ТРЕВОЖНОСТЬ И ВРЕМЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА БУДУЩЕГО У ДЕТЕЙ С ОНКОЛОГИЧЕСКОЙ ПАТОЛОГИЕЙ
Актуальной задачей современной и медицинской психологии является изучение особенностей личности больных с хроническими соматическими заболеваниями и разработка на этой основе системы психологических реабилитационных мероприятий. По своей распространённости, социальной и экономической значимости среди таких заболеваний на первое место выходят различные онкологические болезни. В наше время эта болезнь поражает все больше людей и даже постепенно «молодеет»: примерно у одного из 500 пациентов злокачественное образование развивается в детстве, и, несмотря на достижения современной медицины и возможность значительного улучшения прогноза, рак остается наиболее распространенной причиной смерти детей. В настоящее время, один из каждой тысячи молодых людей проходил курс лечения от 79 рака . Одной из важных психологических проблем в онкологической клинике является проблема реакции личности на болезнь80. От того, как больной относится к своему заболеванию, его планов, целей и активности в целом зависит общий успех лечения. Эмоции, которые проявляет больной человек, изначально призванные мобилизовать на защиту, чаще подавляются. Страх, тревога, напряжение выступают на первый план в эмоциональном фоне больного человека. В результате этого формируется негативное отношение к планированию лечения или же вообще отсутствие планов, будущее предстает фактически непрогнозируемым, что в дальнейшем усложняет процесс выздоровления пациента. Развитее личностных особенностей такого пациента осуществляется во времени и с «временным» содержанием его жизни. При этом предметом, материалом, формирующим их личностные особенности, выступают не только психологические содержания, «привязанные» к актуальному (настоящему) моменту, но и к прошлому, и к грядущему жизненному опыту. Время является одной из важнейших составляющих жизни, оно связывает все структуры реальности, пронизывает все сферы жизнедеятельности человека. Необходимость психологического изучения представления о времени и отношения к нему обусловливается тем, что все процессы - и внешние по отношению к человеку, и внутренние (психические) - разворачиваются и происходят во времени. Время неотделимо от субъекта; время является связующим звеном в образе мира субъекта и одновременно составляющей образа мира. Блинов Н.Н., Хомяков И.П., Шиповников Н.Б. Об отношении онкологических больных к своему диагнозу //Вопросы онкологии. - 1990. - №8. - С. 966 - 969 80 Яничев П.И. Субьективные модели прошлого, настоящего и будущего в подростковом и юношеском возрасте // Наш проблемный подросток: Учебное пособие. СПб., 1999. С. 50 - 60. 81 Александер Ф. Психосоматическая медицина. - М.: Геррус, 2003; Бизюк А.П., Вассерман Л.И., Иовлев Б.В. Применение интегративного теста тревожности. Методические рекомендации. МЗ РФ. С.-Пб науч- но- исследовательский, психоневрологический институт им. Бехтерева. С-Пб 2003; Блинов Н.Н., Хомя- Проблема восприятия времени, отношения человека ко времени, организации им своего времени давно разрабатывается в психологических исследованиях. Данную проблематику изучают в рамках концепции жизненного пути личности81 и организации 82 83 времени жизни , концепции временной трансспективы личности и психологического 84 времени личности . Соотнесенность временной перспективы будущего с тревожностью у детей с онкологической патологией в психологической литературе не изучалась, что и объясняет интерес именно к этому аспекту проблемы.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ТРЕВОЖНОСТЬ И ВРЕМЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА БУДУЩЕГО У ДЕТЕЙ С ОНКОЛОГИЧЕСКОЙ ПАТОЛОГИЕЙ» з дисципліни «Актуальні проблеми клінічної та прикладної психології»