ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Актуальні проблеми клінічної та прикладної психології

ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ МИГРАНТОВ
Вследствие сложной экономической ситуации в Украине, значительного дефицита рабочих мест на рынке труда продолжается выезд граждан из Украины в страны дальнего и ближнего зарубежья с целью трудоустройства.
Нужно признать тот факт, что трудоустройство за границей является важным источником формирования среднего класса, инструментом включения в международный рынок труда, интеграции в международное сообщество и т.д. Вместе с тем, довольно серьезными являются негативные последствия эмиграции, обусловленные нарушением прав мигрантов, дискриминационными условиями труда и его оплаты, а также связанные с психологической и социально-психологической адаптацией человека в иноэтни-ческой среде.
Целью является исследование эмиграции как психотравмирующего фактора и влияния успешности процесса адаптации в иноэтнической среде на психологическое здоровье мигрантов.
Рассматривая научные работы, которые посвящены феномену адаптации, нужно подчеркнуть существование многих видов адаптации, которые свойственны определенной сфере и уровню деятельности человека. Проблему адаптации рассматривали Ф.Б.Березин (социальный, биологический и медицинский аспекты); Ф.Е. Василюк (адаптация человека к кризисным событиям жизни); А.А. Налчаджян, Г.М. Андреева, Б.Д. Па-рыгин (социальная адаптация); Н.Г. Лебедева, А.Б. Мулдашева, Л.Н. Гумилев, Г.У. Солда-това (адаптация эмигранта к другой культурной среде). Можно утверждать, что сущностью адаптации являются соединение устойчивости (сохранение идентичности) с изменчивостью (развитием, достижением новых состояний), которое прослеживается на уровне способов взаимодействия со средой и на уровне адаптивных механизмов.
Исследователи отмечают признаки и качества адаптированности индивида к социальному окружению, среди которых нужно отметить: получение статуса, места в социальной структуре общества; способность самостоятельно справляться со стрессовыми ситуациями; установки на активное взаимодействие с социальной средой, продуктивность, психическое равновесие, способность наслаждаться жизнью, конструктивное решение конфликтных и напряженных ситуаций, эмоционально-насыщенные связи с людьми и т. п.
С момента прибытия на новое местожительство у всех внешних мигрантов начинается процесс вживания, обустройства в новом для них обществе, который включает в себя организационные, правовые, политические, культурные, психологические аспекты. Этнокультурная адаптация рассматривается как сложный, многогранный и многосторонний процесс привыкания и приспособления к новым условиям жизни, это «процесс и результат взаимодействия этнических групп как единых и целостных субъектов
60
межгруппового взаимодействия и взаимовосприятия».
Иная культура вынуждает мигрантов отказаться от прошлого образа жизни, принять другие социальные нормы, правила и образцы поведения. Для мигранта в процессе адаптации изменяется все - от природы и климата до психологических отношений, а также традиций, обычаев, ритуалов, ценностей. Даже при благоприятных условиях, адаптация к другой этнической и культурной среде - сложный, стрессогенний процесс. Адаптацию можно считать успешной, если человек реализует свой личностный потенциал, возможности и способности и успешно решает психологические и социокультурные проблемы, поскольку процесс адаптации не является только пассивным приспособлением, но и активным стремлением изменить среду.
В качестве основных показателей успешности социокультурной адаптации мигрантов Г.У. Солдатова предлагает следующие61: 1) установление позитивных связей с новой средой, решение ежедневных жизненных проблем (школа, семья, быт, работа); 2) участие в социальной и культурной жизни принимающего общества; 3) удовлетворительные психическое состояние и физическое здоровье; 4) адекватность в общении и в межкультурных отношениях; 5) целостность и интегрированность личности. Таким образом, кроме сугубо социальных показателей, основными, решающими являются признаки психологического благополучия, гармоничности и зрелости личности, т. е. все то, что непосредственно связывают с понятием психологического здоровья.
Определение здоровья во многом опирается на понятие «благополучие». Благополучие, как и «позитивное здоровье», предусматривает реализацию физических и духовных потенций человека62. Без сохранения психологической устойчивости реализация физических и духовных потенций невозможна, т.е. невозможно и удовлетворение от процесса самореализации, невозможно ощущение умственного и социального благополучия. Проявления здоровья или нездоровья личности связаны не только с нормальным функционированием организма, а и обусловлены психосоциальным благополучием, эффективной социально-психологической адаптацией, реализацией своей личности в окружающем мире. В.А. Кудрявцева63 отождествляет психологическое здоровье с духовным, и рассматривает его как наиболее адекватную меру индивидуального и общественного благосостояния, с точки зрения И.В. Дубровиной термин «психологическое здоровье» принадлежит к личности в целом, находится в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа64. В гуманистической психологии психологическое здоровье рассматривается как продукт творческой самореализации, самовыражения. А.Маслоу предложил концепцию существования у человеческого существа тенденции
к движению вперед или потребности в развитии в направлении того, что называется
65
Лебедева Н.М. Социально-психологические закономерности аккультурации этнических групп // Этническая психология и общество / Под ред. Н.М.Лебедевой. - М. : Старый сад, 1997. - С.271-289.
61 Солдатова Г.У. Психологическая помощь мигрантам: травма, смена культуры, кризис идентичности
[для студ.высш.учеб.заведений, обучающихся по направл. и спец-тям психологии] / Солдатова Г.У.,
Шайгерова Л.А., Калиненко В.К., Кравцова О.А. - М. : Смысл, 2002. - С.130. - (Теория и практика
психологической помощи).
62 Никифоров Г.С. Психология здоровья : учебник для вузов [для студ.высш.учеб.заведений,
обучающихся по направл. и спец-тям психологии] / Герман Никифоров [Федеральн. целевая програма
«Культура России»]. - СПб. : Питер, 2003. - 607 с. (Серия «Учебник для вузов»)
63 Кудрявцева Е.Н. Здоровье человека: проблемы и суждения / Кудрявцева Е.Н. // Вопросы философии. -
1997. - № 12. - С. 98-109. - Б1блюгр.: с.109.
64 Практическая психология образования : учебник для студентов высших и средних специальных учеб-
ных заведений / под ред. И.В.Дубровиной. - СПб. : Питер, 2007. - 592 с. - (Серия «Учебное пособие»).
65 Хьелл Л. Теории личности (Основные положения, исследования и применение) / Л.Хьелл, Д.Зиглер. -
СПб. : Питер Ком, 1999. - 608 с. (серия «Мастера психологии»).
самоактуализацией или психологическим здоровьем .
Среди критериев психологического здоровья приводятся следующие: позитивное отношение к деятельности; наличие позитивно ориентированных жизненных планов; критичность, способность правильно оценивать других; самокритичность, самоконтроль, самоанализ; способность к сочувствию, эмпатия; готовность к преодолению жизненных трудностей, умение адекватно использовать личностные психические ресурсы, позитивный вектор отношения к жизни. По многим позициям состояние психологического здоровья определяется по таким же критериям, что и успешность психологической и социально-психологической адаптации. Социокультурная адаптация мигрантов рассматривается исследователями с точки зрения переживания мигрантами изменений, культурных отличий, изоляции и депривации, а потому миграция считается стрессогенным, психотравмирующим фактором.
Динамический процесс адаптации мигрантов к реалиям изменяющегося окружения, вызывает фрустрации, депрессии, агрессивность, но в то же время по Э.Эриксону, психосоциальный кризис является закономерным этапом на пути саморазвития личности к обретению новой идентичности (Ю. Александровский, Н. Лебедева, А. Сухарев)66.
Анализ публикаций свидетельствует о довольно интенсивном исследовании проблем идентификации и идентичности, наиболее значительными работами украинских ученых в этой области можно считать исследования П. Гнатенко и В. Павленко, К. Ко-ростелиной, С. Макеева, Л. Орбан-Лембрик, М. Пирен.
Следует добавить, что способность легко изменять свои идентификационные структуры, как отмечает Г.М. Андреева, сегодня считается фактором психического здоровья: формируется субъект, который легко изменяет роли и соответствующие им идентичности67. Это способствует тому, что личность становится более гибкой, лучше адаптированной к социальной среде.
Проблема потери или частичной дезактуализации этнического (национального) самосознания (а она неизбежно имеет место даже в социально благополучных регионах) далеко не у всех мигрантов протекает безболезненно. Часто мы сталкиваемся здесь со снижением социальной активности, ростом апатии, временами возникает стремление к групповой изоляции по этническому признаку, коммуникация усложняется, ценностные ориентации могут претерпевать хаотичных и даже деструктивных для социума метаморфоз, вследствие чего этнически дезадаптированная личность становится по сути маргинальной и требует психологической помощи68. А.В. Сухарев даже вводит и подробно исследует феномен этнообусловленной депрессии69.
Александровский Ю.А., Щукин Б.П. Психические расстройства во время и после стихийных бедствий и катастроф / Александровский Ю.А., Щукин Б.П. // Журнал невропатологии и психиатрии им. Корсакова. - 1991. - №5. - С.39-43.
67 Андреева Г. М. Социальная психология в современном обществе: Учебное пособие для вузов / Т.Л.
Алавидзе, Г.М. Андреева, Е.В. Антонюк и др.; Под. ред. Г.М.Андреевой, А.И. Донцова. - М. : Аспект
Пресс, 2002. - 335с.
68 Кайгер В. И. Об исследовании проблем психологической адаптации немцев-переселенцев в Украине в
1993-1998 гг. из стран бывшего СССР // Психолопя на перетшп тисячолиъ : Зб. наук. праць 1нституту
психологи 1м. Г.С. Костюка АПН Украши. В 3 т. - К. : Гнозис, 1999. - Т.1. - С. 539-543.
69 Сухарев А.В. Этническая функция культуры и психические расстройства / А.В.Сухарев //
Психологический журнал. - 1998. - №6. - С.47-56.
В исследованиях, посвященных адаптации мигрантов отмечается, что, прежде всего, социально-психологическая дезадаптированность личности выражается в неспособности удовлетворения собственных нужд и потребностей. С другой стороны, личность, имеющая нарушения адаптации или полную дезадаптированность, не в состоянии удовлетворительно идти навстречу тем требованиям и ожиданиям, которые предъявляют к ней социальная среда и собственная социальная роль, ее ведущая в данной среде профессиональная или другая деятельность. Одним из признаков социальнопсихологической дезадаптированности личности является переживания длительных внутренних и внешних конфликтов и неспособность найти психические механизмы и формы поведения, необходимые для их разрешения. Указывается, что этническое самосознание человека в чужом этническом окружении, как правило, находится в состоянии затяжного стресса.
Специфика процесса социокультурной адаптации мигрантов традиционно исследуется в пределах концепции аккультурации, которая сначала развивалась в русле ан-
70
тропологических исследований . В 1936 году представители культурной антропологии Р. Редфилд, Р. Линтон и М. Херсковиц определили аккультурацию как «совокупность явлений, возникающих вследствие непосредственного и продолжительного контакта, в котором происходят изменения в культурных паттернах одной или обеих групп»
71
(Redfield, Linton, Herskovits, 1936) и разработали модель ее исследования, в которой аккультурация рассматривается как двусторонний процесс, влияющий на обе контактирующие группы. Также они подчеркивали отличие аккультурации от культурных изменений, которые являются только одном ее аспектом, а также от ассимиляции - полного поглощения другой культурой.
Те же авторы выделяют три основных следствия аккультурации: а) восприятие -усвоение значительной части другой культуры и принятие стереотипов поведения и ценностей; б) адаптацию - объединение собственных и заимствованных элементов в гармоничное целое или сохранение установок, которые противоречат друг другу и взаимодействуют в зависимости от обстоятельств; в) реакцию - возникновение множества различных контр-аккультурационных движений и выход на первый план психологических факторов (Redfleld, Linton, Herskovits, 1936). В начале 50-х годов Р. Билз распространил понятие «аккультурация» на исследование групп мигрантов. Известный американский антрополог М. Мид изучала процессы аккультурации иммигрантов на основе концепции межпоколенных отношений (М. Мид, 1988).
Уже в первые годы ХХ столетия в США была выявлена следующая закономерность межгосударственной миграции: нервно-психическое здоровье мигрантов хуже, чем у стационарного населения. В то же время обследования на рабочих местах, наоборот, показывают лучшее нервно-психическое здоровье мигрантов по сравнению с другими работниками («феномен здорового мигранта»). Это объясняется действием фактора селекции, - только мигранты с высоким уровнем нервно-психического здоровья показывают достаточную адаптацию к новому социокультурному окружению.
Ситуация эмиграции содержит в себе ряд факторов, которые нарушают нервно-психическое функционирование индивидов. Это потеря социального статуса, бедность, инокультурное окружение, межпоколенный разрыв. Они порождают специфические для миграции виды нервно-психических расстройств («невроз эмигрантов»). Установлено, что вредное влияние эмиграции на нервно-психическое здоровье мигрантов зави-
72
Орбан-Лембрик Л.Е. Сощальна психолопя: Пщручник: У 2 кн. Кн.2: Сощальна психолопя груп. Прикладна сощальна психолопя. [для студенпв вищих навчальних заклад1в] / Л.Е. Орбан-Лембрик. -Кшв : Либщь, 2006. - 560 [2] с.
71 Солдатова Г.У. Психологическая помощь мигрантам: травма, смена культуры, кризис идентичности
[для студ.высш.учеб.заведений, обучающихся по направл. и спец-тям психологии] / Солдатова Г.У.,
Шайгерова Л.А., Калиненко В.К., Кравцова О.А. - М. : Смысл, 2002. - 479 с. - (Теория и практика
психологической помощи).
72 Никифоров Г.С. Психология здоровья: учебник для вузов [для студ.высш.учеб.заведений,
обучающихся по направл. и спец-тям психологии] / Герман Никифоров [Федеральн. целевая програма
«Культура России»]. - СПб. : Питер, 2003. - 607 с. (Серия «Учебник для вузов»)
сит от величины культурной дистанции между своей страной и страной пребывания72. Таким образом, исследователи связывают успешность аккультурации с социокультурной адаптацией, а ее эффективность, в свою очередь, - непосредственно с компонентами психологического здоровья.
После Второй мировой войны миграционные перемещения людей стали массовыми, причины переселения мигрантов были признаны стрессогенными, поэтому результатам столкновения мигрантов с другой культуры исследователи начали уделять все больше внимания. Американский антрополог К.Оберг назвал психическое состояние, в котором переселенцы находились в чужой стране «культурным шоком», он считал, что погружение в другую культуру для каждого человека является дезорганизующим переживанием.
Ф. Бок во вступлении к сборнику статей по культурной антропологии («Culture Shock») предлагает такое определение культуры: «Культура в широчайшем смысле слова - это то, чему ты становишься чужаком, когда покидаешь свой дом. Культура содержит в себе все убеждения и ожидания, которые высказывают и демонстрируют люди... Когда ты в своей группе, среди людей, с которыми имеешь общую культуру, тебе не нужно обдумывать и проектировать собственные высказывания и поступки, поскольку все - и ты, и они - видите мир в принципе одинаково, знаете, чего ждать друг от друга. Когда вы находитесь в чужом обществе, вы ощущаете трудности, беспомощность и дезориентированность, которые можно назвать культурным шоком. Культур-
73
ный шок - это конфликт двух культур на уровне индивидуального сознания [15]73.
Множество исследователей стремились уточнить понимание культурного шока, подчеркивая разные стороны пребывания в другой культуре. Для этого использовались понятие «культурная усталость» (Guthrie, 1975), «языковой шок» (Smalley, 1963), «ролевой шок» (Byrnes, 1966) и т.д. [13, с.133] Ф. Бок описал культурный шок как эмоциональную реакцию, возникающую вследствие неспособности понять, проконтролировать и предусмотреть поведение других людей (Воск, 1970). Другие авторы связывали культурный шок с неопределенностью норм и ожиданий и, поэтому, со сложностью контроля над ситуацией и ее прогнозированием. В связи с этим возникает тревожность, апатия, пока не сформируются новые когнитивные конструкты для понимания другой культуры и построение соответствующих моделей поведения.
Солдатова Г.У., по результатам собственных исследований, доказывает, что для мигрантов также являются характерными недостаток уверенности в себе, недоверие к окружающим и психосоматические проявления. Чувство потери контроля над ситуацией, собственной некомпетентности, неосуществление желаний выражаются у мигрантов в чувствах гнева, агрессивности и враждебности по отношению к представителям страны пребывания.
С. Лисгардом (Lysgaard, 1955) предложена концепция стадий адаптации в виде графической U-Кривой: 1 фаза - состояние приподнятости и оптимизма; 2 фаза - период фрустрации, растерянности; 3 фаза - постепенное улучшение, которое сопровождается чувством близости к новому обществу и удовлетворенности им. U-кривая показывает, что удовлетворенность и благополучие иммигрантов постепенно снижаются, но потом возрастают снова. Общая продолжительность периода приспособления - около двадцати месяцев.
73 Фернхем А., Бочнер С. Культурный шок // Психологическая помощь мигрантам: травма, смена культуры, кризис идентичности / Солдатова Г. У., Шайгерова Л. А., Калиненко В. К., Кравцова О. А. - М. : Смысл, 2002. - С.193-200.
Канадские психологи Дж. Берри и Р. Аннис в качестве одного из видов стресса, который переживают мигранты на новом месте описали так называемый «стресс аккультурации» (Beery, Annis, 1974). Сначала стресс аккультурации рассматривался как форма аномической депрессии, т.е. потери ценностей и норм (Jilec, 1982). Позднее Дж. Вестермайер представил стресс аккультурации как отдельный синдром, который содержит в себе депрессивные, параноидные и тревожные симптомы. Он считал, что при таких расстройствах малоэффективными являются как фармакологические, так и социальные или психологические вмешательства (Westermeyer, 1989). Эти клинические наблюдения подтверждают результаты изучения ностальгии - тоски по родине. Это понятие ввел швейцарский врач И. Хофер, психиатры начали изучать это явление еще в XVII столетии. На границе XIX и XX столетий результаты исследований ностальгии
74
обобщил немецкий психиатр и философ Карл Ясперс .
В качестве проявлений стресса аккультурации большинство исследователей и практических психологов называют социальную дезинтеграцию и личностный кризис. Обычный социальный порядок и культурные нормы утрачены, человек может легко растеряться в измененной ситуации. На групповом уровне источником тревожности является то, что в новых условиях не работают прошлые схемы властных отношений, общественного порядка и экономические стратегии, а на индивидуальном уровне могут возникнуть враждебность, неуверенность, идентификационная спутанность и депрессия. Авторы отмечают, что переживания, связанные с новой культурой, вызывают неприятное удивление из-за неожиданности, а также потому, что могут приводить к отрицательной оценке собственной культуры.
Гипотеза культурного шока предполагает, что все мигранты склонны к этому, однако это предположение требует эмпирического подтверждения. Изменения среды, обычного окружения не для всех людей являются неприятными или стрессогенными. Некоторые люди не переживают никаких отрицательных чувств, больше того они ищут новых переживаний и наслаждаются ими (Zuckerman, 1971). Положительное значение изменений среды состоит в потому, что они являются толчком к саморазвитию, а преодоление трудностей приводит к личностному росту и самосовершенствованию.
Исследователи культурного шока определили его зависимость от сходства или различия культур, было доказано, что степень выраженности социальных трудностей, отчуждения и стресса зависит от величины дистанции между собственной культурой мигранта и культурой принимающей страны, что объясняется, в частности, недостатком социальных навыков, необходимых для эффективного общения в другой культуре. Некоторые исследователи подчеркивают значимость отдельных параметров принимающего общества, являющихся важными для оценки силы и длительности культурного шока. Во-первых, могут отличаться сходство / подобие собственной и чужой культур, которые существуют на самом деле и которые воспринимаются мигрантом, т. е. речь идет об адекватности восприятия новой культуры; во-вторых, представители традиционных культур, которым свойственна регламентированность поведения, власть традиций, хуже адаптируются; в-третьих, в странах, где на государственном уровне провозглашена политика культурного плюрализма, равенства, свободы выбора, партнерства, адаптация происходит лучше; в-четвертых, имеет значение толерантность к другим культурным ценностям; в-пятых, сила и длительность переживания культурного шока часто зависит от степени несоответствия природы и климата своей и принимающей страны.
74 Солдатова Г.У. Психологическая помощь мигрантам: травма, смена культуры, кризис идентичности [для студ.высш.учеб.заведений, обучающихся по направл. и спец-тям психологии] / Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Калиненко В.К., Кравцова О.А. - М. : Смысл, 2002. - 479 с. - (Теория и практика психологической помощи).
Выводы: таким образом, обзор литературы позволяет утверждать, что большинство ученых, которые исследовали процесс, результаты и эффективность аккультурации пришли к выводу относительно наличия прямой положительной взаимосвязи между успешностью адаптации мигранта в иноэтнической среде и показателями его психологического здоровья - если стресс аккультурации оказался слишком трудным, психологическое здоровье ухудшается, наблюдается растерянность, депрессия, высокая тревожность, апатия и т.п.. Однако, все же в этом вопросе нет абсолютной однозначности, линейности взаимосвязей, интересным для нас является наличие противоречивых эмпирических данных. Этот факт побуждает к более подробному изучению влияния миграции и,

Ви переглядаєте статтю (реферат): «ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ МИГРАНТОВ» з дисципліни «Актуальні проблеми клінічної та прикладної психології»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Етапи процесу кредитування
ТЕОРЕТИЧНІ ДЖЕРЕЛА ФІНАНСОВОЇ ДІЯЛЬНОСТІ ПІДПРИЄМСТВ
ІНДИКАТИВНЕ ПЛАНУВАННЯ ІНВЕСТИЦІЙ
Якість створення продукту
Что же такое 3G… 4G… и кто больше?


Категорія: Актуальні проблеми клінічної та прикладної психології | Додав: koljan (29.01.2012)
Переглядів: 1647 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП