СУБЪЕКТИВНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О БОЛЕЗНИ: СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД
Современная ситуация рынка медицинских услуг в нашей стране такова, что наряду с научными, пациентам предъявляется широкий спектр парамедицинских центров по лечению и оздоровлению организма, методик, а также препаратов, не относящихся к лекарствам, но позиционируемых их распространителями как лечебное средство. В средствах массовой информации широко рекламируются услуги нетрадиционных целителей, колдунов, знахарей, парапсихологов и экстрасенсов, чья деятельность при всей возможной толерантности не может быть отнесена к научной. Интерес в обществе к различным паранаучным, оккультным лечебным практикам подогревается и тематикой телевизионных программ, посвященных соревнованиям экстрасенсов, нетрадиционным методам лечения, астрологическим прогнозам и предсказаниям, советам парапсихологов и т. д. Правовая регламентация подобных услуг, выходящих за рамки традиционной, научной медицины, требует лишь сертификации услуг с независимой клинической оценкой их безопасности для человека, никак не оценивая их эффективность. Таким образом, объективная ограниченность возможностей традиционной медицины, привлекательность кажущегося «всемогущества» парамедицины, наглядность и простота «народных» методов лечения, отсутствие открытой дискуссии в обществе между наукой и паранаукой, приводят к глобальной мистификации массового сознания и широкой распространенности иррациональных верований о болезни и здоровье. По-своему объясняя мир, эзотерические и оккультные учения становятся сотериологиче-ской системой (теорией спасения - М. Элиаде): они дают человеку некий «инструмент» обращения с миром; мир становится более понятным, управляемым и безопасным. Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ №08-06-00345а Адаптивной, защитной роли иррациональных представлений в жизни человека посвящен ряд современных исследований. Также экспериментально Е. В. Субботским было продемонстрировано, что при определенных условиях даже взрослые, образованные, психически здоровые люди могут «соскальзывать» с рационального на магическое (феноменологическое) осмысление ситуации и демонстрировать широко известные «феномены Пиаже». Условиями актуализации в сознании иррациональных форм мышления являются: стрессовый характер ситуации, потенциальная угроза для жизни и здоровья человека; снижение возможности контроля; отсутствие социальной поддержки; полная вовлеченность (включенность) человека в ситуацию, а также ее аффективная или личностная значимость. В этом случае граница «допустимого» в сознании участников исследования смещалась на определенное время, делая возможным то, что в обычное время считалось человеком нереальным. Ситуация болезни отвечает всем перечисленным условиям. Традиционно субъективные представления о болезни соматически больных (без поражения головного мозга и тяжелой психической патологии) рассматриваются как рациональные и осознанные. С объективистской точки зрения считается, что если у человека не отмечаются когнитивные нарушения, то он исходно рационален, а представления, на которые он опирается при принятии решения в отношении поведения, связанного с болезнью, статичны. При таком подходе разъяснительная работа должна способствовать формированию у пациента адекватной внутренней картины болезни. Однако исследования психологических защит, дезадаптивного поведения, трудности вовлечения пациентов соматической клиники в рациональную психотерапию и неустойчивость ее результатов говорят об обратном: просветительская работа не ведет к устранению из сознания иррациональных верований. Подобные противоречия можно объяснить, если транспонировать вышеизложенные соображения о сосуществовании (и конкуренции при определенных условиях) в сознании человека иррациональных и рациональных компонентов в область клинической психологии и рассматривать субъективные представления о болезни как вариант обыденных, подчиняющихся закономерностям обыденного сознания. Обыденное сознание является психологической категорией, объединяющей рациональное и иррациональное в сознании человека. Оно занимает положение медиатора по отношению: к общественному и индивидуальному сознанию; к мифологическому и научному отражению мира; к бессознательному и рефлексивному сознанию. Поскольку, обыденное сознание близко к мифологическому, то оно обладает сходными с ним свойствами: трудно рефлексируется и мало осознанно, основано на вере и эмоциональном отношении, не поддается опытной проверке; имеет вероятностный характер; терпимо к противоречиям, содержит с точки зрения формальной логики, неадекватно сопоставленные общие и частные признаки. Как и для мифологического, для обыденного сознания характерны принципы подобия и сопричастности. Обыденные представления о заболевании связаны с усвоением существующих в культуре взглядов (стереотипов, эталонов) на болезни, их причины, механизмы и вытекающие из этого методы лечения, прогноз болезни. Представления сочетают в себе черты архаичных, мифологических верований и, в тоже время, включают достижения научно-технической революции (в виде упрощенных, адаптированных знаний). Но обыденные представления не являются абстрактным феноменом, они опосредуют поведение человека в ситуации болезни. А также, будучи взаимосвязаны с интрацепцией, субъективные представления о болезни могут порождать соответствующие телесные сенсации, дезориентирующие человека. В сложившей ситуации задачей специалиста (клинического психолога, психотерапевта) становится изучение субъективных, обыденных представлений пациента о болезни как реальности, требующей внимания, серьезного рассмотрения и правильной квалификации. Расшифровывая эти представления, специалист получает возможность корригировать вредные и продуцировать полезные верования о болезни и здоровье, «встраиваясь» в мифологию пациента.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «СУБЪЕКТИВНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О БОЛЕЗНИ: СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД» з дисципліни «Актуальні проблеми клінічної та прикладної психології»