АКЦЕНТУАЦИЯ ХАРАКТЕРА СЛУШАТЕЛЕЙ (КУРСАНТОВ) БЕРЕГОВОГО УЧЕБНО-ТРАНСПОРТНОГО ЦЕНТРА БЖС
В настоящее время многие области трудовой деятельности связаны с нервно-психическим напряжением, особенно у рыбаков и моряков. Система «рыбак-судно-море» (РСМ)- многофункциональна и сложна. Самое слабое звено в этой системе — рыбак (моряк). По статистическим данным 70-80% происшествий происходит из-за ошибок командного состава (рыбака-моряка). Проблема надёжности судоводителя связана с ролью человеческого фактора, под которым понимают всю совокупность физических, психических и социальных свойств личности судоводителя и их эффективное использование в процессе управления судном. С 1996 года на уровне государственной программы включена психологическая подготовка судоводителей и других специалистов, учащихся в университете и проходящих подготовку в Береговом учебно-тренажёрном центре БЖС. Проблема надёжности и компетентности курсантов - будущих работников моря. Для её успешного решения необходимо обратить самое пристальное внимание на индивидуальный подход к психологической подготовке курсантов при освоении приёмами и методами БЖС в условиях тренажёрного центра. Это одна из основных тенденций нашего времени - признание личности курсанта. Основной задачей психологической подготовки рофессионала является формирование психического состояния и реализация освоенного навыка в определённом виде работ по БЖС. Формирование соответствующего состояния и учёт «индивидуального подхода» позволяет построить процесс психологической подготовки курсантов более эффективно. Высокие технологии, обилие информации, современная техника, постоянный дефицит времени, напряжённая работа рыбака (моряка)- всё связано с нервно-психическим напряжением [4]. Ускорение темпа жизни, усиливает это напряжение, в своём большинстве способствует возникновению и развитию пограничных форм нервно-психической патологии, что выводит проблемы психогигиены и психопрофилактики в ряд главных задач охраны психического здоровья рыбака (моряка). Решение проблемы связано, прежде всего, с необходимостью ранней диагностики субклинических проявлений такого рода состояний, в частности, невротизации, психо-патизации и предрасположенности к ним (т.е. акцентуации характера), которые вполне возможно диагностировать в процессе психологической подготовки слушателей (курсантов) в цикле изучения индивидуальных свойств курсанта тренажёрного центра, наряду с темпераментом и другими характеристиками. Курсант, находящийся в экстремальных условиях моря, отслеживает ежесекундно значительное количество параметров, поневоле находится в состоянии постоянного напряжения, а то и перенапряжения. Существует немало факторов (экзогенных и эндогенных), которые не позволяют ему сформулировать состояние оперативного покоя. Поэтому большую роль в психологической подготовке курсанта играет диагностика его психологических и психофизиологических свойств, и, конкретно, акцентуаций характера, которая под воздействием психогенных и природных (физических) факторов, адресующихся к «месту наименьшего сопротивления» может вызывать временные нарушения адаптации и отклонения в поведении [2]. Что совершенно недопустимо в период борьбы за живучесть корабля и спасения своей жизни. В литературных источниках содержится информация о значительной корреляции между уровнем невротизации и психопатизации и некоторыми акцентуациями характера. Все акцентуации А. Е. Личко рассматриваются как временные изменения характера, согласующиеся с возрастом. В то же время многие из них переходят в психические заболевания или же сохраняются на всю жизнь [8]. В данном исследовании используется метод опроса, метод беседы, наблюдения, интервью и методика Г. Шмишека [11]. Для подтверждения незначительной статистической разницы встречаемости признака (акцентуации характера) по возрастным группам курсантов использовался метод математической обработки полученных данных -многофункциональный критерий Фишера (угловое преобразование Фишера) с целью проведения сравнительного анализа наличия акцентуации личности в разных возрастных категориях. Было организовано и проведено исследование 193 курсанта тренажёрного центра. Выборку разгруппировали на следующие группы: 1 группа: 20-25 лет; 2группа: 25-35 лет. Полученное эмпирическое значение 1,31 находится в зоне незначимости [10]. Следовательно, доля лиц курсантов в возрасте от 20 до 25 лет с акцентуацией личности не больше, чем доля лиц курсантов в возрасте от 25 до 35 лет. Таким образом, исследование показало- преподаватель может быть уверен, что для реальных данных выявленное отсутствие статистического различия можно интерпретировать: • Что доля лиц с акцентуацией личности в обеих выборках практически одинакова; Что доля лиц с акцентуацией личности в обеих возрастных группах курсантов достаточна высока 64,8-73,8 %; Понятие «пограничные состояния», «акцентуированные личности», «невротизация», «психопатизация»- необходимо включать в курс психологической подготовки курсантов для более качественной подготовки на БЖС и в других чрезвычайных ситуациях; В процессе психологической подготовки курсантов необходимо проводить групповые исследования курсантов на доминирующий темперамент (т.е. имеются акцентуации темперамента) на акцентуацию характера как крайний вариант нормы. Значимость индивидуального подхода в подготовке личного состава курсантов (слушателей) будет неполноценной без вышеперечисленных факторов. Достаточно сложно провести чёткую границу между чертами, формирующими акцентуированную личность и чертами, определяющими вариант индивидуальности человека. Понятие «акцентуация» впервые ввёл немецкий психиатр и психолог, профессор неврологической клиники Берлинского университета Карл Леонгард. Он заменил термин «психопатия» на термин «акцентуированная личность». Акцентуация характера, по Леонгарду, это нечто промежуточное между психопатией и нормой. По его мнению, акцентуированные личности - это не больные люди, а это здоровые индивиды со своими индивидуальными особенностями. Акцентуированные характеры зависят не от природно-биологических свойств, а от факторов внешней среды, которые накладывают отпечаток на образ жизни данного человека [7]. Акцентуация всегда предполагает усиление степени определённой черты. Эта черта личности, таким образом, становится акцентуированной. Акцентуированные черты личности не так многочисленны, как варьирующие индивидуальные. Акцентуация-это, в сущности, те же индивидуальные черты, но обладающие тенденцией к переходу в патологическое состояние. При большой выраженности они накладывают отпечаток на личность как таковую и, в своём негативном развитии могут приобрести патологический характер, разрушая структуру личности. Они не являются основными причинами патологического формирования личности, но могут стать одним из факторов в развитии пограничных состояний [8]. Акцентуацию можно определить как дисгармоничность развития характера [5], гипертрофированную выраженность отдельных его черт, что обуславливает повышенную уязвимость личности в отношении определённого рода воздействий и затрудняет её адаптацию в некоторых специфических ситуациях, например, управление спасательными работами и т.д. Учитывая вышесказанное, всё же необходимо обратить внимание, что сочетание различных типов акцентуаций, психопатических и невротических сочетаний приводит к различным исходам. Например, сочетание акцентуированных и психопатических личностных черт в том или ином человеке не усиливает акцентуацию, а напротив, оно ведёт к выравниванию характера, т.е. к норме. Следующий этап исследования состоит в дифференциации полученных данных по группам. В данной выборке исследования показали: 75%- смешанные акцентуации; 25%- единичная явная акцентуация, как правило, с тенденцией, т.е. с дополнительными чертами. Обработанные результаты по встречаемости акцентуации характера выборки представлены в сводной таблице № 1 А) Промежуточные типы обусловлены эндогенными закономерностями (генетическими факторами) и особенностями развития в раннем детстве. Например, циклотимно-экзальтированный тип, циклотимно-тревожный тип, ин-тровертированно-тревожный тип, гипертимно-экстравертированный тип, экзальтированно-тревожный тип, интровертированно-педантичный тип, демонстративно-возбудимый тип. Б) Амальганные типы-это тоже смешанные типы, но у них другое формирование акцентуированных черт, на эндогенное ядро одного типа накладываются черты другого типа, в силу неправильного воспитания при хроническом психогенном воздействии. Например, гипертимно-неустойчивый и гипертимно-возбудимый тип представляют собой присоединение неустойчивых и демонстративных черт к гипертимной основе. Эмоционально-демонстративный тип- наслоение демонстративности на эмоциональную лабильность [14]. Вторым мощным трансформирующим фактором является продолжительность социально-психологического воздействия [13]. Исходя из вышесказанного можно сделать следующий вывод, что в исследовании индивидуальных психологических свойств курсантов тренажёрного центра БЖС желательно включать исследования по акцентуации характера, это во-первых. Во-вторых, преподавателям и инструкторам, мастерам необходимо учитывать особенности выявленной акцентуации характера курсанта при последующих рекомендациях тренажёрного центра в процессе психологической подготовки, а именно: зная статику и динамику акцентуаций можно предотвращать конфликтность курсанта как самому себе, так и к обществу. Прогнозировать выравнивание черт характера в сторону гармоничной личности. Составлять психокоррекционную программу с лечебной и профилактической целью. А также выявлять не годных или условно годных в экстремальных условиях моря.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «АКЦЕНТУАЦИЯ ХАРАКТЕРА СЛУШАТЕЛЕЙ (КУРСАНТОВ) БЕРЕГОВОГО УЧЕБНО-ТРАНСПОРТНОГО ЦЕНТРА БЖС» з дисципліни «Актуальні проблеми клінічної та прикладної психології»