук. М., 2004. 237 Акидинова И.А. Особенности самоактуализации личности в профессиях различного уровня социаль- ного престижа. Автореф. дисс. канд.психол.н. М., 2000. 238 Исмагилова Ф.С. Профессиональный опыт специалистов и управление им в условиях формирования рыночной экономики. Дисс д. психол. наук. М., 2000. 239 Харитонова Е.В., Ясько Б.А. Опросник «Профессиональная востребованность личности» (ПВЛ): Ру- ководство. Краснодар, 2009. В качестве основных функциональных компонентов профессиональной востребованности теоретическим и эмпирическим путем было выделены следующие: отношение к себе как профессионалу, реализовавшему свой потенциал; принадлежность к профессиональному сообществу и обществу в целом; переживание профессиональной востребованности; отношение к себе как компетентному профессионалу; отношение к себе как авторитетному профессионалу; оценивание профессиональной деятельности и ее результатов; восприятие отношения других к себе как значимому профессионалу; самоотношение к себе как значимому для других профессионалу. Как показали проведенные нами исследования, указанные компоненты тесно взаимосвязаны между собой. Психология востребованности личности может быть представлена со стороны двух блоков качеств: инициативно-притязательных и результативных. В связи с этим, исходя из понимания профессиональной востребованности как системы субъективных отношений к себе, как значимому для других, мы предположили, что параметры профессиональной востребованности личности будут положительно связаны: со стороны инициативно-притязательных характеристик - с осмысленностью жизни, выраженностью базовых убеждений, параметров жизнестойкости и самоотношения; преобладанием в ценностно-мотивационном профиле ценности доброты, социальной полезности, стремлением к достижению социального статуса и рабочей направленности; со стороны результативных характеристик - с высоким адаптационным ресурсом, параметрами саморегуляции поведения и конструктивными стратегиями преодоления стрессовых ситуаций. Уровень профессиональной востребованности выявлялся с применением опросника «ПВЛ». Остальные использованные методики были условно разделены на две группы. Первую группу составили тесты, позволяющие выявить инициативно-притязательные характеристики личности. Это методики: «Обзор ценностей» и «Профиль личности» (Ш. Шварц); тест смысложизненных ориентаций (Д.А. Леонтьев); тест-опросник самоотношения (В. В. Столин, С. Р. Пантелеев); шкала базовых убеждений (Р. Янов-Бульман, в обработке М. А. Падун, А. В. Котельниковой); русскоязычная версия теста жизнестойкости (С. Мадди); опросник «Диагностика мотивационной структуры личности (Э. Мильман). Во вторую группу включены методики, вскрывающие психологическую результативность личности: опросник «Стиль саморегуляции поведения (В. И. Моросанова), методика «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» (в адаптации Т. Л. Крюковой), а также многоуровневый личностный опросник (МЛО). Для получения аналитических данных проведена статистическая обработка первичных результатов. Для оценки нормальности распределения были использованы статистические критерии Колмогорова-Смирнова и Ливена, сравнение мужской и женской подвыборок осуществлялось с помощью параметрического t-критерия Стьюдента, корреляционный анализ осуществлялся с помощью r-коэффициента Пирсона. На первом этапе исследования проведена оценка выраженности изучаемых параметров в мужской (N=110 чел.) и женской (N=240 чел.) подвыборках. Тест Ливена показал, отсутствие статистически достоверных различий между дисперсиями, что свидетельствует о нормальности распределения данных. По ряду методик были выявлены достоверные различия меду мужской и женской подвыборками, в связи, с чем корреляционный анализ в дальнейшем будет проводиться в каждой подвыборке отдельно. На втором этапе исследования был проведен корреляционный анализ изучаемых параметров с помощью r-коэффициента Пирсона. Анализ взаимосвязи параметров профессиональной востребованности личности и ценностей на уровне поведения и убеждений показал выраженную гендерную специфику этой взаимосвязи. Если для женской подвыборки характерны многочисленные и тесные взаимосвязи параметров ПВЛ с ценностями как уровне нормативных идеалов, так и на уровне поведения, то в мужской подвыборке выявлены лишь две взаимосвязи ценностей на уровне нормативных идеалов и ПВЛ: переживания востребованности и самостоятельности, отношения других и выраженности ценности безопасности. В женской же выборке с ростом параметров ПВЛ отмечен рост таких ценностей на уровне убеждений как конформность, традиции, доброта, универсализм, стимуляция, достижения, власть, безопасность. В свою очередь практически со всеми ценностями на уровне убеждений связаны такие параметры ПВЛ как «удовлетворенность степенью реализации профессионального потенциала», «профессиональный авторитет» и общий уровень профессиональной востребованности, тесно связанными также являются «принадлежность к профессиональному сообществу», «профессиональная компетентность» и «отношение других». Для респондентов вне зависимости от пола характерна тесная взаимосвязь параметров ПВЛ с таким ценностями на уровня поведения как доброта, стимуляция, достижения и безопасность; в женской подвыборке - еще и с самостоятельностью. В свою очередь, вне зависимости от пола тесно связанными с ценностями на уровне поведения являются такие параметры ПВЛ как «профессиональный авторитет», «принадлежность к профессиональному сообществу», «профессиональная компетентность», «оценка результатов профессиональной деятельности»; помимо перечисленных в женской подвыборке - еще и «удовлетворенность степенью реализации профессионального потенциала» и «отношение других». С ростом уровня востребованности отмечено увеличение выраженности всех параметров жизнестойкости. Высокая выраженность компонентов жизнестойкости у респондентов, осознающих себя востребованными, препятствует возникновению внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях и в случае любого неблагоприятного изменения профессионального статуса. В случае же сформированности у личности чувства отвергнутости, невовлеченности, ощущения себя «вне» жизни, собственной беспомощности, непринятия риска будет затруднено формирование системы отношения к себе как значимому для других. Выявлена тесная взаимосвязь параметров ПВЛ с базовыми убеждениями личности. Причем, как и в случае взаимосвязи с ценностями на уровне убеждений выявлена гендерная специфика этой взаимосвязи. Со всеми параметрами ПВЛ в женской подвы-борке связаны такие базовые убеждения как вера в справедливость и контролируемость мира; в мужской подвыборке - с базисным убеждением о ценности и значимости собственного Я. В мужской подвыборке тесно связаны с базовыми убеждениями «оценка результатов профессиональной деятельности» и «самоотношение»; а в женской подвыборке - «переживание профессиональной востребованности», «профессиональная компетентность» и «самоотношение». Менее всего связаны с базовыми убеждениями в мужской подвыборке -«удовлетворенность степенью реализации профессионального потенциала», «принадлежность к профессиональному сообществу», «профессиональная компетентность» и «профессиональный авторитет» в женской - «принадлежность к профессиональному сообществу». Учитывая тот факт, что компоненты жизнестойкости и базовые убеждения развиваются в детстве, можно предположить, что сформированная в детстве система убеждений о себе, о мире, об отношениях с миром способствует достижению чувства значимости для других сначала через принятие и поддержку, любовь и одобрение со стороны родителей. В дальнейшем эта система убеждений выступает в качестве базы формирования представления о себе как значимом для других профессионале. Анализ взаимосвязи параметров ПВЛ и теста СЖО показал, что с ростом всех параметров востребованности растет выраженность осмысленности жизни в прошлом, настоящем и будущем, а также интернальность локусов контроля Я и Жизнь. Профессионально востребованной личности свойственны цели, придающие жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. Она воспринимает процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный оценивая и жизнь в настоящем и в прошлом как продуктивную и осмысленную. Востребованная личность считает себя сильной и обладающей свободой выбора, и убеждена в том, что способна контролировать свою жизнь. Выявлена тесная взаимосвязь параметров ПВЛ и самоотношения личности. В мужской подвыборке тесно связана со всеми параметрами ПВЛ только самоуверенность, в женской подвыборке - интегральное чувство за и против собственного Я, самоуважение, ожидание положительного отношения от других. Важно отметить, что практически все параметры ПВЛ вне зависимости от пола респондентов тесно связаны как с глобальным самоотношением, так и с параметрами самоотношения, дифференцированного по самоуважению, аутосимпатии, самоинтересу и ожидаемого отношения к самому себе. Обращает на себя внимание отсутствие взаимосвязи указанных параметров в мужской подвы-борке с «удовлетворенностью степенью реализации профессионального потенциала», в то время как в женской подвыборке этот параметр связан как с глобальным самоотношением, так и самоуважением и аутосимпатией. Интересен также тот факт, что в мужской подвы-борке выявлены лишь по одной взаимосвязи параметров ПВЛ со шкалами, направленными на измерение выраженности установки на внутренние действия в адрес «Я». Кроме указанной выше самоуверенности, а также самопринятия, в женской подвыборке тесная связь выявлена также с самоинтересом и самопониманием. Анализ взаимосвязи мотивационной структуры и параметров ПВЛ позволил выявить вне зависимости от пола тесную взаимосвязь параметров ПВЛ с удовлетворенностью рабочей направленности таких мотивов как стремление к социальному статусу, общей активности, общественной полезности. Причем в последнем случае выявлена также положительная взаимосвязь и с выраженностью удовлетворенности общежитейской направленности мотива. Кроме того для женской подвыборки характерны тесные взаимосвязи большинства параметров ПВЛ с выраженностью общежитейской направленности на общественную полезность, относящуюся ко всей сфере жизнедеятельности. Для мужской подвыборки характерной оказалась тесная взаимосвязь с большинством параметров мотивационного профиля «переживания профессиональной востребованности». Для мужской подвыборки характерна положительная взаимосвязь «переживания востребованности» со стеническим типом направленности на эмоциональные переживания и стеническим типом переживания и поведения в состоянии фрустрации, для женской подвыборки - «отношения других» и направленности на эмоциональные переживания астенического типа и отрицательная взаимосвязь практически всех шкал ПВЛ и астенического типа переживания фрустрации. Вне зависимости от пола для респондентов характерна положительная взаимосвязь «принадлежности к профессиональному сообществу» и выраженности прогрессивного типа мотивационного профиля, что свидетельствует о преобладании у профессионально востребованной личности развивающих мотивов над уровнем мотивов поддержания. Для такой личности характерна социально направленная позиция. В целом для выборки характерна положительная взаимосвязь большинства параметров ПВЛ с проблемно-ориентированным копингом и отрицательная - с эмоционально-ориентированным. Полученные данные свидетельствуют о большей склонности профессионально востребованной личности разрешать проблемные ситуации и невостребованной - уходить в эмоциональные переживания - по поводу наличия трудностей в их жизни. Кроме того для женщин характерна положительная взаимосвязь копинга, ориентированного на социальное отвлечение, «принадлежности к профессиональному сообществу», «профессионального авторитета», «профессиональной компетентности» и общего уровня профессиональной востребованности. Вне зависимости от пола для респондентов характерна положительная взаимосвязь большинства параметров ПВЛ и моделирования, оценки, гибкости и общего уровня саморегуляции личности. Обращает на себя внимание слабая связь с параметрами саморегуляции личности таких параметров ПВЛ как «удовлетворенность степенью реализации профессионального потенциала» и «принадлежность к профессиональному сообществу». В целом, полученные результаты свидетельствуют о том, что слабая сформированность процессов моделирования, приводящая к неадекватной оценке значимых внутренних условий и внешних обстоятельств, неадекватность оценки испытуемым себя и результатов своей деятельности и поведения, неспособность заметить изменение ситуации свидетельствуют о низкой результативности личности невостребованных респондентов. В динамичной, быстро меняющейся обстановке такая личность чувствуют себя неуверенно, с трудом привыкает к переменам в жизни, к смене обстановки и образа жизни, что еще больше способствует возникновению регулятор-ных сбоев и, как следствие, неудач в выполнении деятельности. Оценка взаимосвязи адаптационных возможностей респондентов и выраженности у них параметров ПВЛ показала, что с ростом уровня востребованности отмечается расширение адаптационных способностей респондентов, в том числе рост уровня поведенческой регуляции и коммуникативного потенциала. Кроме того выявлена тесная взаимосвязь морально-нравственной нормативности и «оценки результатов профессиональной деятельности», «самоотношения», а в женской подвыборке еще и «отношения других» и общего уровня профессиональной востребованности. Низкий уровень поведенческой регуляции, склонность к нервно-психическим срывам, отсутствие адекватности самооценки и восприятия действительности, низкий уровень коммуникативных способностей, затруднение в построении контактов с окружающими, а также низкий уровень социализации, препятствуют оптимальной оценке профессионально невостребованной личностью своего места и роли в коллективе, что еще больше углубляет кризис невостребованности. В целом, полученные нами результаты свидетельствуют о высокой результативности личности востребованных респондентов и низкой - у невостребованных. Таким образом, поводя итог проведенному исследованию можно констатировать, что выдвинутые нами гипотезы полностью нашли свое подтверждение. Профессиональная востребованность, будучи целостным по психологической сути, является частью большего целого - жизненного опыта субъекта. Экзистенциальное предназначение востребованности состоит в интеграции всех субъективных представлений о средствах и результатах активности личности в единое образование, позволяющее в дальнейшей активности достигать желаемого практического или иного значимого результата. Подтверждением чему выступает положительная взаимосвязь параметров профессиональной востребованности личности с такими инициативно-притязательными характеристиками как осмысленность жизни, выраженность базовых убеждений, параметры жизнестойкости и самоотношения; преобладание в ценностно-мотивационном профиле ценности доброты, социальной полезности, стремлением к достижению социального статуса и рабочей направленности, а также с такими результативными характеристиками как высокий адаптационный ресурс, параметры саморегуляции поведения и конструктивные стратегии преодоления стрессовых ситуаций. Таким образом, прикладная верификации опросника ПВЛ и в целом концепции профессиональной востребованности личности позволила не только дифференцировать и содержательно охарактеризовать психологические проявления и дефиниции профессионально-востребованной и невостребованной личности, но и открывает перспективы для дальнейших исследований. Важно отметить, что фрагментарное понимание профессиональной востребованности либо исключительно в связи с фактом возможного трудоустройства, либо в качестве составляющих представлений о престиже профессии и социальной успешности личности и пр., не исчерпывает данный феномен. Он может быть понят с позиций метасистемного анализа, в контексте жизненных обстоятельств и воздействий.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ПРОБЛЕМЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА» з дисципліни «Актуальні проблеми клінічної та прикладної психології»